Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:07, реферат
Социальный опыт убедительно свидетельствует, что люди намного больше верят делам и поступкам, чем словам. Иногда можно услышать такое выражение: "Его поступки кричат так громко, что невозможно услышать, что он хочет сказать". Сегодня многие ученые и аналитики утверждают, что информация, передаваемая с помощью разнообразных каналов коммуникации, в значительной мере независима, количество этих каналов огромно, причем они существенно отличаются от устной передачи информации. Речевое общение осуществляется через язык, голосовые связки; неречевое имеет другие корни.
Введение
Социальный опыт убедительно
свидетельствует, что люди намного
больше верят делам и поступкам,
чем словам. Иногда можно услышать
такое выражение: "Его поступки
кричат так громко, что невозможно
услышать, что он хочет сказать".
Сегодня многие ученые и аналитики
утверждают, что информация, передаваемая
с помощью разнообразных
Коммуникация - это передача информации от одного человека другому. Большинство людей, находясь в состоянии бодрствования, более 75% времени непрерывно обмениваются знаниями, мнениями, идеями с другими людьми. Между тем многие даже не подозревают, что значительная часть этого времени приходится на неречевые формы коммуникации, включая изменение выражения лица, визуальные контакты, тембр и тон голоса, разнообразные телодвижения, физические контакты, определение своего местоположения в группе людей (приближение к основной их массе или отдаление от нее). Сюда же можно отнести манеру одеваться, стиль одежды, а также то, как человек молчит или нарушает тишину. Общаясь друг с другом, люди одновременно выражают свои мысли и желания двумя разными (речевыми и неречевыми) способами. Если неречевые сигналы и устные импульсы не совмещаются, поток общения нарушается. Верят в это люди или нет, но эффект от поступления и восприятия информации напрямую зависит от внутреннего желания и стремлений посылающего эту информацию и принимающего ее и базируется преимущественно на неречевых факторах. С тех пор как ученые в первый раз заинтересовались неречевым общением (невербальной коммуникацией), было выявлено множество необыкновенных вещей. Пожалуй, самое необычное – это то очень незначительное количество слов, являющихся важными в разговоре лицом к лицу, по сравнению с большим количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними знаков. По мнению экспертов, до двух третей сообщений поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, меж людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их оптимальному анализу.
1. Роль невербальных средств в процессе общения
Общение, будучи сложным социально-
В ситуации языкового дефицита (отсутствие
общих языковых средств) можно общаться
при помощи средств невербальных (несловесных).
Они появились гораздо раньше речи, поэтому
их иногда называют естественным, то есть
не изобретенным человеком, а данным ему
от природы инструментом
общения. В качестве доказательства прибегают
к исследованиям этологов (от греч. ethos
— характер, нрав), специалистов, изучающих
поведение животных. Бытует мнение о первостепенности
в человеческом общении языковых средств
и второстепенности невербальных. Исследования
психологов опровергают это ошибочное
представление. Австралийский ученый А. Пиз
установил, что 7% объёма
передаваемой информации составляют
слова (вербальные средства), 38% — интонация
голоса и его тембр, 55% — невербальные
средства. Профессор Бердвиссл, считает,
что словесное общение в беседе передает
менее 35% информации, невербальное — более
65%. Эти средства общения начали
серьезно изучаться только с начала 60-х
годов, а общественности стало известно
об их существовании после того, как в
1970 году была опубликована книга Юлия
Фаста. Между тем эти компоненты человеческого
общения несут большую информационную
нагрузку:
Цифровые данные могут быть более
или менее убедительными, однако суть
в том, что невербальное поведение человека
тесно связано с его психическим состоянием
и является средством выражения этого
состояния. Внимание к невербальному поведению
партнёра по общению дает колоссальное
количество информации о его индивидуально-психологических
и социально-психологических особенностях.
Природный характер невербальных средств
общения делает невозможной
значительную коррекцию невербального
поведения — в речи
ту или иную реакцию на жизненные обстоятельства
человек
научился скрывать, невербальный язык
менее пластичен и не
позволяет нам достаточно эффективно
маскировать свое истинное состояние.
Чтобы лучше понять собеседника,
нужно знать: 1) на что
обратить внимание; 2) что это может означать; 3) что из этого
следует. Вывод надо делать на основе комплексного наблюдения за внешним видом
партнера и его поведением, потому что
анализ отдельно взятого сигнала может
привести к ошибке, поскольку он (этот
сигнал) может оказаться случайным.
Невербальные средства общения подразделяются на группы.
1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций: мимика – движение мышц лица; жестика – жестовые движения отдельных частей тела; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
2. Такесика – прикосновение
в ситуации общения:
3. Проксемика – расположение
людей в пространстве при
Жесты, мимика, интонации – важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием.
2. Характеристика невербальных средств общения
2.1. Мимика и визуальный контакт
Мимика (от греч. mimikos — подражающий) —
движение лицевых мышц. Основной элемент
мимики — мимический код. Это особое сочетание
частей и элементов лица: положение рта,
губ, бровей, лба, форма и яркость глаз,
которые передают одно из эмоциональных
состояний. Психологи намечают шесть основных
мимических кодов и множество оттенков
перехода от одного к другому. К основным
относятся гнев, презрение, радость, удивление,
страдание, страх. Обращает на себя
внимание тот факт, что только два из них
выражают позитивное эмоциональное состояние
— радость и удивление. Остальные передают
отрицательные состояния человека. И это
вовсе
не случайное явление. Мимика не изобретена
людьми, она
носит биологический характер и присуща
животным в дикой
природе, отлично передавая разнообразные
их состояния.
Очевидно, что выживание в природе чаще
связано с преодолением отрицательных
для живого существа обстоятельств.
Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
- удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
- страх - приподнятые и
сведенные над переносицей
глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в
стороны, рот может быть открыт;
- гнев - брови опущены,
нос сморщен, нижняя губа
- печаль - брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;
- счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты.
Тысячелетия совместного существования
научили людей
контролировать мимику, и, если человек
хочет скрыть какую-либо информацию или
свое состояние, лицо может стать
малоинформативным. На значимость мимики
указывает тот
факт, что при неподвижном или невидимом
лице теряется
10—15 процентов информации. Поэтому, общаясь,
люди стремятся «читать» лицо партнёра
и испытывают дискомфорт, если мимика
отсутствует или сведена к минимуму. Изобретение
видеотелефона — результат потребности
в мимическом контакте.
Исключительно важное значение в общении имеет взгляд — комплекс, включающий состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба, длительность и направленность взгляда.
Психологи показали, что взгляд общающегося
человека тесно связан с процессом формирования
мысли. Рождение мысли — процесс трудный
и очень интимный, поэтому человек смотрит
в сторону, когда мысль только формируется,
а когда она готова, то и взгляд направлен
на собеседника. Говорящий меньше смотрит
на партнёра — только чтобы проверить
его реакцию. Слушающий в этом смысле активнее:
он посылает говорящему сигналы обратной
связи. Если между партнёрами есть визуальный
контакт, налицо расположенность к общению,
если нет, стоит задуматься, есть ли смысл
его продолжать. Чтобы построить хорошие
отношения с собеседником, ваш взгляд
должен встречаться с
его взглядом около 60-70% всего времени
общения. В деловом общении не стоит пользоваться
тёмными очками, так как у вашего партнёра
обязательно возникнет ощущение, что вы
разглядываете его в упор. Это вызовет
неловкость и раздражение, и позитивная
атмосфера общения будет нарушена.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, так как расширение или сужение зрачка при неизменном освещении не поддается контролю сознания. Возбуждение, заинтересованность, приподнятое настроение дают расширение зрачка в четыре раза против обычного состояния. Подавленность, тоска заставляют зрачок сужаться, и при этом получаются «глаза-бусинки» или «змеиные» глаза. Внимательно наблюдая за взглядом партнёра, мы можем выбрать наиболее благоприятные для общения моменты. Китайские и турецкие купцы успешно использовали эту особенность при ведении переговоров о цене товара: если покупатель получает желаемое, зрачки его расширяются.
В общении имеет значение и направленность
взгляда, то
есть тот участок лица или тела, на который
он направлен.
В этом смысле можно говорить о деловом,
социальном и интимном взглядах. Деловой
взгляд концентрируется в воображаемом
треугольнике на лбу партнёра по общению
и создает деловую атмосферу. Социальный
взгляд направлен на треугольник на уровне
глаз и подбородка, его не следует использовать
при решении деловых вопросов, особенно
в работе с
подчинёнными. Интимный взгляд направлен
прямо в глаза
собеседнику и в среде деловых партнеров
тоже не может быть
использован, так как вас могут неправильно
понять.
2.2. Интонация
Умеющий слушать, как и тот, кто читает между строк, понимает больше, чем значат слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает отклонения в построении фраз, как, например, незаконченность предложений, отмечает частые паузы. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица полезны для понимания сообщения.
Интонация – главное акустическое средство общения. Акустика лежит в основе восприятия звучащей речи коммуникантов. Такие акустические характеристики речи учителя, как безупречная правильность произношения и необходимость профессионального владения техникой речи, аксиоматичны: в данном случае мы ограничимся их констатацией. Термин «интонация» используется как обобщающее понятие: комплекс невербальных ритмико-интонационных средств, дополняющих и усиливающих эмоционально-смысловое и экспрессивное значение звучащей речи.
Тон голоса - особо ценный ключ к пониманию
чувств собеседника. Один известный психиатр
часто спрашивает себя: «Что говорит голос,
когда я кончаю слушать слова и слушаю
только тон?» Чувства находят свое выражение
независимо от значения слов. Можно ясно
выразить чувства даже при чтении алфавита.
Легко распознаются обычно гнев и печаль,
нервозность и ревность относятся к тем
чувствам, которые распознаются труднее.
Слушатели воспримут («раскодируют») информацию
в зависимости от интонации: «Неужели
такое могло случиться?» – «Да так ли это?
Возможно ли?» – «Какая беда – несчастная
мать!» – «Растяпа, чего же еще ожидать
от вороны?!»
Сила и высота
голоса также полезные сигналы для расшифровки
сообщения говорящего. Некоторые чувства,
например, энтузиазм, радость и недоверие,
обычно передаются высоким голосом. Гнев
и страх тоже выражаются высоким голосом,
но в более широком диапазоне тональности,
силы и высоты звуков. Такие чувства, как
печаль, горе и усталость, обычно передаются
мягким и приглушенным голосом с понижением
интонации к концу каждой фразы.
Скорость речи также отражает чувства
говорящего. Люди говорят быстро, когда
они взволнованы или
Допуская в речи незначительные ошибки, как, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается удивить нас. Обычно речевые недостатки более выражены в состоянии волнения или когда собеседник пытается нас обмануть.
Важно также понимать значение междометий, вздохов, нервного кашля, фырканья и т. п. Этот ряд бесконечен. Ведь звуки могут означать больше, чем слова. Это также верно для языка жестов. Интонация речи, пожалуй, больше других языковых средств и единиц способна передать индивидуальность говорящего, дать психологический портрет личности. Интонация – это еще и важный компонент организации устного текста как произведения определенного жанра и стиля (по интонации мы безошибочно отличаем разговорную речь от информационной, педагогическую от сценической и т.д.).