Парадокс в творчестве о.уальда и б.шоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:19, контрольная работа

Описание

С одной стороны, он выступает в речи персонажей как одно из средств интеллектуальной характеристики персонажа. Таковы, например, парадоксы Рудина (в одноименном романе Тургенева) в спорах с Пигасовым («Убеждение в том, что нет убеждений, есть уже убеждение», «Отрицание теории есть уже теория»), нужные Тургеневу для раскрытия умственного превосходства Рудина над окружающими.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3
1. Парадокс и виды парадокса………..…………………………………. …….......4
2. Особенности парадоксов О.Уайльда и Б.Шоу

2.1. Парадоксы О.Уайльда………….………………………………….. …..8
2.2. Парадоксы Б.Шоу………………………………………………… …..15
Заключение…………………………………………………………………… …..19
Литература………………………………………………………………………... 21

Работа состоит из  1 файл

контрольная изл 19-20 век.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Парадокс в творчестве Б.Шоу  и О.Уайльда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………. 3

1. Парадокс и виды  парадокса………..…………………………………. …….......4

2. Особенности парадоксов О.Уайльда и Б.Шоу

      2.1. Парадоксы О.Уайльда………….………………………………….. …..8       2.2. Парадоксы Б.Шоу………………………………………………… …..15

Заключение…………………………………………………………………… …..19

Литература………………………………………………………………………... 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

 В художественной литературе парадокс играет весьма различную роль и по употреблению и по содержанию. 

С одной стороны, он выступает в  речи персонажей как одно из средств  интеллектуальной характеристики персонажа. Таковы, например, парадоксы Рудина (в одноименном романе Тургенева) в спорах с Пигасовым («Убеждение в том, что нет убеждений, есть уже убеждение», «Отрицание теории есть уже теория»), нужные Тургеневу для раскрытия умственного превосходства Рудина над окружающими. Аналогична при ином классовом содержании насыщенность парадокса речи лорда Генри в «Портрете Дориана Грэя» О. Уайльда и т. д. С другой стороны, парадокс является одним из моментов самой системы повествования писателя, являясь характерной чертой его стиля (т. е. уже не связывается с речью персонажа, как у Тургенева), как например у Б.Шоу, О. Уайльда, и др. 

Бернард  Шоу  - блестящий мастер парадоксов, но за ними всегда кроется глубокая  и  серьезная мысль, в то время как для  Уайльда   парадокс  нередко становится самоцелью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Парадокс и виды парадокса

 

 

 

Парадокс (от греч. paradoxos – неожиданный, странный) – неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу1. В этом смысле эпитет «парадоксальный», т.е. нестандартный, отклоняющийся от наиболее распространенной традиции, противопоставляется эпитету «ортодоксальный», понимаемому как синоним слова «проверенный», т.е. общепринятый, буквально следующий господствующей традиции.

Любой парадокс выглядит как отрицание некоторого мнения, кажущегося «безусловно правильным»2 (вне зависимости от того, насколько верно это впечатление); сам термин «парадокс» и возник в античной философии для характеристики нового, необычного, оригинального мнения. Поскольку оригинальность высказывания воспринять гораздо проще, чем удостовериться в его истинности или ложности, парадоксальные высказывания часто воспринимают как свидетельство независимости, самобытности выражаемых ими мнений, особенно если они к тому же имеют внешне эффективную, четкую, афористичную форму.

Такая репутация может  быть, конечно, и вполне заслуженной  – парадоксальную форму имеют, например, такие философско – этические  обобщения, как «Твои взгляды  мне ненавистны, но всю жизнь я  буду бороться за твое право отстаивать их» (Вольтер) или «Люди жестоки, но человек добр» (Р.Тагор). Но и независимо от глубины и истинности конкретного высказывания парадоксальность его, особенно если речь идет об устном высказывании, привлекает внимание; поэтому неожиданность выводов, несоответствие их «естественному» ходу мыслей есть (наряду с общей логической последовательностью изложения и красотами стиля) один из существенных атрибутов ораторского искусства.

Часто, впрочем, наблюдается  обратная реакция; явление (или высказывание), противоречащее, хотя бы внешне, «здравому смыслу», характеризуется как парадокс, свидетельствующий в некотором смысле о «противоречивости» соответствующего явления (или высказывания). Таков, например, отмеченный впервые Д.Дидро «актерский парадокс»: актер может вызвать у зрителей полную иллюзию изобретаемых им чувств, сам при этом ничего не переживая. «Обратная сторона» этого же парадокса обыграна О.Уайльдом: одна из его героинь не может играть роль Джульетты именно потому, что влюбилась сама.

