Подвиг любви бескорыстной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:31, творческая работа

Описание

В Сибирь по приговору о "деле 14 декабря 1825 г." было отправлено 124 участника тайных организаций, 96 из них - в каторжную работу, остальные - на бессрочное поселение. Политическая смерть "государственных преступников" означала юридическую потерю всех гражданских прав. Изгнанники могли получать известия и помощь из дома, если родные выражали желание, но далеко не все родственники повели себя достойно и благородно. Жены осужденных, которые по приговору Верховного уголовного суда и по разрешению церкви получали свободу от брачных отношений, должны были решать свою дальнейшую судьбу: они могли выйти замуж, могли сохранить свой брак, могли добиваться разрешения последовать за своими мужьями в Сибирь. "Родственникам, детям благородного звания и другим лицам" по специальному постановлению отправляться в Сибирь к сосланным не дозволялось.

Работа состоит из  1 файл

Подвиг любви бескорыстной».ppt

— 989.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

     

По рапортам лекаря Благодатского рудника, "Трубецкой страдает болью горла и кровохарканьем. Волконский слаб грудью. Давыдов слаб грудью, и у него открываются раны". Они "видели мужей своих за работою в подземелье, под властью грубого и дерзкого начальства". Свидания с мужьями разрешались по часу два раза в неделю в присутствии офицера. Дамы стали для декабристов "ангелами-спасителями". Они соединили их с тем миром, который был навсегда потерян после политической смерти. Они соединили родственников и друзей, взяв на себя нелегкий труд по переписке. Каждой из них приходится писать по десять, двадцать, а то и тридцать писем в неделю. Иногда не остается времени на собственные письма. "Не сетуйте на меня, добрые, бесценные мои Катя, Лиза, за краткость письма моего, - пишет А.И.Давыдова дочерям, - на этой почте столько писем мне писать, что я насилу выбрала время для этих нескольких строк". Дамы заботятся о доставлении "материальных средств к существованию" и "моральной пище для духовной жизни". Они дают в каземате "охоту жить, чтобы не убивать любящих нас и любимых нами", - вспоминал М.А.Бестужев. При этом дамы не замыкаются в своем кругу, "теплота их сердец" разливается на всех окружающих их людей, память о них среди сибиряков носит благоговейно-религиозный характер.

 
 
 
 

    "Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей! Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности таких чудных идеальных жен!: да будут незабвенны имена ваши!", - писал декабрист А.П.Беляев Двенадцать героических женщин последовали за осужденными в Сибирь. Их не остановили жестокие условия подписки. Они разделили со своими мужьями все испытания: казематное заключение, нелегкую участь, борьбу с обстоятельствами и людьми. Светские дамы, потеряв "чины и богатства", сумели сохранить честь и достоинство, и, научившись понимать "всю ценность жизни", воспитать прекрасных детей. В абсолютно чуждой для себя обстановке декабристки смогли организовать вокруг своих семей новое для Сибири культурное пространство.

 
 
 
 

Алексей Петрович и Мария Казимировна Юншевские 

       Урожденная Круликовская (по первому браку Анастасьева). Замужем за А.П.Юшневским с 1812 г. Алексей Петрович Юшневский (1786-1844) - генерал-интендант. Он был осужден по I разряду. В 1826 г. Мария Казимировна пишет прошение: "Для облегчения участи мужа моего повсюду последовать за ним хочу.: Прожив с ним 14 лет счастливейшей женой в свете, я: охотно отдала бы жизнь мою, чтобы только облегчить участь его". Только через два года позволение было получено, но дочери от первого брака не разрешили сопровождать мать. Шесть месяцев заняла дорога от Москвы до Петровского завода, где М.К.Юшневская разделила вместе с мужем его заточение. Через девять лет декабриста с женой переводят на поселение в Иркутскую губернию: сначала в деревню Куда, затем - в деревню Жилкино, с 1840 г. - в деревню Малая Разводная. Супруги берут в дом воспитанников. Мария Казимировна "строго заботилась о манерах". В гости приезжают ее дочь с мужем и детьми и остаются на несколько лет в Иркутске. В 1844 г. на похоронах декабриста Ф.Ф.Вадковского, отдавая последний поклон, умер А.П.Юшневский. "Мне хорошо", - написала вдова на могиле декабриста (с 1952 г. находится на Лисихинском кладбище Иркутска). После смерти мужа ей не дозволяют вернуться в свое имение в Киевской губернии. Мария Казимировна часто переезжает, живет в Кяхте, Селенгинске, Иркутске, зарабатывая на жизнь уроками грамоты и хороших манер для сибирских барышень. В 1855 г. по докладу генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева М.К.Юшневской было разрешено вернуться в Европейскую Россию, с установлением за нею секретного надзора. ":И, покуда не придет моя очередь, я не излечусь от душевного страдания. С каждым воспоминанием о брате твоем - новые раны в сердце, и как тяжело переносить эту боль, с которой живешь неразлучно", - писала М.К.Юшневская брату мужа. Она умерла в Киеве в 1863 г.

