Диалогическая
природа, присущая древнейшей лирике,
и в современной поэзии определяет
глубинные уровни структуры и
смысла лирического целого. О преемственности
новейшей лирики по отношению к ее древнейшим
формам рассуждает В.И. Козлов: «Можно
говорить о том, что лирика в своем историческом
развитии сохранила все свои основные
черты. Опыт, передаваемый ею, на первых
этапах фактически инсценировался. Тогда
как лирика литературная, с которой мы
имеем дело последние несколько веков,
вложила этот опыт в абсолютный минимум
средств. В этом свете само поэтическое
сознание предстает как средство
передачи онтологического
опыта хора» [17, с. 95].
Лирический
субъект новейшей лирики соотносим
с хором архаической лирики, поэтому
его (субъекта) структура по-своему повторяет
структуру хорового действа, поэтическое
сознание лирического субъекта по сути
хоровое. Об этом же по-своему говорит
М.М. Бахтин: «Авторитет автора есть авторитет
хора. Лирическая одержимость в основе
своей – хоровая» [18, с. 148].
Диалогическая
природа, явленная в архаической
лирике, определяет облик всей последующей
лирической поэзии. Диалогичность пронизывает
все уровни лирического произведения:
определяет его целостный смысл,
субъектно-образную структуру, рецептивную
специфику, отношения традиции и новаторского
авторского начала – словом, все особенности
поэтического творчества в этом роде литературы.
Анотація
Робота
присвячена дослідженню джерел однієї
з суттєвих сторін ліричної поезії – ліричного
діалогізму. Звертаючись до давньогрецької
лірики, автор прагне описати, яким чином
у різних елементах ліричного цілого архаїчної
лірики (творчіх передумовах висловлювання,
ситуації висловлювання, статусі ліричного
слова, поета, структурі хору, місці реципіента
та ін.) проявляється властивий цьому виду
словесної творчості діалогізм.
Ключові
слова: лірика, діалог, діалогізм, давньогрецька
поезія.
Цитированная
литература
- Корман Б. О.
Избранные труды. Теория литературы / Борис
Ошерович Корман; [ред.-сост. Е. А. Подшивалова,
Н. А. Ремизова, Д. И. Черашняя, В. И. Чулков].
– Ижевск: Институт компьютерных исследований,
2006. – 552 с.
- Бройтман С. Н.
К проблеме диалога в реалистической лирике
Пушкина / С. Н. Бройтман // Вопросы историзма
и реализма в русской литературе 19 – начала
20 века: [сб. науч. трудов / под ред. П.В. Куприяновского].
– Л.: Ленинградский государственный ун-т,
1985. – С. 157–171.
- Бройтман С. Н.
Поэтика русской классической и неклассической
лирики / С. Н. Бройтман. – М.: РГГУ, 2008. –
485 с.
- Бройтман С. Н.
Лирика в историческом освещении / С. Н.
Бройтман // Теория литературы: в 4 т. / [отв.
ред. Л. И. Сазонова]. – М.: ИМЛИ, 2001–2005 –
Т. 3: Роды и жанры: основные проблемы в
историческом освещении. – 2003. – С. 421–466.
- Федосеева Е. Н.
Диалогическая основа русской лирики
первой трети ХIХ века: автореф. дисс. на
соискание учен. степени д.-ра филол. наук:
спец. 10.01.02 «История русской литературы»
/ Е. Н. Федосеева. – М., 2009. – 42 с.
- Козицкая Е. А.
О внутренней диалогичности лирики: («Я»
и «Ты» в стихотворении Блока «В глубоких
сумерках собора») / Е. А. Козицкая // Кормановские
чтения: материалы межвузовской науч.
конф. – Ижевск, 1998. – Вып. 3. – С. 76–81.
- Платон. Избранные
диалоги / Платон; [пер. с древнегреч. С. К. Апт,
Я. М. Боровский, Т. В. Васильева и др.]. – М.:
Эксмо, 2007. – 768 с.
- Античная
лирика: [антология / сост.: С. Апт, Ю. Шульц].
– М.: Художественная литература, 1968. –
623 с.
- Ницше Ф. Рождение
трагедии из духа музыки // Сочинения:
в 2 т. / Фридрих Ницше; [пер. с нем. Г. А. Рачинского].
– М.: Мысль, 1990 – Т.1. – 1990. – С. 57–156.
- Фрейденберг О. М.
Происхождение греческой лирики / Ольга
Михайловна Фрейденберг // Вопросы литературы.
– 1973. – № 11. – С. 103–122.
- Домащенко А. В.
Маническая поэзия и миметическое искусство.
Платон и Бахтин / Александр Владимирович
Домащенко // Филологические исследования.
– Донецк, 2001. – №3. – С. 36–42.
- Теория литературы:
учеб. пособие: в 2 т. / [под ред. Н.Д. Тамарченко].
– М.: Academia, 2004 – Т. 2: Историческая поэтика
/ С.Н. Бройтман. – 368 с.
- Фрейденберг О. М.
Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг;
[под. ред. Н. В. Брагинской]. – М.: Лабиринт,
1997. – 448 с.
- Гаспаров М. Л.
Поэзия Пиндара // Избранные труды: в 3 т.
/ М. Л. Гаспаров. – М.: Языки русской культуры,
1997 – Т. 1: О поэтах. – 1997. – С. 29–48.
- Теоретическая
поэтика: [хрестоматия-практикум / авт.-сост.
Н. Д. Тамарченко]. – М.: Академия, 2004. – 400
с.
- Гринцер Н. П.
Древнегреческая «лирика»: значение термина
и сущность явления / Николай Павлович
Гринцер // Лирика: генезис и эволюция:
[коллективная монография / сост. И. Г. Матюшина,
С. Ю. Неклюдов]. – М.: РГГУ, 2007. – С. 13–53.
- Козлов В. И.
Здание лирики: Архитектоника мира лирического
произведения / В. И. Козлов. – Ростов-на-Дону:
Южный Федеральный ун-т, 2009. – 240 с.
- Бахтин М. М.
Эстетика словесного творчества / Михаил
Михайлович Бахтин; [сост. С. Г. Бочаров].
– М.: Искусство, 1979. – 424 с.