Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:33, сочинение
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Все в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до самого конца.
Когда-нибудь ритмы
Марины Цветаевой, этого столь своеобразного
поэта, станут предметом углубленного
анализа, но и теперь можно сказать,
что они достаточно повлияли на современную
нам поэзию. Думается, возникали
они в полной зависимости от порывистой
и стремительной натуры автора, естественно
приводя ко всем перебоям, паузам, переплескам
за рамки обычной строфы, к острым
изломам привычной метрики. В
известной мере это диктуется
пристрастием к смысловой сжатости,
к своеобразной афористичности, подаваемой
фрагментарно, только намеком на возможную
полную форму. В прямой зависимости
от такой стремительной ритмики
слагается и вся система
Гора
горевала (а горы глиной
Горькой горюют в часы разлук). Гора горевала о голубиной Нежности наших безвестных утр. ...Гора горевала о страшном грузе Клятвы, которую поздно клясть. Гора говорила, что стар тот узел Гордиев: долг и страсть. ("Поэма Горы") |
Или:
...Нате!
Рвите! Глядите!
Течет, не так ли! Заготавливайте - чан! Я державную рану отдам до капли! (Зритель бел, занавес рдян)... ("Занавес") |
Жизнь на капиталистическом
Западе довольно скоро заставила
Цветаеву убедиться в полной невозможности
поставить себя вне времени, вне
движения истории, а главное - в том,
что поэт. желающий сохранить свою
духовную сущность в условиях душного
эмигрантского бытия, обречен на
одиночество и горькие
Разрыв с эмиграцией полный. И одна только мысль: рано или поздно вернуться на родную землю. С особой силой и взволнованностью звучит это чувство в цикле "Стихи к сыну" (1932). Две важнейшие, выстраданные темы переплетаются в этих предельно искренних и горячих стихах: "отцов", виноватых в собственной беде и несущих заслуженную кару за свою вину, и "детей", к вине родителей непричастных, отнять у которых мечту о новой России со стороны "отцов" было бы преступлением.
Родина предстает
уже в новом облике, не такой, какой
виделась в юные годы, стилизованной
под древнюю колокольную Русь.
Чувства Цветаевой
Сегодня
- да здравствует
Советский Союз! За вac каждым мускулом Держусь - и горжусь, Челюскинцы - русские! ("Челюскинцы") |
Тяжкие годы
пребывания Марины Цветаевой за рубежом
- в крайне стесненных материальных
условиях, в одиночестве, в окружении
враждебной ей мещанско-буржуазной среды,
своей сытой пошлостью лезущей
в глаза на каждом шагу (см. гневную
инвективу "Никуда не уехали - ты да
я..."), - совпали с событиями, повергшими
в тревогу всех, кто еще верил
в иллюзии буржуазной демократии.
Грозный призрак фашизма уже
вставал на горизонте. Все это
угнетало и без того угнетенную душу
Цветаевой, рождало в ней и
в ее близких мысль о необходимости
борьбы с надвигающимся злом. Ее
муж и дочь в меру своих сил
помогали интернациональной борьбе
за демократические права
В 1937 году они получили возможность вернуться на Родину. Собиралась последовать за ними и Марина Цветаева с сыном. В это время орды фашистов вторглись в Чехословакию. Цветаева отозвалась на горестное событие циклом гневных стихов, клеймящих Германию и Гитлера. Это одно из самых сильных ее произведений явно публицистического характера. Боль за поруганную краток Чехию, дорогую ей по горьким, но милым сердцу воспоминаниям, сливается с верой в конечную победу вольнолюбивого народа:
Не
умрешь, народ!
Бог тебя хранит! Сердцем дал-гранат, Грудью дал-гранит. ("Не умрешь, народ!..") |
Летом 1939 года Марина Цветаева с сыном приехала в Советский Союз. Первое время она живет в Москве, ей предоставлена возможность заняться переводами, она готовит новую книгу стихов...
Но. время приближало пору грозных военных испытаний, выпавших на долю советского народа. В июле 1941 года Марина Цветаева вместе с сыном и тысячами других эвакуированных из столицы женщин и детей покидает Москву и попадает в лесное Прикамье, в Елабугу. Здесь, в этом маленьком городке, под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, она кончает с собой 31 августа 1941 года.
Так трагически завершается жизненный путь поэта, всей своей судьбой утвердившего органическую, неизвежную связь большого, искреннего таланта с судьбой Родины.