Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:05, реферат
Род Лермонтовых, по распространённому предположению, происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. Эта гипотеза, однако, до настоящего времени не была ни подтверждена, ни опровергнута. Своим предполагаемым шотландским корням Лермонтов посвятил стихотворение «Желание». В юности Лермонтов также (абсолютно фантастически) ассоциировал свою фамилию с испанским государственным деятелем начала XVII века Франсиско Лермой, эти фантазии отразились в написанном поэтом воображаемом портрете Лермы, а также драме «Испанцы».
В пансионе Лермонтов
оставался около двух лет. Здесь под руководством
Мерзлякова А. Ф. и Зиновьева прививался
вкус к литературе: происходили «заседания
по словесности», молодые люди пробовали
свои силы в самостоятельном творчестве,
существовал даже какой-то журнал при
главном участии Лермонтова.
Поэт горячо
принялся за чтение; сначала он поглощён
Шиллером, особенно его юношескими
трагедиями; затем он принимается
за Шекспира, в письме к родственнице
«вступается за честь его», цитирует
сцены из «Гамлета».
По-прежнему Лермонтов
ищет родную душу, увлекается дружбой
то с одним, то с другим товарищем, испытывает
разочарования, негодует на легкомыслие
и измену друзей. Последнее время его пребывания
в пансионе — 1829 — отмечено в произведениях
Лермонтова необыкновенно мрачным разочарованием,
источником которого была совершенно
реальная драма в личной жизни Лермонтова.
Срок воспитания
его под руководством бабушки
приходил к концу; отец часто навещал
сына в пансионе, и отношения его
к тёще обострились до крайней
степени. Борьба развивалась на глазах
Михаила Юрьевича; она подробно изображена
в его юношеской драме. Бабушка, ссылаясь
на свою одинокую старость, взывая к чувству
благодарности внука, отвоевала его у
зятя, пригрозив, как и раньше, отписать
всё своё движимое и недвижимое имущество
в род Столыпиных, если внук по настоянию
отца уедет от неё. Юрию Петровичу пришлось
отступить, хотя отец и сын были привязаны
друг к другу и отец, по-видимому, как никто
другой понимал, насколько одарён его
сын. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует
его предсмертное письмо сыну.
Стихотворения
этого времени — яркое
Ему «мир земной
тесен», порывы его «удручены ношей
обманов», перед ним призрак
К 1829 году относятся
первый очерк «Демона» и стихотворение
«Монолог», предвещающее «Думу». Поэт
отказывается от своих вдохновений,
сравнивая свою жизнь с осенним днём,
и рисует «измученную душу» Демона, живущего
без веры, с презрением и равнодушием ко
«всему на свете». Немного спустя, оплакивая
отца, он себя и его называет «жертвами
жребия земного»: «ты дал мне жизнь, но
счастья не дано!..»
Первая любовь
М. Ю. Лермонтов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Надпись на фасадной стороне обелиска в Середниково
Надпись на тыльной стороне обелиска в Середниково
Весной 1830 года
благородный пансион был
Недалеко от
Средниково жили другие родственники
Лермонтова — Верещагины; Александра
Верещагина познакомила его со своей
подругой, Екатериной Сушковой, также
соседкой по имению. Сушкова, впоследствии
Хвостова, оставила записки об этом знакомстве.
Содержание их — настоящий «роман», распадающийся
на две части: в первой — торжествующая
и насмешливая героиня, Сушкова, во второй
— холодный и даже жестоко мстительный
герой, Лермонтов.
Шестнадцатилетний
«отрок», склонный к «сентиментальным
суждениям», невзрачный, косолапый, с красными
глазами, с вздёрнутым носом и язвительной
улыбкой, менее всего мог казаться интересным
кавалером для юных барышень. В ответ на
его чувства ему предлагали «волчок или
верёвочку», угощали булочками с начинкой
из опилок. Сушкова, много лет спустя после
события, изобразила поэта в недуге безнадёжной
страсти и приписала себе даже стихотворение,
посвящённое Лермонтовым другой девице
— Вареньке Лопухиной, его соседке по
московской квартире на Малой Молчановке:
к ней он питал до конца жизни едва ли не
самое глубокое чувство, когда-либо вызванное
в нём женщиной.
