Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:55, доклад
Термин «О.» введен Гончаровым в романе «Обломов» (1859, см. ч. 2, гл. IV; ч. 3, гл. II), главный персонаж которого, давший имя роману, является порождением старого патриархально-поместного уклада. Роман положил начало борьбе мнений вокруг обломовщины. Борьба эта отражала на разных этапах развития общественной мысли классовую борьбу вокруг пережитков крепостничества. Социальные корни О. уходят в крепостное, технически отсталое, почти натуральное дворянское хозяйство. Обломовцы «глухи были к политико-экономическим истинам о необходимости быстрого и живого обращения капиталов, об усиленной производительности и мене продуктов». «Там денег тратить не любили, и как ни необходима была вещь, но деньги за нее выдавались всегда с великим соболезнованием, и то, если издержка была незначительна
Обломовщина
В. Архангельский
Обломовщина — отображенное
Гончаровым явление помещичьего
строя эпохи распада
Термин «О.» введен
Гончаровым в романе «Обломов» (1859,
см. ч. 2, гл. IV; ч. 3, гл. II), главный персонаж
которого, давший имя роману, является
порождением старого
Гончаров отнесся к своему герою отрицательно, но вместе с тем смягчил свою оценку. Признавая устами Штольца отмирание обломовщины («Прощай, старая Обломовка... Ты отжила свой век»), Гончаров однако пытался найти ценное в личности Обломова. У Обломова «гуманное» сердце. Пенкин, сторонник «кипучей злости», предлагал ростовщика, ханжу, ворующего или тупоумного чиновника «карать, извергнуть из гражданской семьи, из общества». Обломов, горячо полемизируя с ним, предлагает помнить прежде всего человека. И Гончаров писал об Обломове, что в основании его натуры «лежало чистое, светлое и доброе начало...» Отрицательно относясь к О. как социально-бытовому выражению крепостничества, Гончаров идеализирует в Обломове гуманность и моральную чистоту. Однако при всех своих симпатиях к личности Обломова он не питает надежд на его жизнеспособность. Единственным выходом был бы путь Штольца — этого представителя российского «грюндерства». Но Гончаров закрывает этот путь, обрекая Обломова на медленное умирание. Только сын Обломова идет на выучку к Штольцу. В условиях развития капиталистических производительных сил, пришедших в столкновение со всей крепостнической системой общественных отношений, Гончаров разрешает проблему О. как идеолог промышленной буржуазии, связанной общностью интересов с капитализирующимся дворянством. Он выступает как сторонник реформ сверху, считая капитализацию дворянства и блок его с буржуазией исторически необходимой формой преодоления О. Своим творчеством Гончаров указывал путь необходимой эволюции помещичьего хозяйства, превращения помещика в буржуа. Эпоха кануна «освобождения крестьян» для Гончарова была по существу эпохой капитализации передовых помещичьих хозяйств, проблемой помещичьей, а не крестьянской, проблемой реформ, а не революции.
Вокруг романа Гончарова завязалась оживленная полемика, которая отразила в себе классовую борьбу в стране.
Вслед за «Обломовым»
появилась статья Н. А. Добролюбова
«Что такое обломовщина?» («Современник»,
1859, V). Заострившая внимание на социальном
содержании О., статья Добролюбова быстро
стала ведущей в истории
Добролюбов призывал к решительной борьбе, он осудил в статье об О. либералов, включив их в круг «лишних людей». Против Добролюбова и «Современника» выступил Герцен со статьей «Very Dangerous» (Очень опасно). Эта статья отразила давление на Герцена либеральной идеологии: Герцен в ней отразил взгляды реформистов, пошедших на соглашение с существующим порядком и возлагавших надежды на либерально начавшего царствование Александра II. «Теперь в России, — утверждал Герцен, — нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает». «Общественное мнение, баловавшее Онегиных и Печориных, потому что чуяло в них свои страдания, отвернется от Обломовых». Герцен обозвал Добролюбова и Чернышевского «паяцами», которые могут «досвистаться не только до Булгарина и Греча, но (что боже сохрани) и до Станислава на шею». Имея в виду эту статью Герцена, Добролюбов с возмущением писал в своем дневнике о людях, успевших «уже пришибить в себе чутье, которым прежде чуяли призыв к революции... Теперь уже у них на уме мирный прогресс при инициативе сверху, под покровом законности... Я лично не очень убит неблаговолением Герцена».
В 1861 против гончаровской оценки О. выступил радикальный разночинец Писарев. В статье «Писемский, Тургенев и Гончаров» он полемизировал с Гончаровым, нападая на его буржуазный оппортунизм («чистая современная практичность»), нейтральность, скептицизм, игнорирование «человеческих и гражданских интересов». Писарев считал, что роман не отражает «тогдашнего пробуждения деятельности». По мысли критика, Гончаров должен был показать превращение «чувствительного тунеядца» в «мыслящего работника». Этого Гончаров не сумел сделать, не разрешив тем самым важнейшей для Писарева проблемы эмансипации личности в капиталистическом обществе. Полемика Писарева с Гончаровым отражала политическую борьбу вокруг вопросов крепостничества и капитализма, являясь боевым выступлением радикальной мелкой буржуазии против либеральной буржуазии.