Обе эти тенденции в трактовке парадокса проявляются в эффекте остроумных и неожиданных концовок анекдотов и, более широко, могут лежать в основе комического как эстетической категории. Если, например, высказывание Т.Джефферсона «Война – такое же наказание для победителя, как для побежденного» воспринимается современным читателем как вполне серьезное (и «парадоксальность» его состоит лишь в том, что оно обращает внимание людей на то, мимо чего часто спокойно проходят), то откровенными пародиями звучат обычно многочисленные высказывания Дж. Б.Шоу (пример: «Не поступай с другим так, как хочешь, чтобы он поступил с тобой: у вас могут быть разные вкусы») и О.Уайльда («Не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра»).

Парадоксы в значительной мере лежат  и в основе поэтики пословиц («Тише едешь – дальше будешь» и т.п.) и ряда литературных жанров (например, известная басня «Вельможа» И.А.Крылова построена на парадоксе: дурак – правитель попадает в рай… за лень и безделье). Парадокс, как художественный прием, широко используется в детской поэзии нелепостей (Л.Кэрролл, Э.Милн, Э.Лир, К.И.Чуковский).

Среди писателей, славившихся своими парадоксами, были Ф.Ларошфуко, Ж.Л.Лабрюйер, Ж.Ж.Руссо, Л.С.Мерсье, П.Ж.Прудон, Г.Гейне, Т.Карлейль, А.Шопенгауэр, А.Франс, особенно М.Нордау, О.Уайльд, Б.Шоу.

Парадоксы другого рода содержат в себе кажущееся внутреннее противоречие, логическую несовместимость: «Кто отрицает решительно все, тот ничего не отрицает» (Д.И.Писарев); «Тот, кто  применяет силу, доказывает свою слабость» (Р.Тагор). Многие парадоксы содержат признаки того и другого рода: «Лучшее правительство – то, которое меньше всего правит.» (Т.Джефферсон); «Ничего не делать – очень тяжелый труд» (О.Уайльд). Мысль, сама по себе не парадоксальная, может выглядеть как парадокс в определенной ситуации: так, афоризм из рассказа В.Г.Короленко «Парадокс» (1894) – «Человек создан для счастья, как птица для полета» - становится парадоксом, будучи вложен в уста беспомощного нищего калеки3.

Цель некоторых парадоксов – высмеять догму, эпатировать, поразить оригинальностью суждения. Обычно такие парадоксы – лишь средство характеристики персонажей, но порой они до известной степени выражают взгляды автора (таковы парадоксы многих персонажей И.С.Тургенева, О.Уайльда, Б.Шоу, А.Франса). Парадокс может скрывать глубокую мысль, разоблачительную иронию: «Отрицание теории есть уже теория» (И.С.Тургенев), «Теперь мы заявляем, что никогда не будем рабами; когда мы скажем, что никогда не будем господами, тогда мы покончим с рабством» (Б.Шоу). Иногда парадокс приобретает характер философского обобщения: «Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей» (Ф.И.Тютчев).

Иногда на парадоксе  основаны сюжетные ситуации или даже целые произведения. Так, в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея (1891) портрет Дориана стареет, а сам он остается молодым; в пьесе Б.Шоу «Горько, но правда» (1931) микроб заражается от людей; в романе Р.Брэдбери «451* по Фаренгейту» (1953) пожарные не тушат огонь, а жгут книги.

Парадокс придает литературному  произведению остроумие и стилистический блеск, делает мысли автора яркими и запоминающимися. Хороший словесный парадокс краток, четко сформулирован, логически завершен, эффектен и афористичен. Часто парадокс свидетельствует о самобытности, независимости суждений; он используется для борьбы с устаревшими канонами, с охранительными устоями.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что все  определения парадокса сходятся. И здесь следует выделить виды парадокса: истинный и ложный. Истинный парадокс – игра слов. Ложный парадокс – естественный парадокс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности парадоксов О.Уальда и Б.Шоу

 

2.1. Парадоксы О.Уальда

 

 

Парадоксы О.Уайльда, удачно названные  К.Чуковским «общими местами навыворот»4, действительно воспринимаются как пародия на ходячие сентенции, прописные истины викторианской морали. Вот некоторые, не нарочно подобранные примеры из разных его сочинений: «Совесть и трусость, в сущности, одно и тоже. «Совесть» - официальное название трусости, вот и все.»5; «Быть естественным – это поза и самая ненавистная людям поза»; «Жизнь… слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьезно»; «Долг – это то, чего мы требуем от других и не делаем сами»; «…человек, который позволяет убедить себя доводами разума, очень неразумное существо».

Парадоксы характерны для комедий Уайльда: «Веер леди Уиндермир» (1892), Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895).

Продолжая традиции английской комедии  Реставрации, Уайльд создает остроумные, изящные пьесы, в которых довольно метко критикуются нравы и мораль буржуазно – аристократических кругов английского общества.