В то же лето 1830
года внимание Лермонтова сосредоточилось
на личности и поэзии Байрона; он впервые
сравнивает себя с английским поэтом,
сознаёт сходство своего нравственного
мира с байроновским, посвящает несколько
стихотворений польской революции. Вряд
ли, ввиду всего этого, увлечение поэта
«черноокой» красавицей, то есть Сушковой,
можно признавать таким всепоглощающим
и трагическим, как его рисует сама героиня.
Но это не мешало «роману» внести новую
горечь в душу поэта; это докажет впоследствии
его действительно жестокая месть — один
из его ответов на людское бессердечие,
легкомысленно отравлявшее его «ребяческие
дни», гасившее в его душе «огонь божественный».
В 1830 году Лермонтов написал стихотворение
«Предсказание» («Настанет год, / России
чёрный год, / Когда царей корона упадёт…»).
К 1830 году происходит
знакомство поэта с Натальей Фёдоровной
Ивановой, — таинственной незнакомкой
Н. Ф.И., чьи инициалы удалось раскрыть
Ираклию Андроникову. Ей посвящён цикл
из приблизительно тридцати стихов. Отношения
с Ивановой первоначально развивались
иначе, чем с Сушковой — Лермонтов впервые
почувствовал взаимное чувство. Однако
вскоре в их отношениях наступает непонятная
перемена, пылкому, молодому поэту предпочитают
более опытного и состоятельного соперника.
К лету 1831 года в творчестве Лермонтова
становится ключевой тема измены, неверности.
Из «ивановского» цикла стихов явствует,
насколько мучительно переживал поэт
это чувство. В стихах, обращённых к Н.
Ф. Ивановой, не содержится никаких прямых
указаний на причины сердечной драмы двух
людей, на первом месте лишь само чувство
неразделённой любви, перемежающееся
раздумьями о горькой судьбе поэта. Это
чувство усложняется по сравнению с чувством,
описанным в цикле к Сушковой: поэта угнетает
не столько отсутствие взаимности, сколько
нежелание оценить насыщенный духовный
мир поэта.
Вместе с тем отверженный герой благодарен своей возлюбленной за ту возвышающую любовь, которая помогла ему полнее осознать своё призвание поэта. Сердечные муки сопровождаются упрёками к своей неверной избраннице за то, что она крадёт его у Поэзии. В то же время именно поэтическое творчество способно обессмертить чувство любви:
Но для небесного могилы нет.
Когда я буду прах, мои мечты,
Хоть не поймет их, удивленный свет
Благословит; и ты, мой ангел, ты
Со мною не умрешь: моя любовь
Тебя отдаст бессмертной жизни вновь;
С моим названьем станут повторять
Твое: на что им
мертвых разлучать?
Любовь поэта
становится помехой поэтическому вдохновению
и творческой свободе. Лирического
героя переполняет
Студенческие годы
С сентября 1830 года
Лермонтов числится студентом Московского
университета сначала на «нравственно-политическом
отделении», потом на «словесном».
Серьёзная умственная
жизнь развивалась за стенами
университета, в студенческих кружках,
но Лермонтов не сходится ни с одним из
них. У него несомненно больше наклонности
к светскому обществу, чем к отвлечённым
товарищеским беседам: он по природе наблюдатель
действительной жизни. Исчезло чувство
юной, ничем не омрачённой доверчивости,
охладела способность отзываться на чувство
дружбы, на малейшие проблески симпатии.
Его нравственный мир был другого склада,
чем у его товарищей, восторженных гегельянцев
и эстетиков.
