Н.В.Гоголь: труды и жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:51, реферат

Описание

Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния — 21 февраля [4 марта] 1852 года, Москва) — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы[4][5].Детство и юность

Работа состоит из  1 файл

Никола́й Васи́льевич Го́голь.docx

— 25.69 Кб (Скачать документ)

 

Украинская жизнь и  в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода»  постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал  над своими произведениями: это была вообще самая активная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с  тем, строить жизненные планы.

 

С конца 1833 года он увлёкся  мыслью столь же несбыточной, сколь  несбыточными были его прежние планы  относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёное поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета, и он мечтал занять там кафедру истории, которую  преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал  зазвать туда и Погодина; в Киеве  его воображению представлялись русские Афины, где сам он думал  написать нечто небывалое по всеобщей истории, а вместе с тем изучать  украинскую старину.

 

Однако оказалось, что  кафедра истории была отдана другому  лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию  его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра  в Петербургском университете. Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось  прочесть эффектную лекцию, но затем  задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году.

 

В 1832 году его работа несколько  приостановилась из-за домашних и  личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова  усиленно работает, и результатом  этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» (две  части, СПб., 1835), где было помещено несколько  статей популярно-научного содержания по истории и искусству («Скульптура, живопись и музыка»; несколько слов о Пушкине; об архитектуре; о преподавании всеобщей истории; взгляд на состояние  Украины; об украинских песнях и пр.), но вместе с тем и новые повести  «Портрет», «Невский проспект» и  «Записки сумасшедшего».

 

 Н. В. Гоголь на  Памятнике «1000-летие России» в  Великом Новгороде

 

Потом в том же году вышел  «Миргород. Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» (две  части, СПб., 1835). Здесь помещён был  целый ряд произведений, в которых  раскрывались новые поразительные  черты таланта Гоголя. В первой части «Миргорода» появились «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба»; во второй — «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

 

Впоследствии (1842) «Тарас Бульба»  был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы  для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637—1638 годов, предводительствуемые Гуней и Острянином. По всей видимости, писатель использовал дневники польского  очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского.

 

К началу тридцатых годов  относятся замыслы и некоторых  других произведений Гоголя, таких  как знаменитая «Шинель», «Коляска», может быть, «Портрет» в его  переделанной редакции; эти произведения явились в «Современнике» Пушкина (1836) и Плетнёва (1842) и в первом собрании сочинений (1842); к более  позднему пребыванию в Италии относится  «Рим» в «Москвитянине» Погодина (1842).

 

К 1834 году относят первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся  рукописи Гоголя указывают, что он работал  над своими произведениями чрезвычайно  тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной  форме вырастало постепенно из первоначального  очерка, все более осложняясь подробностями  и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые  годы.

 

Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ», был сообщён Гоголю Пушкиным. Всё создание, начиная от плана  и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан  в нескольких строках, превращался  в богатое художественное произведение.

 

«Ревизор» вызвал бесконечную  работу определения плана и деталей  исполнения; существует целый ряд  набросков, в целом и частями, и первая печатная форма комедии  явилась в 1836 году. Старая страсть  к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с  обществом; он с величайшей заботливостью  старался, чтобы пьеса была исполнена  в соответствии с его собственной  идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные  препятствия, в том числе цензурные, и наконец могла осуществиться  только по воле императора Николая.

 

«Ревизор» имел необычайное  действие: ничего подобного не видела русская сцена; действительность русской  жизни была передана с такою силой  и правдой, что хотя, как говорил  сам Гоголь, дело шло только о  шести провинциальных чиновниках, оказавшихся  плутами, на него восстало всё то общество, которое почувствовало, что дело идёт о целом принципе, о целом порядке жизни, в котором и само оно пребывает.

 

Но, с другой стороны, комедия  встречена была с величайшим энтузиазмом  теми элементами общества, которые  сознавали существование этих недостатков  и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё  раз, как в прежних произведениях  любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической  части общества пьеса казалась демаршем, то для ищущих и свободомыслящих  поклонников Гоголя это был определённый манифест[1].

 

Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял  вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его  особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы. Впоследствии, в  «Театральном разъезде после представления  новой комедии», он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях  общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом  значении театра и художественной правды.

 

Первые драматические  планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был  комедией «Владимир 3-й степени»; она  не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина (1836), остальные — в первом собрании его сочинений (1842).


Информация о работе Н.В.Гоголь: труды и жизнь