Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:07, реферат
Социальный опыт убедительно свидетельствует, что люди намного больше верят делам и поступкам, чем словам. Иногда можно услышать такое выражение: "Его поступки кричат так громко, что невозможно услышать, что он хочет сказать". Сегодня многие ученые и аналитики утверждают, что информация, передаваемая с помощью разнообразных каналов коммуникации, в значительной мере независима, количество этих каналов огромно, причем они существенно отличаются от устной передачи информации. Речевое общение осуществляется через язык, голосовые связки; неречевое имеет другие корни.
2.3. Жесты
Важным кинесическим средством общение является жетикуляция. Обычно, говоря о жестах, имеют в виду только движения руками. Действительно, они бывают очень выразительны и первым делом бросаются в глаза. Однако к жестикуляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значение произносимых слов. Жестикуляция издавна осознавалась как важнейший элемент ораторской практики, и когда Демосфена спрашивали о том, что такое хороший оратор, он отвечал: «Жесты, жесты, жесты!»
Мы
даже не представляем, сколько разнообразных
жестов
использует человек при общении, как часто
он ими сопровождает свою речь. И вот что
удивительно.
Языку
учат с детства, а жесты усваиваются
естественным
путем, и хотя никто предварительно не
объясняет, не расшифровывает их значение,
говорящие правильно понимают и используют
их. Вероятно, объясняется это тем, что
жест используется чаще всего не сам по
себе, а сопровождает слово, служит для
него своеобразным подспорьем, а иногда
уточняет его.
Не случайно, что в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет:
Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться
осторожно. Выразительный жест (поднятая
рука, сжатый кулак, резкое и
быстрое движение и т. п.) должны соответствовать
смыслу и значению данной фразы или отдельного
слова (здесь жест действует
заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком
частые, однообразные, суетливые, резкие
движения рук неприятны, приедаются, надоедают
и раздражают.
Как видно
из цитаты, автор подчеркивает значение
жеста:
жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании
со словами
усиливает ее эмоциональное звучание,
способствует лучшему
восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони
отмечает, что не
все жесты производят благоприятное впечатление.
Действительно, плохо, если говорящий
дергает себя за ухо, потирает кончик носа,
поправляет галстук, вертит пуговицу, т.е. повторяет какие-то механические,
не связанные со смыслом слов жесты.
Механические жесты отвлекают
внимание слушателя от
содержания речи, мешают ее восприятию.
Нередко они бывают результатом волнения
говорящего, свидетельствуют о его неуверенности
в себе.
В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи.
Ритмические
жесты подчеркивают логическое ударение,
замедление и ускорение речи, место пауз,
т. е. то, что обычно
передает интонация.
Речь наша часто бывает эмоциональной.
Волнение, радость,
восторг, ненависть, огорчение, досада,
недоумение, растерянность, замешательство
— все это проявляется не только в под-
боре слов, в интонации, но и в жестах. Жесты,
передающие
разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.
Некоторые из них закреплены
в устойчивых сочетаниях, поскольку такие
жесты стали общезначимыми. Например: бить себя
в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть
(ударить) себя по лбу, повернуться спиной,
пожать плечами, развести руками, указать
на дверь.
Скажите, можно ли выполнить приказания:
«Открой то
окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту»,
если они произносятся без жеста? Ответ
будет один: «Нельзя!» В таких ситуациях
требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то
предмет из ряда однородных, показывает
место — рядом, наверху, над нами, там,
подчеркивает порядок следования — по
очереди, через одного.
Указать можно взглядом, кивком головы,
рукой, пальцем
(указательным, большим), ногой, поворотом
тела.
Некоторые указательные жесты имеют
условный характер.
Так, когда говорящий показывает себе
на грудь — слева, где
сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего
нет», то понятно,
речь идет о бессердечном, бесчувственном
человеке.
Бывают случаи, когда расшифровка
жеста определяется
ситуацией. Вот несколько примеров.
Идет лекция. Один из слушателей, поймав
взгляд другого,
показывает пальцем место на руке, где
носят часы. Догадались, о чем он спрашивает?
