Куртуазная литература Средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:36, реферат

Описание

Цель написания работы: раскрыть особенности, формы, место
В соответствии с данной целью возникает необходимость решения следующих задач:
• Дать определение основных понятий;
• Дать характеристику эпохи и социокультурного процесса возникновения куртуазной литературы;
• Раскрыть специфику, роль в литературном процессе и значение куртуазной литературы.

Работа состоит из  1 файл

К. Р. Куртуазная л-ра.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

НОУВПО «Камский институт

гуманитарных  и инженерных технологий»

Факультет «Экономики и коммуникаций»

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему

«Куртуазная литература Средних веков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

ЗСО-81

Степанова К. М.

 

Проверила:

Порохова А. В.

 

 

 

 

Ижевск

2009

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Западноевропейская средневековая  культура, несмотря на кажущуюся легкость и «узнаваемость», является достаточно сложной. У многих преобладает крайне упрощенная и ошибочная оценка средневековья как мрачного тысячелетия всеобщей дикости, упадка культуры, торжества невежества и всевозможных предрассудков, реже – идеализация этой культуры как времени подлинного торжества благородства в духе романов В. Скотта.

Тема данной работы «Куртуазная литература Средних веков».

Цель написания работы: раскрыть особенности,  формы, место

В соответствии с данной целью возникает необходимость  решения следующих задач:

    • Дать определение основных понятий;
    • Дать характеристику эпохи и социокультурного процесса  возникновения куртуазной литературы; 
    • Раскрыть специфику, роль в литературном процессе и значение куртуазной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

Термин «средневековье» возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные «срединные» века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов.

На самом деле все  обстояло гораздо сложнее. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим образованием было средневековое общество.      

Западноевропейская средневековая  культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период (V - XV вв.).

Становление средневековой  культуры происходило в результате драматического и противоречивого  процесса столкновения двух культур – античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры, с другой стороны, – взаимодействием и постепенным слиянием античной (романское начало) и варварской (германское начало) культур.

Ещё одним важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

В центре всего социокультурного процесса средневековой культуры находилось   Христианство, которое стало своего рода объединяющей оболочкой, которая обусловила формирование средневековой культуры как целостности.

Главной, центральной  идеей картины мира средневекового человека, вокруг которой формировались  все ценности культуры, вся структура  представлений о мироздании, была христианская идея Бога.

Это касается науки, так  как наука подчинялась строго определенному иерархическому порядку. Верхнее место в иерархии ее сфер отводилось философии, цель которой усматривалась в доказательстве истинности христианского вероучения. «Низшие» науки (астрономия, геометрия, математика, исторические знания и т. д.) подчинялись и служили философии. В условиях господства религиозных взглядов наиболее развитой формой теоретического мышления стала теология.

В основном религиозным было и  средневековое образование.

Образно-смысловая система  средневекового искусства выражала центральную идею картины мира средневекового человека – христианскую идею Бога. Искусство воспринималось как своего рода библейский текст, легко читаемый верующими посредством многочисленных скульптурных и живописных образов.

В рамках литературы высокого средневековья (XI-XIV вв.) продолжала развиваться самая ранняя письменная литература в Европе – клерикальая или церковная. Клерикальная литература определяла смысловую направленность раннесредневековой литературы.

На всем протяжении многовекового  развития средневековья особой популярностью пользовались такие её жанры, как: агиография – церковная литература, описывающая жития святых; проповеди – разного рода сентенции, заимствованные как из Библии, так и у античных поэтов-сатириков; гимны, воспевающие святых покровителей монастырей, церковные праздники и занимавшие доминирующее положение среди лирических жанров клерикальной литературы и ряд других.     

Хотя средневековая  культура обладала идейной, духовной и  художественной целостностью, доминирование  христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества – рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового социального слоя – горожан.

Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль  жизни рыцарства и горожан  предопределили их сосредоточенность на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.      

Прежде чем сформировалась собственно городская культура, светская духовность стала утверждаться в рыцарской  культуре.

Создателем и носителем рыцарской культуры являлось военное сословие, зародившееся еще в VII - VIII вв., когда получили развитие условные формы феодального землевладения. Рыцарство, особый привилегированный слой средневекового общества, на протяжении веков выработало собственные традиции и своеобразные этические нормы, собственные воззрения на все жизненные отношения. Становлению идей, обычаев, морали рыцарства способствовали во многом Крестовые походы, его знакомство с восточной традицией.      

Расцвет рыцарской культуры приходится на XII-XIII вв., что было обусловлено, во-первых, окончательным его оформлением в самостоятельное и могущественное сословие, во-вторых, приобщением рыцарства к образованию (в предшествующий период большая его часть была неграмотной).

Следует отметить, что в период высокого Средневековья наряду с отделением литературы от исторических, религиозных, научных и т. п. произведений, увеличивается разрыв между народной культурой и элитарной (в предшествующий период вся сфера поэтического творчества преимущественно отражала общенародный идеал).

 

    1. КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Куртуазия – рыцарский кодекс «благородства» (героический, морально-эстетический идеал  рыцаря) [2, с. 164].

Куртуазная литература (от французского courtois – учтивый, вежливый) – придворно-рыцарское направление в европейской литературе 12-14 вв. [3, с. 174].     

Куртуазная литература в эпоху  Высокого Средневековья была представлена рыцарским романом и лирикой. Две эти ведущие формы рыцарской  литературы были тесным образом связаны  с рыцарской культурой, которая к концу XI в. обрела все более светский характер. Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию формируется специфические рыцарские идеалы.      Теперь в обязанности рыцаря входила не только защита чести и достоинства сюзерена, как отражалось в героическом эпосе. Традиция требовала от рыцаря следовать определенным «правилам чести», так называемому «кодексу рыцарской чести». Основа кодекса – идея верности долгу, кодекс регулировал правила ведения боя, благородное поведение в бою, поединке, щедрость, смелость.

Так же традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, уметь вести себя в обществе, утонченно ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине, защищать униженных и оскорблённых, рыцарь должен быть не только смелым, верным и щедрым, но и учтивым, умеющим тонко и нежно чувствовать. В число «семи рыцарских добродетелей», наряду с верховой ездой, фехтованием, плаванием, игрой в шашки, умелым обращением с копьём, входило также поклонение и служение даме сердца, сочинение и пение стихов в ее честь.

Важнейшим элементом рыцарского кодекса  поведения становится куртуазность: рыцарь обязан уметь слагать стихи, играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать.

Указанные идеалы составляли основу представления о специфически рыцарском  поведении - куртуазии. Куртуазия - особый ритуал отношений и нравственных категорий, диктуемых придворным этикетом.

Таким образом, к XII в. рыцарские ценности подверглись систематизации и универсализации, им был придан широкий этический смысл. Эти новые ценности легли в основу светской, так называемой куртуазной литературы – рыцарской лирики и рыцарского романа.

В то время возник так  называемый культ Прекрасной Дамы, в роли которой обычно выступала  жена  сюзерена рыцаря. Куртуазная любовь – специфическая средневековая форма возвышенной чувственной внебрачной любви рыцаря к прекрасной даме. Современники называли ее «утонченная любовь», французский историк Гастон Парис назвал этот тип отношений «куртуазным» («придворным»). Как правило, это была платоническая любовь между молодым неженатым рыцарем и женой его господина. Рыцарь подчеркивал свое подчинение Даме, служил ей, как вассал своему сеньору. Влюбленный рыцарь проходил несколько стадий: любовь «колеблющегося», любовь «умоляющего», любовь «услышанного», любовь «друга». На последней стадии ему разрешалось поцеловать руку Даме, заключить ее в объятия. Но все это –  при условии преданности, верности своей даме, готовности выполнить все ее желания. Причина таких отношений  – в брачных обычаях средневековья, когда семья женила только старшего сына, чтобы ограничить раздел земель. Вследствие этого к XII в. рыцарство состояло главным образом из взрослых неженатых мужчин. Они и становились поклонниками знатных матрон. Так рождалась лирика, в центе которой находился герой, испытывающий возвышенное любовное чувство к «даме сердца», чувство, как правило, неразделённое:

Мне в пору долгих майских дней

Мил щебет птиц издалека,

М снова в памяти живей

Моя любовь издалека.

Больной душе отрады нет,

И дикой розы белый  цвет,

Как стужа зимняя, не мил…

                                    (Дж. Рюдель) [5, с. 177]

Новое поэтическое движение развёртывается в Провансе, на юге Франции, и получает название поэзии трубадуров (от прованскальского trobar – изобретать, находить). Поэзия трубадуров достигла своего расцвета в XII в. и стала общеевропейским явлением. Среди трубадуров особенно выделяются Гильом IX – герцог Аквитанский, Дж. Рюдель, Б. де Вентадорн, Б. де Борн, Маркабрю. Под непосредственным влиянием лирики трубадуров на севере Франции (в Пикардии) развилась лирика труверов (от французского trouver – придумывать, сочинять), а в Германии – немецкая рыцарская лирика миннезанг (нем. Minnesinger – певец любви). Главные представители миннезанга – Г. Фон Фельдеке, Ф. фон Хузен, Р. Фон Хаген, В. фон дер Фогельвейде [5, с. 177].

Лирика трубадуров родилась из народной песни, но для поэзии трубадуров, в отличие от непосредственности народного творчества, характерно уже осознанное стремление к сложному профессиональному поэтическому мастерству. Пристальное внимание уделялось рифме (именно трубадуры ввели рифму в книжную поэзию), разрабатывалась строфическая организация стихотворения, каждый жанр регламентировался строгими требованиями. Все это сказалось на формировании авторского самосознания, что определило новый этап в развитии литературы и искусства Средних веков и, как следствие, способствовало возникновению рыцарского романа.

Рыцарский роман появился в XII в. на севере Франции. Французский рыцарский роман, как и провансальская лирика, стал классическим образцом для других стран. В отличие от героического эпоса в рыцарском романе на первом плане были не общественные события, а личная судьба героя, его собственные чувства, прежде всего любовь к Прекрасной даме, во имя которой он совершал свои подвиги. Для рыцарского романа характерно присутствие сказочных и фантастических элементов, обилие исключительных, необычных ситуаций – авантюр. Рыцарский роман был далёк от низменного быта, он идеализировал облик рыцаря и мир рыцарского сословия, хотя в нём, как и в куртуазной лирике, иногда проглядывали черты подлинной жизни того времени.

Рыцарский роман до XIII в. имел стихотворную форму, писался попарно рифмующимся восьмисложником. Композиционная структура куртуазного романа имеет две части: в водной части герой испытывает приключения, которые ведут его к достижению целей, в основной части раскрывается внутренняя коллизия героя, т. е. отражается конфликт внутреннего «я» человека с его социальной персоной. Эта внутренняя коллизия подлежит изображению и разрешению [4, с. 276].

Информация о работе Куртуазная литература Средних веков