Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:09, реферат
На развитие психологического направления в философии языка наиболее существенное влияние оказал А.А. Потебня, своими трудами во многом определивший характер и основную проблематику развития лингвофилософии в России в последнюю треть XIX века. Его философско-лингвистическое учение было нацелено на изучение проблемы происхождения языка, на исследование его роли в познавательной и творческой деятельности индивида, воплощало в себе оригинальные подходы к изучению соотношения мысли и слова.
Анализируя слово, Потебня таким образом приходит к следующим выводам: 1. Слово состоит из трех элементов: внешней формы, т. е. звука, внутренней формы и значения. 2. Внутренняя форма выражает один признак между сравниваемыми, т. е. между вновь познаваемым и прежде познанным предметами. 3. Внутренняя форма выступает как средство апперцепции, апперцепция есть то же суждение, следовательно, внутренняя форма есть выражение суждения и важна не сама по себе, а лишь как знак, символ значения слова, которое субъективно. 4. Внутренняя форма, выражая один признак, дает сознание единства и общности чувственного образа. 5. Постепенное забвение внутренней формы превращает слово из примитивного поэтического произведения в понятие. Анализируя символы народной поэзии, разбирая их внутреннюю форму, ученый-филолог приходит к мысли, что потребность восстанавливать забываемую внутреннюю форму и была одной из причин образования символов. Калина стала символом девицы потому же, почему девица названа красною — по единству основного представления огня-света в словах "девица", "красный", "калина". Изучая символы славянской народной поэзии, А.А.Потебня располагает их по единству основного представления, заключенного в их названиях. Он путем детальных этимологических исследований показывает, как сближались, находя соответствие в языке, рост дерева и род, корень и отец, широкий лист и ум матери.
Сочинение «Мысль и язык», обнародованное лет сорок тому назад в журнале Министерства Народного Просвещения, за 1862 г., в настоящее время сделалось большой библиографической редкостью и даже совсем почти позабыто. Между тем оно имеет важное значение, которое, можно надеяться, с течением времени будет только возрастать. В этом своем сочинении покойный А.А. Потебня, излагая взгляды Гумбольдта и его школы на отношение языкознания к психологии и логике, выставил ряд своих собственных выводов, как по этим общим, так и по многим привходящим сюда частным вопросам, выводов, ставящих задачи русского и
вообще славянского языкознания на широкую основу истории мысли.
Этих своих взглядов А.А.Потебня держался до конца своей жизни, о чем свидетельствует оконченный незадолго до его смерти и приготовляемый ныне к печати 111-й том «Записок по русской грамматике», где, разбирая мимоходом некоторые воззрения, изложенные в новейшей книге Макса Мюллера - Das Denken im Lichte der Sprache [1887 г.], он противопоставляет им свои давнишние взгляды на отношение элементов слова к понятиям и представлениям, и вообще грамматики к философии.
Потебня никогда не довольствовался лишь сбором и обработкой эмпирического материала, сведением его в различного рода классификации и системы. Его отличали глубокий проницательный и аналитический ум, способность к философским обобщениям, широкое видение проблем. Все эти качества в полной мере проявились в его философско-лингвистических исследованиях. Ученый за языком, его эволюцией провидчески обозревал историю человеческой мысли. Болезнь и преждевременная смерть помешали ему довести до конца задуманную работу по «Истории русской мысли под освещением русского слова».
А.А. Потебня был
признан выдающимся языковедом уже современниками.
Он стоял у истоков новых подходов к исторической
грамматике, исторической диалектологии,
семасиологии, этно- и социолингвистике,
фонетике. По воспоминаниям учеников,
«вечные вопросы» составляли фон лекций,
которые читал Потебня студентам Харьковского
университета, являлись стержнем всей
его обширной научной деятельности.
Список литературы: