Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:36, реферат
Цель написания работы: раскрыть особенности, формы, место
В соответствии с данной целью возникает необходимость решения следующих задач:
• Дать определение основных понятий;
• Дать характеристику эпохи и социокультурного процесса возникновения куртуазной литературы;
• Раскрыть специфику, роль в литературном процессе и значение куртуазной литературы.
В отличие от героического эпоса куртуазном романе уже отсутствовал «формульный» язык, восходящий к фольклору, и обнаруживались приметы индивидуального творчества.
Герой рыцарского романа гораздо более сложен и богат внутренней жизнью, чем монументальные, но однозначные герои героического эпоса. В куртуазной литературе герой проходит через трудные испытания, укрепляя и доказывая свою доблесть. Он вынужден преодолевать и внутренние свои недостатки, и многочисленных противников, в том числе фантастических существ, он совершает путь познания и самопознания. Но он не сталкивается с многоликой или даже безликой житейской прозой, как, например, герои романов нового времени, начиная с «Дон Кихота» Сервантеса. Не находит обычно герой куртуазного романа и непреодолимых противоречий, неизбывного осадка в своей собственной душе [4, с. 7].
По тематике рыцарский роман делится на три цикла: античный, основанный на темах, взятых из античной мифологии и истории («Роман об Александре», « Роман об Энее», «Роман о Трое»); бретонский, основанный на сюжетах народных кельтских легенд (цикл романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, а также примыкающие к ним романы о Тристане и Изольде) и, так называемый, византийский, связанный с традициями византийского и позднегреческого «авантюрного романа испытания» («Роман о Флуаре и Бланшефлор», «песня-сказка» «Окассен и Николетт») [5, C. 178].
Творцами куртуазной литературы были в большинстве случаев рыцари, но были и представители высших классов (короли, герцоги, маркизы), и небольшое количество горожан. Но основная масса – мелкое рыцарство. Из почти 500 известных сегодня творцов куртуазной литературы около половины принадлежало к дворянству, большей частью низшему и небогатому. Известны также имена авторов – влиятельных сеньоров. Среди них наиболее знаменитыми были «первый трубадур» Гильем IX, граф Пуатье и герцог Аквитанский [2, с. 164]. Создателями куртуазной литературы были также горожане, клирики, тесно связанные с феодальной культурой.
Куртуазная литература обслуживала рыцарские замки. Печатного дела тогда не было, литература создавалась при замках, поэтому не была тесно связана с народными массами и не могла представить полную картину действительности. Данная литература была, таким образом, ограниченна сословными рамками рыцарства, темой подвигов и любви, при этом поэтический идеал заслонял собой реальную общественную функцию сословия, что выглядело как бегство в скзку.
Расцвет куртуазной литературы приходится на середину XII в. В XIII в. начинается постепенный, последовательный упадок. Во второй половине XII в. куртуазная литература начинает проникать в город, и происходит её перерождение [2, с. 78].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Куртуазная литература – первая в средние века литература определенной школой мастерства, с определенными традициями, по сути дела, первая, после античной, светская литература.
Средневековый роман (в том числе и куртуазный) представляет собой важнейшее звено в истории повествовательного искусства. Хотя ему предшествовал античный роман, но средневековый роман лишь в некоторой степени опирался на своего предшественника, в основном он формировался заново.
Куртуазный роман не является периферийным жанром (в отличие от античного); это центральное явление средневековой светской литературы, сфера постановки и разрешения важнейших проблем человеческой личности и её отношений с миром.
Открытие внутреннего мира в герое породило определённое гуманистическое содержание в средневековом романе, в чём-то предвосхищающее гуманистические воззрения европейского Ренессанса, согласно которым человек есть центр и высшая цель мироздания.
Куртуазный роман знаменует начало осознанного художественного вымысла и индивидуального творчества. Он составляет вершину средневековой повествовательной литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