Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 15:06, контрольная работа
Словосочетание - синтаксическая единица, которая формируется на основе реализации синтаксических свойств слова, в результате семантического распространения одного слова другим. Способность слова сочетаться с другими словами, распространяться другими словами называется валентностью, а сочетательные свойства слова валентными. Валентность слов различна и определяется синтаксическими свойствами слова, его морфологической природой и семантикой. Возьмем, например, слово праздник. Оно может сочетаться с прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными (прекрасный праздник, наступающий праздник, мой праздник) и с существительными в родительном падеже (праздник школы, города, факультета); слово встречать – с винительным падежом (встречать студентам), с творительным падежом (встречать с другом), с наречиями (встречать дружно, радостно, ласково, гостеприимно).
1. Словосочетание и сочетание слов…………………………………………...
3
1.1. Структура и семантика словосочетаний…………………………………
4
1.2. Виды словосочетаний……………………………………………………….
6
1.3. Простые и сложные словосочетания……………………………………...
7
1.4. Виды подчинительной связи слов в словосочетании…………………..
8
2. Предложение как основная единица синтаксиса………………………….
11
2.1. Типы предложений в русском языке……………………………………...
12
2.2.Виды односоставных предложений………………………………………...
16
3. Литература……………………………………………………………
Московский государственный открытый университет
имени М.А. Шолохова
Контрольная работа
по русскому языку
Выполнила студентка заочного отделения 402-2 группы дефектологического факультета по специальности логопедия
Бабак О.В.
проверила: Бекетова В.Н.
Шадринск 2007
содержание
1. Словосочетание и сочетание слов…………………………………………... |
3 |
1.1. Структура и семантика словосочетаний………………………………… |
4 |
1.2. Виды словосочетаний………………………………………… |
6 |
1.3. Простые и сложные словосочетания…………………………………….. |
7 |
1.4. Виды подчинительной связи слов в словосочетании………………….. |
8 |
2. Предложение как основная единица синтаксиса…………………………. |
11 |
2.1. Типы предложений в русском языке……………………………………... |
12 |
2.2.Виды односоставных предложений………………………………………... |
16 |
3. Литература…………………………………………………… |
24 |
1. Словосочетание и сочетание слов
Словосочетание - синтаксическая единица, которая формируется на основе реализации синтаксических свойств слова, в результате семантического распространения одного слова другим. Способность слова сочетаться с другими словами, распространяться другими словами называется валентностью, а сочетательные свойства слова валентными. Валентность слов различна и определяется синтаксическими свойствами слова, его морфологической природой и семантикой. Возьмем, например, слово праздник. Оно может сочетаться с прилагательными, причастиями, местоимениями-прилагательными (прекрасный праздник, наступающий праздник, мой праздник) и с существительными в родительном падеже (праздник школы, города, факультета); слово встречать – с винительным падежом (встречать студентам), с творительным падежом (встречать с другом), с наречиями (встречать дружно, радостно, ласково, гостеприимно).
Поскольку словосочетания
образуются путем
Подчинительная связь – это связь формальной зависимости одного слова от другого, которая предопределяется категориальными и свойствами слова. Поэтому в словосочетании одно слово главное (стержневое), а другое зависимое, формально подчиняющееся главному: читать* книгу, широкая равнина*, наш университет*, подвиг* солдата.
Словосочетание представляет
собой соединение не менее
двух знаменательных слов. Поэтому
следует отличать
К несинтаксическим сочетаниям слов относятся:
На летних каникулах студенты решили поехать в спортивный лагерь.
В данном примере составное глагольное сказуемое является синтаксически неразложимым сочетанием слов, обозначающим предикативный признак предмета.
К словосочетаниям не относятся сочетания слов, которые рассматриваются как сочетания, образующиеся лишь в структуре предложения:
Структуру словосочетания составляет совокупность 4-х конструктивных признаков:
В современном русском языке словосочетания строятся по определенным структурным схемам, моделям. Например, «прилагательное + существительное» – сильная держава, веселый смех; «глагол + существительное в винительном падеже», - принимать бюджет, читать статью; «глагол + наречие» – говорить громко, повторить вслух; «числительное + существительное в родительном падеже» – три студента и др.
Словосочетание обладает
свойственным лишь ему
Выделяются четыре основные типа синтаксических отношений в словосочетании:
Объектные отношения выявляются в том случае, если к зависимому слову можно поставить только вопрос косвенного падежа. В этом случае зависимое слово в предложении выступает в виде дополнения.
В особую группу
выделяются комплетивные (восполняющие)
отношения – «предметы и их
количества». Они возникают
По степени синтаксической
спаянности в синтаксисе
Свободные словосочетания – это такие, которые состоят из слов, сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение. Каждый их компонент выполняет в предложении роль отдельного члена предложения. Компоненты свободных словосочетаний могут замещаться словами соответствующей категории: золотая осень, ранняя осень. Холодная осень, дождливая осень.
Несвободные (нечленимые, неделимые, цельные) – это словосочетания. Тесно лексически связанные и нечленимые в данном контексте. Хотя каждое слово в них сохраняет самостоятельное лексическое значение, в предложении они всегда являются одним членом предложения: три друга, мало слов, несколько учеников, никто из них, хотел поступать, начал учиться, готов помочь и др. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания обнаруживаются только при функционировании в предложении, где они утрачивают раздельность компонентов: Один из студентов вернулся поздно (один из студентов – подлежащее).
От свободных и синтаксически несвободных словосочетаний следует отграничивать устойчивые, фразеологические сочетания, в которых компоненты утрачивают самостоятельность: гонять лодыря, бить баклуши, зайти в тупик, строить воздушные замки, держать нос по ветру, дать слово, филькина грамота.
При делении словосочетаний по структуре принято выделять простые и сложные.
Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: принять решение, красивое пальто, курс обучения, тропинка из рощи. Эти словосочетания построены на основе одного вида связи (или согласования, или управления, или примыкания). Как правило, простые словосочетания двусловны, но могут иметь в своем составе и три слова при наличии аналитических форм (самый красивый город, будет учит в школе).
Сложные словосочетания состоят из трех и более знаменательных слов. Они образуются на основе разных видов связи: увлеченно смотреть новый фильм, первые цветы в апреле. Чаще всего сложные словосочетания образуются из простых словосочетаний путем различной комбинации их:
При такой классификации
простых и сложных
Таким образом,
при определении количественно-
Классификация словосочетаний по главному слову опирается на морфологическое выражение главных слов. В соответствии с этим различаются следующие типы словосочетаний:
а) субстантивные (главное слово – имя существительное): зимний день, мой дом, отрывок из повести, умение нравиться, свидание с другом, седьмой день.
б) адъективные (главное слово – имя прилагательное): полезный для здоровья, едва слышный, широкий в плечах, способный организовать, очень известный, равнодушный ко всему.
в) с главным словом числительным: три друга, два студента, один из немногих, пятый по списку.