 
 
 
 

Михаил Александрович и Наталья Дмитриевна Фонвизины 

        Урожденная Апухтина. Замужем за М.А.Фонвизиным с 1822 г. Михаил Александрович Фонвизин (1787-1854) - генерал-майор. Был осужден по IV разряду. "Как птица, вырвавшаяся из клетки, полечу я к моему возлюбленному". Наталья Дмитриевна прибыла на каторгу в Читинский острог в 1828 г. В Петровском заводе похоронили Фонвизины двух сыновей-младенцев. На поселение их отправляют в Енисейск (1834-1835), Красноярск (1835-1838), Тобольск (1838-1853). Натальей Дмитриевной восхищались три великих русских писателя: для А.С.Пушкина она стала прообразом Татьяны Лариной в "Евгении Онегине", для Ф.М.Достоевского и других "страдальцев" в Тобольской тюрьме она - "ангел-хранитель". Л.Н.Толстой, познакомившись с Н.Д.Фонвизиной, просил разрешения переписать ее сибирский дневник. "Она была замечательно умна, образованна, необыкновенно красноречива и в высшей степени духовно-религиозно развита". В 1850 г. внезапно один за другим умирают сыновья, оставленные в России. "Только матери, находящиеся в моем положении, могут понять мое горе, но и у них остаются хотя воспоминания, а у меня и тех нет". В 1853 г. Фонвизиным разрешено вернуться в имение Марьино Московской губернии и жить там под строжайшим полицейским надзором. Они берут с собой трех девочек-воспитанниц. Не прожив и года после возвращения, умирает генерал. Энергичная вдова занимается расстроенным хозяйством, пытается освободить крестьян, в 1856 г. тайно отправляется к друзьям в Сибирь. В 1857 г. по велению сердца и по совету чудотворной иконы она сочеталась браком с декабристом Иваном Ивановичем Пущиным (1798-1859). Он писал друзьям: "22-го мая: бог благословил союз Ивана и Натальи: Я благодарю бога за соединение мое с заветным моим другом". Ее дом всегда славился гостеприимством и радушием, в нем находили приют друзья. Она окружила заботой и вниманием декабриста П.С.Бобрищева-Пушкина (1802-1865) в последние годы его жизни. Н.Д.Фонвизина умерла в 1869 году и была похоронена в Москве в Покровском монастыре.

 
 
 
 

Сергей Петрович и Екатерина Ивановна Трубецкие 

    Урожденная графиня Лаваль. Замужем за кн. С.П.Трубецким с 12.05.1821 г. Князь Сергей Петрович Трубецкой (1790-1860) - полковник. Был осужден по I разряду. Екатерина Ивановна прибыла в Иркутск в сентябре 1826 г., первой из жен декабристов. В течение пяти месяцев, проведенных в Иркутске, ее уговаривают вернуться домой к родителям, предупреждают об ужасных условиях положения жены государственного преступника. "Вам ли, - отвечает княгиня И.Б.Цейдлеру, - несущему власть губернатора в краю каторги и ссылки, не знать русских женщин: я согласна! Я и не рассчитывала на другую судьбу". После Забайкальской каторги в 1839 г. Трубецких отправляют на поселение в село Оёк Иркутской губернии. В Сибири сбылась мечта Екатерины Ивановны: она стала матерью, но из семерых детей трое умерли в младенчестве. В 1845 г. кн. Е.И.Трубецкой с детьми разрешено жить в Иркутске, где они приобретают дом в Знаменском предместье. Кроме своих, у них жили пятеро приемных детей, в том числе дочери декабриста М.К.Кюхельбекера - Анна и Юстина. Для своих воспитанников княгиня стала второй матерью. Жена декабриста активно занималась благотворительностью. Она помогала не только товарищам по ссылке - декабристам, но и многим беднякам Иркутска и окрестных деревень. Дом Трубецких всегда "набит слепыми, хромыми и всякими калеками". Глубоко верующий человек, Екатерина Ивановна помогала православным храмам Иркутска и его окрестностей. В ее доме часто собиралась передовая молодежь Иркутска. В 1854 г. кн. Е.И.Трубецкая скончалась. Последний свой приют Екатерина Ивановна обрела в ограде Знаменского монастыря, где уже покоились трое ее детей. До амнистии оставалось два года. В 1970 г. в отреставрированном доме семьи Трубецких (был построен в 1854 г.) открылся Дом-музей декабристов - отдел Иркутского областного краеведческого музея, с 2000 г. - Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов.

Информация о работе Подвиг любви бескорыстной