Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 02:01, реферат
Одним из лучших испанских романов эпохи Возрождения по праву считается бессмертное творение Мигеля де Сервантеса Сааведры «Дон Кихот», явившееся плодом пристального изучения жизни испанского народа на огромной территории страны, которую Сервантес исходил вдоль и поперек в качестве сборщика налогов, сталкиваясь с самыми разнообразными слоями населения.
Введение.......................................................................................................... 3
Конспект статьи С. Г. Бочарова «О композиции Дон Кихота»................... 4
Заключение..................................................................................................... 13
Библиография................................................................................................. 14
В "Дневнике писателя" (сентябрь 1877 г.) Достоевский вспомнил один из разговоров Дон Кихота, в котором писателя поразила несоразмерность дотошной заботы о правде в подробностях при вопиющей невероятности целого. Любопытно, что в книге Сервантеса нет именно такого разговора, хотя есть разговоры и объяснения, подобные этому. Суть эпизода, синтезированного Достоевским, заключается в том, что Дон Кихота внезапно поражает факт рассечения одним ударом целого ряда противников, однако он тут же выходит из затруднения, объяснив это «волшебностью рассекаемых тел». Достоевский в недоумении: не абсурд общей истории, а всего лишь деталь, частность волнуют героя. Фантастический человек затосковал о реализме! Писатель очень тонко прочувствовал одну из основных особенностей героя, а именно его болезненную страсть к «документальному» реализму при абсолютном игнорировании общей неправдоподобности.
Действие во второй половине книги не просто продолжает действие первой части, но из него исходит, как уже из написанного романа: "Первая часть проистекает из книг, прочитанных Дон Кихотом, вторая, в свою очередь, исходит их первой". Получается, что первая часть будто вставлена в свое продолжение. Но эта всавка уже иного рода - здесь повествование материализуется совершенно в духе сознания Дон Кихота и Санчо: подлолжное повествование равно подложной действительности, находящейся где-то близко.
Все лица второго тома уже сознательно заняты этим искусственным, неорганическим действием. И этот «роман» был уже полностью помещен в действительность и пребывал в равновесии с ней, однако Дон Кихот не в состоянии увидеть той придуманной, театральной метаморфозы. Он сокрушен тем, что не видит всего того, что так красочно описывал ему Санчо. Из первого тома во второй Дон Кихот переходит как будто в новое состояние мира и начинает видеть его.
Дон Кихот начинает "правильно" видеть как раз с того времени, как его окружает ложная видимость. Его "роман" воплощается в имперический "факт", невероятная рыцарская материя предстает "во плоти". Дон Кихот второй половины особенно дальновиден, мудр и широк. Он вдруг говорит герцогине на вопрос о Дульсинее Тобосской, что одному богу известно, существует ли она на свете, «воображаемое ли она существо или не воображаемое; в такого рода вещах не следует доискиваться до самого дна».
Роман Дон Кихота реален если не явно, то виртуально (скрыто). Так, "Дон Кихот" не просто изображает определенную реальность, но в этой книге исследуется сама проблема реальности. Над нею бьются все лица романа, кто-то даже клянется правдой, взывает к истине, к очевидности. Ибо истина очевидна, поэтому популярен такой аргумент в опровержение донкихотовых бредней, что все это столь же далеко от правды, как ложь от истины; однако рыцарь Печального образа им может ответить то же. Ккогда Санчо единственный раз выступает "волшебником" и превращает для Дон Кихота простую женщину в Дульсинею, он так же аргументирует тем, что "так нетрудно обнаружить правду"; и Дон Кихот хотя и не видит, но верит. Очевидность столь же аргумент противников Дон Кихота, сколь его собственный аргумент.
Композиция "Дон Кихота", выясняющая проблему реальности, расчлененная и ступенчатая, аналитическая ("проверки и перепроверки", вставные новеллы, основные повествования, "кривые и пересекающиеся", разделы сознания и действительности, иллюзии и правды), что отвечает организации современного мира, ибо Серваетес не разделяет иллюзий Дон Кихота и твердо уверен в нетождественном отношении сущности явления, понятия и предмета, повествования и действительности. Сервантес изображает мир, где настоящее отношение спутано, скрыто, неявно.
"Дон Кихот" - это
особый роман, стоящий в
Заключение
Итак, нами была рассмотрена статья С. Г. Бочарова «О композиции «Дон Кихота» », в которой автор подвергает анализу не только структуру произведения Сервантеса со всеми хитросплетениями его сюжета и вставными новеллами, но и саму суть сознания его главного героя. В процессе работы литературовед обнаруживает, что роман имеет многоуровневую архитектуру: на "роман" сознания Дон Кихота, который одновременно и жизнь его, надстраивается еще подражание роману, сознательная воля творить роман, игра, лицедейство. Композиция романа образована совмещением двух, по сути, несовместимых структур - той, что находится в голове героя и той, что вне ее - и являет собой анализ самой проблемы реальности: «Дон Кихот» целиком и полностью построен на размежевании романа и жизни, существующего и фантастического.
Прочтение работы Бочарова позволило мне по-иному взгляну
Библиография:
1. Бочаров С. Г. О композиции «Дон Кихота» // Сервантес и всемирная литература. М., 1969.
1 здесь и далее: С. Г. Бочаров, «О композиции Дон Кихота»
2 здесь и далее: М. Сервантес, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
3
Информация о работе Конспект статьи Бочарова по роману Сервантеса "Дон Кихот"