Выступавшая с оценкой
О. либеральная критика 60-х годов
по существу обычно затушевывала крепостническое
содержание образа Обломова, открыто
полемизируя с революционной
демократией. Против опасности крестьянской
революции обе партии помещичьего
класса — либеральная и
роману («Библиотека
для чтения», 1859, XII), создал дворянскую
апологию Обломова и О. Через всю
его статью проходит завуалированная
полемика с Добролюбовым. Дружинин
полемизирует с людьми с «чересчур
практическими стремлениями», с
людьми, которые презирают О. В
толковании Дружинина О. — «детски
ласковая русская душа», ему свойственны
чистота нравов, рыцарская способность
к преданности, русская незлобивость,
«решительная неспособность на какое-нибудь
нечистое дело». Обломовский оптимизм
и гуманность противопоставлены
Дружининым революционной «практической
безурядице» и «нравственной
болезни» «грешников нашего времени»,
под которыми критик разумел революционных
демократов. Для дружининской трактовки
О. характерна, как мы видим, маскировка
политического анализа
На сходной с
дружининской позиции стоял и
Ап. Григорьев в статье «И. С. Тургенев
и его деятельность» («Русское слово»,
1859, VIII). Добролюбов назван им «человеком
честным и благородным», но «недальновидным»,
который с яростью набросился
«больше, чем сам автор, на Обломовку
и обломовщину». Виднейший критик
славянофильства Ап. Григорьев предпочитает
возмущению Добролюбова смирение перед
Обломовкой тургеневского Лаврецкого.
Политический смысл выступлений
Дружинина и Ап. Григорьева по поводу
О. заключался в том, что они отвлекали
внимание от классовой борьбы вокруг
вопросов крепостничества и путей
развития капитализма. Характерно, что
образ Штольца не вызывает у них
интереса. Либеральная буржуазно-
Так в условиях обостренной классовой борьбы 60-х гг. между крестьянской демократией, с одной стороны, и либералами и крепостниками — с другой, вокруг крестьянского вопроса в лит-pe шли бои, и на одном из участков этой борьбы О. приобретала для революционной партии значение социально-экономического тормоза, а для партии крепостников — политического забрала. В более позднюю эпоху дворянская критика вновь использовала О. как одно из литературных средств в борьбе за сохранение социально-экономического строя, основанного на блоке промышленной буржуазии и поместного дворянства против революционного движения.
Д. С. Мережковскому в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), написанной в резком тоне в защиту идеализма и против материализма, принадлежит глава «Обломов и Вера». Критик ценит Гончарова за то, что он относится к числу тех писателей, которые «смотрят с благодарностью назад». В страхе перед призраком революции, олицетворенном в образе Волохова, Мережковский оглядывается в сторону Обломовки, призывая к утраченной чистоте, мягкости, человечности, которыми была полна старая Обломовка и которых нет в современной жизни.
Аналогичен по своему
сочувствию О. и очерк Ю. Айхенвальда
о Гончарове («Русская мысль», 1901, IX),
вошедший впоследствии в «Силуэты русских
писателей» (изд. 1-е, 1906; изд. 2-е, 1908). В
эпоху революции 1905, а затем в
эпоху реакции выступал Айхенвальд
с апологией Обломова: в Обломове
«дорого и прекрасно то, что
он не делец, что он — созерцатель».
Для Мережковского и
В 90—900-х гг. О. получила
новое освещение и приобрела
новую социальную функцию в либеральной
критике всех оттенков. Скатившись
к умеренному либерализму, М. Протопопов
, полемизируя с «ригористом» Добролюбовым
(«Русская мысль», 1891, XI), не соглашается
с тем, что О. — явление национальное
и общественное. Это — явление
личной психической жизни, результат
неправильного индивидуального
воспитания. Сознательно суживая
понимание О. и вытравляя из него
социально-экономическое
Либеральный критик
Овсянико-Куликовский в «
Иванов-Разумник в «Истории русской общественной мысли» (изд. 1-е, 1906) оценивает О., игнорируя конкретное социально-классовое и историческое наполнение образа. Трактовка О. подчинена общей теории Иванова-Разумника об этическом мещанстве. Определение О., даваемое критиком, характеризуется абстрагированием О. как общественного явления и сведением его основных признаков к биологическим элементам: «апатии, бездеятельности и вообще растительной жизни». Трактовка Ивановым-Разумником обломовщины — частное выражение взглядов критика — идеолога слоев мелкой буржуазии, выдвинувших партию социалистов-революционеров. Иванов-Разумник, утверждая надклассовое этическое содержание образа Обломова, не желает понять расстановки классовых сил 50—60-х гг. и ограничивается лишь оппозиционным тоном по отношению к самодержавию, причем эта оппозиционность сводится к этической фразе.
Нужно отметить наконец
и серию появившихся в