Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:05, реферат
Небывалый интерес к роману можно объяснить особым вниманием автора к внутреннему миру человека. Психологизм, глубина проникновения в характер, деталировка изображения – все это было новым для 18 века. Кроме того, в «Страданиях юного Вертера» мы видим усиливающуюся тенденцию к реализму: изображение бюргерского быта (дом амтмана – Лотта с детьми) и чванливого дворянства.
Ведение. История романа – стр. 3-4.
Основная часть – стр. 4-13.
Проблема и конфликты романа – стр.4-5
Оппозиция чувствительности и рассудочности на уровне любовного конфликта – стр. 5-12
Оппозиция чувствительности и рассудочности на уровне социального конфликта: личности и высшего общества – стр.12-14
Заключение – стр.14
Список использованной литературы – стр.15.
Это общество с его косными правилами, уничтожающими человеческую личность, словно законсервировано. Его невозможно исправить, оно невосприимчиво ни к каким веяниям извне. Именно поэтому Вертер, как чуждый элемент, а кроме того, еще и «подначальный», изгоняется из общества. Граф фактически выставляет Вертера с обеда, объяснив это «дикими нравами» света.
Здесь, в городе Д., есть только одно существо, «достойное называться женщиной» - девица фон Б. «Голубые глаза ее отражают чувствительность души. Высокое положение ей только в тягость и не дает ни малейшего удовлетворения. Она рвется прочь от этой суеты…»44 (письмо от 20 января). Они разговаривают об идиллической сельской жизни и Лотте. Девица фон Б., таким образом, представитель чувствительного, и поэтому она вступает в круг задушевного общения. Но они никогда не будут так созвучны друг другу, как Вертер и Лотта. Именно поэтому Вертер обижается на фройляйн фон Б., неправильно растолковав ее поведение на обеде у графа. Именно поэтому девица почти указывает Вертеру на недостаточное проникновение к ней в душу: «Ах, Вертер; — задушевным тоном сказала она, — можно ли так истолковывать мое замешательство, зная мою душу! Что я выстрадала из-за вас с той минуты, как вошла в залу! Я все предвидела и сотни раз порывалась предупредить вас»45 (письмо от 16 марта). Когда Вертер расстается с девицей фон Б. в силу разных причин, он легко примиряется с этой потерей.
Борьба чувствительной фройляйн фон Б. против рассудочного, расчетливого, испорченного света пассивная, внутренняя. Она не согласна с окружающей действительностью, с правилами, по которым ее принуждают жить, но выразить протест открыто не может. Единственный способ противостоять рассудочности света – это внутреннее стремление сохранить естественность и следовать благим целям.
В отличие от любовного конфликта, где Вертер однозначно терпит поражение, из конфликта социального он не выходит проигравшим. Сохранение чистой, порывистой души в обществе, где превыше всего ставятся чины и богатства, способность вовремя покинуть этот «скверный» мир, не поддавшись его чарам, - это уже победа.
Таким образом, мы видим, что оппозиция чувствительного и рассудочного в романе «Страдания юного Вертера» - это одна из главных проблем произведения. Вертер словно маркирует всех остальных персонажей, определяя «степень их чувствительности, а значит, возможности или невозможности созвучия душ»46. Оппозиция проходит через оба конфликта романа – любовный и социальный: личности и высшего общества. В первом поражение главного героя однозначно, во втором он не подавлен общественными силами, не включен в систему общественных правил, а значит, в какой-то степени он победитель.
В целом же, если
вернуться к общему конфликту
романа – личность и окружающая
ее действительность, то мы понимаем, что
Вертер, а значит и чувствительность, в наиболее
чистом виде в нем воплощенная, гибнут.
Вертеру не хватает воли и силы духа противопоставить
себя враждебному миру.
Если мы рассмотрим оппозицию чувствительности
и рассудочности не в связи с произведением,
а широко, например, в нашей современной
жизни, то поймем, что общество наше держится
на рассудке и мудрости, а не на страстных
порывах и эмоциональных переживаниях.
Это значит, что любой герой какой бы то
ни было эпохи, воплощающий в себе чистую
чувствительность, обречен на поражение.
Он никогда не сможет переустроить мир.
Список использованной литературы:
1 Н. Вильмонт, Комментарии/ Гёте И. В. Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
2 Н. Вильмонт, Иоганн Вольфганг Гёте/ Гёте И. В. Избранные произведения в 2 тт., Т. 1, М., 1985.
3 Н. Вльмонт, Комментарии/ Гёте И. В. Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
4 Георг Лукач, К истории реализма, глава «Гёте. Страдания молодого Вертера». М., 1939.
5 Н. Вильмонт, Комментарии/ Гёте И. В. Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
6 Н. Вильмонт, Комментарии/ Гёте И. В. Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
7 Георг Лукач, К истории реализма, глава «Гёте. Страдания молодого Вертера». М., 1939.
8 Георг Лукач, К истории реализма, глава «Гёте. Страдания молодого Вертера». М., 1939.
9 Там же
10 Там же
11 И.В. Гёте, Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
12 Там же
13 И.В. Гёте, Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
14 Там же
15 Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. – М., 1983. – С. 102.
16 Черненко И.А., Интимное и публичное в романе И.В. Гёте «Страдания юного Вертера» / XVIII век. Искусство жить и жизнь искусства. / МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 2004
17 И.В. Гёте, Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
18 Там же
19 И.В. Гёте, Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
20 Там же
21 Там же
22 Черненко И.А., Интимное и публичное в романе И.В. Гёте «Страдания юного Вертера» / XVIII век. Искусство жить и жизнь искусства. / МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 2004
23 Там же
24 И.В. Гёте, Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
25И.В. Гёте, Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
26 Там же
27 Там же
28 Там же
29И. В. Гёте, Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
30 Там же
31 Там же
32 Там же
33 И.В. Гёте, Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
34 Черненко И.А., Интимное и публичное в романе И.В. Гёте «Страдания юного Вертера» / XVIII век. Искусство жить и жизнь искусства. / МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 2004
35 И.В. Гёте, Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
36 Там же
37 И.В. Гёте, Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
38 Черненко И.А., Интимное и публичное в романе И.В. Гёте «Страдания юного Вертера» / XVIII век. Искусство жить и жизнь искусства. / МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 2004
39 И.В. Гёте, Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
40 Там же
41 И.В. Гёте, Страдания юного Вертера, пер. Н.Касаткиной, Избранные произведения в двух томах. Том II. М., "Правда", 1985
42 Там же
43 Там же
44 Там же
45 Там же
46 Черненко И.А., Интимное и публичное в романе И.В. Гёте «Страдания юного Вертера» / XVIII век. Искусство жить и жизнь искусства. / МГУ им. М.В.Ломоносова. М., 2004
Информация о работе Оппозиция чувствительности и рассудочности в романе "Страдания юного Вертера"