Марина Цветаева: жизнь и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:10, реферат

Описание

Личность Марины Цветаевой настолько широка, богата и противоречива, что охватить ее в немногих словах совершенно немыслимо! Как живо и остро восставала она против всего, что шло наперекор ее жаркому правдолюбию. В произведениях Марины Цветаевой нередко слышатся трагические ноты – отзвук ее тяжелой, разбитой и неустроенной судьбы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Детство……………………......................................................................................4
Юность……………………………………………………………………………..5
Революция и постреволюционный период………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы……………………………………………..12

Работа состоит из  1 файл

литра2.doc

— 74.58 Кб (Скачать документ)

    Революция и постреволюционный период

    Октябрьскую революцию Цветаева не поняла и не приняла. Она не была монархисткой, но опасалась за судьбу России, опасалась перемен. Николай II отрекся от престола 1 марта 1917 года, на следующий день Марина написала:

    Над церковкой голубые облака,

    Крик вороний…

    И проходят - цвета пепла и песка -

    Революционные войска.

    Ох ты барская, ты царская моя тоска!

    Нету лиц у них и нет имен, -

    Песен нету!

          Осенью Цветаева одна едет к Волошину в Коктебель, чтобы побыть с сестрой, у которой умерли первый и второй мужья и младший сын Алеша. Там она оказалась свидетельницей того, как революционные солдаты громили город и винные склады.

    Ночь.--Норд-ост.--Рев солдат.--Рев волн.

    Разгромили винный склад. - Вдоль стен

    По канавам - драгоценный поток,

    И кровавая в нем пляшет луна.

    В творчестве того времени ожидаешь увидеть ту тяжесть жизни, быта, которая сопутствовала поэту в нелегкие послереволюционные годы. Однако за редким исключением там совершенно противоположное - в это время Цветаева увлекается театром, создает шесть романтических пьес (еще три не завершены). А еще циклы «Любви старинные туманы», «Комедьянт», «Дон-Жуан», «Кармен». Все это было попыткой ухода от реальности в прошлое - восемнадцатый век, галантный, легкий, изящный. Главная движущая сила всех ее пьес - любовь, почти всегда завершающаяся разлукой. Цветаева как будто не видит ужасной ситуации в стране.

    Сильно ударила по Цветаевой смерть Александра Блока в 1921 году. Она завершает цикл «Стихи к Блоку», начатый еще в 1916 году. Цветаева видела Блока только на его вечерах, она считала его таким же великим поэтом, как и Пушкина. Цветаева славила его в молитвенном преклонении, «писала своего Блока». В стихотворении «Ты проходишь на запад солнца» она берет за первоисточник православную молитву «Свете тихий».

Ты проходишь на запад солнца,

Ты увидишь вечерний свет.

Ты проходишь на запад солнца,

И метель заметает след….

    С Блоком связаны у Цветаевой такие понятия, как святость, страдание, свет и - снег: «снеговой лебедь», «снеговой певец». Он был для Цветаевой современным Орфеем, с постоянным чувством катастрофы в душе.

    К лету 1923 года Цветаевой была составлена книга «Лебединый стан», так и не вышедшая при ее жизни. Это книга гражданской лирики, клятва в верности - нет, не белогвардейцам и контрреволюции - а мужу, подвигу, поэтизированным добровольцам.

      Стихи эмиграции - важный этап творчества Марины Цветаевой. Их отличает внешняя простота, сдержанность, объективность, но появляется глубина мудрости. В этих стихотворениях видна отрешенность поэта, уход в глубины сознания, во внутренний мир. Цветаева отчуждается от людей, ограничивая свой мир предметами неодушевленными. Появляются циклы, обращенные к столу, кусту, саду. В этих стихах уже нет бунта, поэт принимает все как должное, не пытаясь преодолеть судьбу, углубляется в себя.

Не выдержав тяжелых условий жизни, Марина Цветаева повесилась в сенях деревенского дома в Елабуге 31 августа 1941 года. Она была похоронена на елабужском кладбище, но точное местонахождение ее могилы осталось неизвестным.  

 

Заключение

    Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемнадцать стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную, и историко-литературную прозу, в том числе эссе и философско-критические этюды. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых записей. Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии. Сила ее стихов - не в зрительных образах, а в завораживающем потоке все время меняющихся, гибких, вовлекающих в себя ритмов. Из широкого охвата лирических тем, где все, как к единому центру, сходятся к любви - в различных оттенках этого своенравного чувства, - надо выделить то, что для Цветаевой остается самым главным, глубинным, определяющим все остальное. Особое место в наследие Цветаевой занимают ее поэмы - в сущности, горячий, резкий монолог, то в замедлениях, то в ускорениях стремительного ритма. Известно её пристрастие к стихотворной драматургии. Интерес к театру, драматургии привел Цветаеву к созданию трагедии “Ариадна” (1924) и “Федра” (1927), написанным по мотивам античного мифа. В общей истории отечественной поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать достойное место. Подлинное новаторство её поэтической речи было естественным воплощением в слове метущегося, вечно ищущего истины, беспокойного духа. Поэт предельной правды чувства, Марина Цветаева, со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яростью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошла в русскую поэзию первой половины нашего века. 

 

Список использованной литературы 

  1. А.А. Саакянц. Марина Цветаева: Жизнь и творчество.
  2. М.И. Цветаева. Стихотворения, поэмы. М., 2001
  3. М.И. Цветаева. Лирика. Школьная программа. М., 2001 В
  4. М.О. Белкина. Скрещение судеб.
  5. Ю.М. Каган. Марина Цветаева  в Москве. Путь к гибели. 1992г. Москва, изд. «Отечество

Информация о работе Марина Цветаева: жизнь и творчество