Среди парадоксальных и иронических  комедий Уайльда наиболее значительная – «Идеальный муж». Мелодраматическая  интрига пьесы сочетается с раскрытием серьезной политической ситуации. Цинизм светских отношений перерастает в беспринципность политических действий. Бытовое мошенничество переходит в политический шантаж. Таким образом, юмористические характеристики в этой пьесе содержат элементы сатиры. В комедии разоблачается министр британского правительства сэр Роберт Чилтерн, которого в обществе считают идеальным человеком. Уайльд показал, как делается политическая карьера. Чилтерн  честолюбив и стремится к власти. Но чтобы прийти к власти, надо быть богатым. И он добивается богатства, выдав государственную тайну. Существо образа политического деятеля Чилтерна оттеняется образом авантюристки миссис Чивли. Ей известно, каким путем Чилтерн пришел к власти, и она шантажирует его.

Для стиля романа «Портрет Дориана  Грея» также характерна парадоксальность. Этим свойством отличаются и сюжетные ситуации, и речь персонажей. Герои  романа говорят парадоксами. Однако многие парадоксальные суждения в романе направлены против лицемерной буржуазной морали, против социальных явлений английской жизни. Бэзил Холлуорд говорит, например: «Англия достаточно плоха…и все английское общество никуда не годится». «Едва ли во всей палате общин найдется хоть одно лицо, которое бы стоило нарисовать, хотя многих из них и следовало бы побелить немного». В самом романе определяется отношение парадокса к жизненной правде: «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические  штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней».

В романе «Портрет Дориана Грея» много парадоксов о любви, браке, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, искусстве, красоте, жизни, добродетели.

Уайльд очень часто прибегает  к своему острому оружию, имея в  виду женщин. По его мнению, хитрее и  лукавее женщины нет существа на свете. Она всегда знает, что сделать, чтобы обвести мужчину вокруг пальца и достичь своей цели.

«…Женщины вдохновляют  нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить» - ложный парадокс.

«Женщины любят нас за наши недостатки. Если этих недостатков изрядное количество, они готовы все нам простить, даже ум…» - истинный парадокс.

«Мужчина может быть счастлив с какой угодно женщиной, если только он ее не любит» - истинный парадокс.

Уайльду нравится противопоставлять  мужчину и женщину:

«Женщина – это  воплощение торжествующей над духом  материи, мужчина же олицетворяет собой  торжество мысли над моралью» - истинный парадокс.

Уайльд весьма негативно  относится к браку, считая его деморализующим фактором для мужчины. Человек, который хочет жениться – знает либо все, либо ничего о семейной жизни.

«Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж  из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование» - истинный парадокс.

«Женщина выходит замуж  вторично только в том случае, если первый муж был ей противен. А  мужчина женится опять только потому, что очень любил первую жену. Женщины ищут в браке счастья, мужчины ставят свое на карту»-истинный парадокс.

«Разумеется, семейная жизнь только привычка, скверная привычка. Но ведь даже с самыми дурными привычками трудно бывает расстаться. Пожалуй, труднее  всего именно с дурными. Они –  такая существенная часть нашего «Я»- ложный парадокс.

Все кругом твердят: «Браки совершаются на небесах». Уайльд не применит бросить: «Разводы совершаются  на небесах». Любовь и брак для него – две совершенно несовместимые  вещи. Если брак для него – это  всего лишь банальное сосуществование  двух не понимающих друг друга людей, то о любви он отзывается как о каком – то возвышенном, мистическом чувстве: Однако нотки иронии также имеют место:

«Мелкие горести и  неглубокая любовь живучи. Великая  любовь и великое горе гибнут от избытка своей силы» - истинный парадокс.

«Между капризом и  «вечной любовью» разница только та, что каприз длится несколько  дольше» - ложный парадокс.

«Тем, кто верен в  любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет» - истинный парадокс

«Ты любишь всех, а любить всех –  значит не любить никого» - истинный парадокс.

«Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого» - истинный парадокс.

Проанализировав парадоксы  Оскара Уайльда на тему любви и брака, можно сделать вывод о том, что природа мужчины и женщины изначально различна, что делает их совместное существование практически невозможным.

Много парадоксов Оскара Уайльда посвящены теме «жизнь», «человек в жизни», «человек в обществе». Люди, по его мнению, - существа, лишенные всякой фантазии; а философия жизни – исчерпывающее проявления личности через эстетическое наслаждение. В писателе пылало страшное любопытство к жизни, которое побуждало его заглядывать в ее темнейшие глубины ради скрытых в них ощущений.

Информация о работе Парадокс в творчестве о.уальда и б.шоу