Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 09:10, реферат
Личность Марины Цветаевой настолько широка, богата и противоречива, что охватить ее в немногих словах совершенно немыслимо! Как живо и остро восставала она против всего, что шло наперекор ее жаркому правдолюбию. В произведениях Марины Цветаевой нередко слышатся трагические ноты – отзвук ее тяжелой, разбитой и неустроенной судьбы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Детство……………………......................................................................................4
Юность……………………………………………………………………………..5
Революция и постреволюционный период………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы……………………………………………..12
Революция и постреволюционный период
Октябрьскую революцию Цветаева не поняла и не приняла. Она не была монархисткой, но опасалась за судьбу России, опасалась перемен. Николай II отрекся от престола 1 марта 1917 года, на следующий день Марина написала:
Над церковкой голубые облака,
Крик вороний…
И проходят - цвета пепла и песка -
Революционные войска.
Ох ты барская, ты царская моя тоска!
Нету лиц у них и нет имен, -
Песен нету!
Осенью Цветаева одна едет к Волошину в Коктебель, чтобы побыть с сестрой, у которой умерли первый и второй мужья и младший сын Алеша. Там она оказалась свидетельницей того, как революционные солдаты громили город и винные склады.
Ночь.--Норд-ост.--Рев солдат.--Рев волн.
Разгромили винный склад. - Вдоль стен
По канавам - драгоценный поток,
И кровавая в нем пляшет луна.
В творчестве того времени ожидаешь увидеть ту тяжесть жизни, быта, которая сопутствовала поэту в нелегкие послереволюционные годы. Однако за редким исключением там совершенно противоположное - в это время Цветаева увлекается театром, создает шесть романтических пьес (еще три не завершены). А еще циклы «Любви старинные туманы», «Комедьянт», «Дон-Жуан», «Кармен». Все это было попыткой ухода от реальности в прошлое - восемнадцатый век, галантный, легкий, изящный. Главная движущая сила всех ее пьес - любовь, почти всегда завершающаяся разлукой. Цветаева как будто не видит ужасной ситуации в стране.
Сильно ударила по Цветаевой смерть Александра Блока в 1921 году. Она завершает цикл «Стихи к Блоку», начатый еще в 1916 году. Цветаева видела Блока только на его вечерах, она считала его таким же великим поэтом, как и Пушкина. Цветаева славила его в молитвенном преклонении, «писала своего Блока». В стихотворении «Ты проходишь на запад солнца» она берет за первоисточник православную молитву «Свете тихий».
Ты проходишь на запад солнца,
Ты увидишь вечерний свет.
Ты проходишь на запад солнца,
И метель заметает след….
С Блоком связаны у Цветаевой такие понятия, как святость, страдание, свет и - снег: «снеговой лебедь», «снеговой певец». Он был для Цветаевой современным Орфеем, с постоянным чувством катастрофы в душе.
К лету 1923 года Цветаевой была составлена книга «Лебединый стан», так и не вышедшая при ее жизни. Это книга гражданской лирики, клятва в верности - нет, не белогвардейцам и контрреволюции - а мужу, подвигу, поэтизированным добровольцам.
Стихи эмиграции - важный этап творчества Марины Цветаевой. Их отличает внешняя простота, сдержанность, объективность, но появляется глубина мудрости. В этих стихотворениях видна отрешенность поэта, уход в глубины сознания, во внутренний мир. Цветаева отчуждается от людей, ограничивая свой мир предметами неодушевленными. Появляются циклы, обращенные к столу, кусту, саду. В этих стихах уже нет бунта, поэт принимает все как должное, не пытаясь преодолеть судьбу, углубляется в себя.
Не выдержав
тяжелых условий жизни, Марина Цветаева
повесилась в сенях деревенского дома
в Елабуге 31 августа 1941 года. Она была похоронена
на елабужском кладбище, но точное местонахождение
ее могилы осталось неизвестным.
Заключение
Марина
Цветаева оставила значительное творческое
наследие: книги лирических стихов, семнадцать
поэм, восемнадцать стихотворных драм,
автобиографическую, мемуарную, и историко-литературную
прозу, в том числе эссе и философско-критические
этюды. К этому надо добавить большое количество
писем и дневниковых записей. Имя Марины
Цветаевой неотделимо от истории отечественной
поэзии. Сила ее стихов - не в зрительных
образах, а в завораживающем потоке все
время меняющихся, гибких, вовлекающих
в себя ритмов. Из широкого охвата лирических
тем, где все, как к единому центру, сходятся
к любви - в различных оттенках этого своенравного
чувства, - надо выделить то, что для Цветаевой
остается самым главным, глубинным, определяющим
все остальное. Особое место в наследие
Цветаевой занимают ее поэмы - в сущности,
горячий, резкий монолог, то в замедлениях,
то в ускорениях стремительного ритма.
Известно её пристрастие к стихотворной
драматургии. Интерес к театру, драматургии
привел Цветаеву к созданию трагедии “Ариадна”
(1924) и “Федра” (1927), написанным по мотивам
античного мифа. В общей истории отечественной
поэзии Марина Цветаева всегда будет занимать
достойное место. Подлинное новаторство
её поэтической речи было естественным
воплощением в слове метущегося, вечно
ищущего истины, беспокойного духа. Поэт
предельной правды чувства, Марина Цветаева,
со всей своей непросто сложившейся судьбой,
со всей яростью и неповторимостью самобытного
дарования, по праву вошла в русскую поэзию
первой половины нашего века.
Список
использованной литературы