Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 17:29, реферат
Морфологические нормы – это нормы образования и употребления слов. В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи глаголов. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариантностью норм в области морфологии.
1)Введение
2)Распространенные ошибки употребления глагола
А) Недостаточные глаголы
Б) Изобилующие глаголы
В) Ошибки при образовании глагольных конструкций
Г) Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов
3) Морфологические нормы употребления глагольных форм
А) Нормы употребления причастия как особой формы глагола
Б) Нормы употребления деепричастия как особой формы глагола
4) Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского
Факультет иностранных
языков
Реферат по
дисциплине «Русский язык и культура
речи» на тему «Морфологические
нормы употребления глагола»
Выполнила
Студентка группы А-11
Фещенко И.А
Проверил
преподаватель
Ширшаков Р.В.
____________
зачтено /не
зачтено
Пенза 2011
Содержание:
1)Введение
2)Распространенные ошибки употребления глагола
А) Недостаточные глаголы
Б) Изобилующие глаголы
В) Ошибки при образовании глагольных конструкций
Г) Ошибки при образовании повелительного наклонения некоторых глаголов
3) Морфологические нормы употребления глагольных форм
А) Нормы употребления причастия как особой формы глагола
Б) Нормы употребления деепричастия как особой формы глагола
4) Литература
1.Введение
Морфологические нормы – это нормы образования и употребления слов. В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи глаголов. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариантностью норм в области морфологии. В данной работе мы рассмотрим самые распространенные ошибки, связанные с употреблением глаголов. Кроме этого, в мы рассмотрим причины возникновения данных ошибок.
2)Распространенные
ошибки употребления глагола. Недостаточные
глаголы.
Ошибки в употреблении глаголов , в большинстве случаев, связаны с существованием группы так называемых недостаточных глаголов и с возможным смешением употребления параллельных форм.
Недостаточные глаголы – глаголы , не имеющие полного набора форм по тем или иным причинам. Эта недостаточность иногда обусловлена законами благозвучия ( например: победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить). Но глагол может быть недостаточным и из-за смысла. Возьмем , к примеру, такой глагол как «вызревать». Мы можем сказать «сыры вызревают» , «камамбер вызревает». Но мы не можем сказать «мы вызреваем». Это будет бессмыслицей, а значит, все личные формы кроме третьего лица буду невозможны.
В таблице
представлены некоторые
Глаголы | Формы |
победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить | Не имеют формы 1 лица единственного числа |
телиться, щениться, ржаветь, брезжить, белеться, светлеться, раздаться (о звуке), разгореться | Не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по смысловым причинам (эти глаголы называют процессы, происходящие в природе или в мире животных) |
хотеть, жаждать, видеть, слышать, ехать, мочь, стоить, течь | Не имеют повелительного
наклонения* |
*Повелительное наклонение
у некоторых таких глаголов
образуется от синонимичных глаголов(смотри,
слушай)
Изобилующие
глаголы
Изобилующие глаголы образуют двоякие формы одного и того же глагола. Различается два разграничения параллельных форм:
1)Стилистическое
2)Смысловое
Некоторые
глаголы образуют двоякие
Что касается
смыслового, один и тот же глагол,
имеющий два или более
Глагол «двигать» в
значениях «перемещать ,
толкая или таща», «шевелить,
производить движения»,
«заставлять идти вперед,
направлять» имеет личные формы «двигаю», «двигает», (двигают мебель, двигаю
Глагол «метать» ,в значении «шить»,
«прошивать стежками», «обшивать петлю»
имеет личные формы «метаю», «метает» (метает кофту, метает
В просторечии
и в диалектах встречаются формы «кликает»
(вместо кличет – от кликать),
Ошибки при образовании
глагольных конструкций
Речевые ошибки возникают при образовании конструкций со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими разного управления. Для их предупреждения важно правильно поставить вопрос, которым предопределяется падежная форма существительного в подобных конструкциях:
– обращать
внимание (на что?) на факты
– уделять
внимание (чему?) подбору кадров
– консультировать
(кого?) клиента
– консультироваться
(с кем?) с профессором, у профессора
– требовать (чего?)
объяснений
– требовать (что?)
пропуск
– основываться
(на чем?) на фактах
– обосновывать
(чем?) фактическими данными
– рекомендовать (кого?) агента
– рекомендовать (для чего?) для участия
– рекомендовать
(к чему?) к употреблению.
Ошибки при
образовании повелительного наклонения
некоторых глаголов
При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:
бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс -и. В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:
атаковать – атакуй, командовать – командуй, ночевать – ночуй, следовать – следуй, мыть – мой, встать – встань, одеться – оденься
Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом -и и без него):
выглади и выгладь, чисти и чисть, вычисти и вычисть, очисти и очисть, порти и порть, испорти и испорть, попорти и попорть.
При рассмотрении морфологических норм употребления глагола следует обратить внимание на образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:
глядеть - гляди – глядите
ехать - поезжай - поезжайте
лазать - лазай - лазайте
прибыть - прибудь - прибудьте
лечь - ляг - лягте
трогать - трогай - трогайте
мазать - мажь – мажьте
Нужно обрать внимание
также на образование повелительного
наклонения от глагола ехать и производных
от него: ехать – поезжай,
поезжайте. Допустима и форма езжай,
но совершенно недопустимыми являются
распространённые в просторечии формы: ехай,
ехайте! При отрицании в литературном
языке следует употреблять формы: не
езди, не ездите.
3) Морфологические нормы употребления глагольных форм. Нормы употребления причастия как особой формы глагола.
Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.
Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (употребление неверной формы «скакающий» вместо нормативной – «скачущий») и в неверном выборе формообразующего суффикса.
При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.
1) Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:
писать – писавший, решать – решавший.
Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:
нести – нёсший, везти – вёзший.
2) В страдательных причастиях
прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н-), -енн- (-
Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т-.
3)Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.
Информация о работе Морфологические нормы употребления глагола