Он не менее
их уважал университет: «светлый храм
науки» он называет «святым местом»,
описывая отчаянное пренебрежение студентов
к жрецам этого храма. Он знает и о философских
заносчивых «спорах» молодёжи, но сам
не принимает в них участия. Он, вероятно,
даже не был знаком с самым горячим спорщиком
— знаменитым впоследствии критиком,
хотя один из героев его студенческой
драмы «Странный человек» носит фамилию
Белинский, что косвенно свидетельствует
о непростом отношении Лермонтова к идеалам,
проповедуемым восторженной молодёжью,
среди которой ему пришлось учиться.
Главный герой
— Владимир — воплощает самого автора;
его устами поэт откровенно сознаётся
в мучительном противоречии своей натуры.
Владимир знает эгоизм и ничтожество людей
— и всё-таки не может покинуть их общество:
«когда я один, то мне кажется, что никто
меня не любит, никто не заботится обо
мне, — и это так тяжело!» Ещё важнее драма
как выражение общественных идей поэта.
Мужик рассказывает Владимиру и его другу,
Белинскому — противникам крепостного
права, — о жестокостях помещицы и о других
крестьянских невзгодах. Рассказ приводит
Владимира в гнев, вырывает у него крик:
«О моё отечество! моё отечество!», — а
Белинского заставляет оказать мужикам
помощь.
Для поэтической
деятельности Лермонтова университетские
годы оказались в высшей степени
плодотворны. Талант его зрел быстро,
духовный мир определялся резко. Лермонтов
усердно посещает московские салоны, балы,
маскарады. Он знает действительную цену
этих развлечений, но умеет быть весёлым,
разделять удовольствия других. Поверхностным
наблюдателям казалась совершенно неестественной
бурная и гордая поэзия Лермонтова при
его светских талантах.
Они готовы были
демонизм и разочарование его
счесть «драпировкой», «весёлый, непринуждённый
вид» признать истинно лермонтовским
свойством, а жгучую «тоску» и
«злость» его стихов — притворством
и условным поэтическим маскарадом.
Но именно поэзия и была искренним отголоском
лермонтовских настроений. «Меня спасало
вдохновенье от мелочных сует», — писал
он и отдавался творчеству, как единственному
чистому и высокому наслаждению. «Свет»,
по его мнению, всё нивелирует и опошливает,
сглаживает личные оттенки в характерах
людей, вытравливает всякую оригинальность,
приводит всех к одному уровню одушевлённого
манекена. Принизив человека, «свет» приучает
его быть счастливым именно в состоянии
безличия и приниженности, наполняет его
чувством самодовольства, убивает всякую
возможность нравственного развития.
Лермонтов боится
сам подвергнуться такой
Он повторяет
мечты поэтов прошлого века о естественном
состоянии, свободном от «приличья цепей»,
от золота и почестей, от взаимной вражды
людей. Он не может допустить, чтобы в нашу
душу были вложены «неисполнимые желанья»,
чтобы мы тщетно искали «в себе и в мире
совершенство». Его настроение — разочарование
деятельных нравственных сил, разочарование
в отрицательных явлениях общества, во
имя очарования положительными задачами
человеческого духа.
Эти мотивы вполне
определились во время пребывания Лермонтова
в московском университете, о котором
он именно потому и сохранил память, как
о «святом месте».
Лермонтов не пробыл
в университете и двух лет; выданное
ему свидетельство говорит об
увольнении «по прошению» — но
прошение, по преданию, было вынуждено
студенческой историей с одним из
наименее почтенных профессоров Маловым.
С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился
студентом.
Комментарии к
«Воспоминаниям» П. Ф. Вистенгофа уточняют,
что Лермонтов оставил
Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
Он уехал в
Санкт-Петербург с намерением снова
поступить в университет, но ему
отказались засчитать два года, проведённых
в Московском университете, предложив
поступить снова на 1 курс. Лермонтова
такое долгое студенчество не устраивало,
и он под влиянием петербургских родственников,
прежде всего Монго-Столыпина, наперекор
собственным планам, поступает в Школу
гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров. Эта перемена карьеры отвечала
и желаньям бабушки.