Он хочет узнать, который час.
Другая ситуация. Ассистент лектора
делает ему тот же знак,
но жест уже равнозначен словам: «Время
истекло. Пора заканчивать лекцию».
Наконец, этот же жест может означать: «Поторопись! Настало время уходить».
Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на который можно указать.
Наглядный жест, который как бы изображает
предмет,
показывает его, называется изобразительным.
Изобразительные жесты появляются в случаях:
— если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
Так же существуют символические жесты
Некоторые
из них имеют вполне определенное
значение.
Например, скрещенные руки указывают на
защитную реакцию.
Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.
Руки в
боки — символ непокорности. Обхватить
руками голову — признак неприятности
или беды.
Символический
жест нередко бывает характерен для
ряда
типовых ситуаций. Так, существует жест предельности
(категоричности) — сабельная
отмашка кистью правой руки. Он сопровождает
выражения: Никогда не соглашусь; Никто
не знал; Нигде вы не найдете; Это совершенно
ясно; Абсолютно не об этом.
Жест интенсивности — рука
сжимается в кулак (вариант:
два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она
упрямая; В нем чувствуется такая собранность,
активность; Честолюбив он страшно.
Известен также жест отказа, отрицания — отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!
Жест противопоставления, антонимичности — кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего туда-сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг.
Жест разъединения, расподобления — ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались.
Жест объединения, сложения, суммы — пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хорошо сработались; Очень они подходят друг к другу; Мы с вами умеем находить контакты;
Жесты
имеют и национальный характер. Если
изобразительный жест связан с конкретными
внешними признаками, то жест-символ связан
с абстракцией. Его содержание понятно
только какому-то народу или определенному
коллективу. Это — приветствия, прощания,
утверждения,
отрицания, призыв к молчанию, предвкушение
приятного.
Так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а болгары влево-вправо. О различии между жестом прощания в России и во Франции узнаем из произведения И. С. Тургенева «Новь»:
Нежданов наклонил голову, а Сипягин
простился с ним на
французский манер, несколько раз сряду
быстро поднес руку к собственным губам
и носу, и пошел далее, бойко размахивая
тростью и посвистывая <.. >
При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют устойчивость в своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер жеста несколько изменяется и утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед назад) заменился движением руки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящим.
Поль Солер в книге
«Основы искусства речи»
подражательные жесты. Это жесты, которые
оживляют описание. Например, лектор говорит
о выступлении какого-то политического
деятеля, известного ученого, художника
и старается изобразить его. Другими словами,
оратор перевоплощается, как актер, он
изменяет и голос, и манеры, стремясь наглядно
представить образ того, о ком рассказывает.
Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение «Меня это не касается». При слове меня используется указательный жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается тоже указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх) не касается — символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону).
Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты несвойственны.
Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.
Заканчивая разговор о
жестах, подчеркнем, что каждый из
них в речи должен свидетельствовать о
движении мысли и
чувств оратора, являться физическим выражением
его творческих усилий.
Заключение
Независимо от общественного положения
и статуса, где человек работает и кем,
- важно развивать в себе правильное отношение
к средствам неречевого общения, не пренебрегать
ими и понимать их преимущества. Уровень
взаимоотношений с окружающими порой
зависят именно от этих неписаных и невысказанных
мыслей и правил поведения.
Безусловно, в течение всей своей жизни
каждый человек постоянно обращается
к средствам неречевой коммуникации, но
насколько четко он представляет себе
их значение, умело ли пользуется ими?
Если осознать
важность и необходимость использования
всех существующих средств коммуникации,
присущих человеческой натуре, это, бесспорно,
поможет жить в гармонии с обществом, больше
внимания акцентировать на всех тонкостях
и особенностях характера и души собеседника,
точнее понимать все его невысказанные
вслух мысли и чувства, которые он хотел
бы передать. И при условии ежедневного
использования всех этих средств можно
улучшить отношения с окружающими людьми,
сделать общение с ними более искренним
и доверительным.