Поездка Чехова на остров Сахалин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:06, реферат

Описание

Антон Павлович Чехов – писатель и драматург, один из ярких представителей русского реализма второй половины 19-ого века. Мастер короткого рассказа и пьес в жанре трагикомедия. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.

Содержание

Введение……………………………………………………………….2
Глава 1 Начало творческого пути …………………………………3
1.1 Факты биографии……………………………………………….3
1.2 Ранний период, Чехов-Чехонте…………………………………4-6
Глава 2 Зрелый период творчества…………………………………..6
2.1 Сахалин и Мелихово……………………………………………….6-8
2.2 Художественное мастерство Чехова-прозаика…………………8-10
2.3 Драматургия - новый этап в творчестве Антона Чехова……10-11
Заключение………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 81.00 Кб (Скачать документ)


 

Федеральное Государственное  Образовательное Учреждение

Среднего Профессионального  Образования

ДГМКСЭиП

Таганрогский филиал

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине: Литература

на тему:

Поездка Чехова на остров Сахалин

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка Ф-30

Кушнир С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таганрог

2008 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….2

Глава 1 Начало творческого пути …………………………………3

1.1 Факты биографии……………………………………………….3

1.2 Ранний период, Чехов-Чехонте…………………………………4-6

 

Глава 2 Зрелый период творчества…………………………………..6

2.1 Сахалин и Мелихово……………………………………………….6-8

2.2 Художественное мастерство Чехова-прозаика…………………8-10

2.3 Драматургия - новый этап в творчестве Антона Чехова……10-11

 

Заключение………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Антон Павлович Чехов  – писатель и драматург, один из ярких представителей русского реализма  второй половины 19-ого века. Мастер короткого рассказа и пьес в жанре трагикомедия. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм. Основные темы творчества — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899). В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата №6» (1892), «Человек в футляре» (1898). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова — рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Начало творческого пути

1.1 Немного биографии

Антон Павлович Чехов  родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге  в семье купца третьей гильдии. Отец и дед его были крепостными  села Ольховатка Воронежской губернии. Дед Чехова Егор Михайлович ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния. А отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело, небольшой магазин по торговле «колониальными товарами». Но он больше всего увлекался церковным пением, даже руководил церковным хором, играл на скрипке, неплохо писал красками. До сих пор еще сохранилось несколько икон, которые он написал собственноручно.

Природные способности  Павла Чехова передались и его  пятерым детям: Александр и Антон  стали писателями, Николай - художником и карикатуристом, Мария - педагогом, а Михаил Чехов - артистом мирового уровня (вспомним хотя бы фильм «Сестра его дворецкого», где он блестяще сыграл с Диной Дурбин).

Однако в семейной жизни и особенно в коммерческих делах Павел Чехов был менее  удачлив. Вопреки настояниям жены, он отдал сыновей в приходскую Цареконстантиновскую школу, откуда детей вскоре пришлось забрать, поскольку никаких знаний они не приобрели. Правда, Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке.

И все же не будь в жизни  Чехова церковного хора и спевок - не было бы и его изумительных рассказов  «Художество», «Святой ночью», «Студент»  и «Архиерей» с удивительной красотой простых верующих душ, с проникновенным знанием церковных служб, древнерусской речи.

 

 

Да и утомительное сидение в лавке не прошло для  Чехова бесследно: оно дало ему, по словам И.А.Бунина, «раннее знание людей, сделало  его взрослей, так как лавка  отца была клубом таганрогских обывателей, окрестных мужиков и афонских монахов».

В 1876 году Павел Егорович вынужден был признать себя несостоятельным  должником и бежать в Москву, куда вскоре перебралась и остальная  семья. Антон был вынужден выполнять  долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи, и одновременно зарабатывать на жизнь репетиторством.

Тяжелые впечатления  детства и юности найдут позже  отражение в рассказах Чехова о детях - «Ванька», «Спать хочется». Есть у него также своеобразная серия рассказов об учителях - «Человек в футляре», «Крыжовник», «О первой любви».

 

1.2 Ранний период творчества, Чехов-Чехонте

    Ранние литературные опыты Чехова связаны с рукописным юмористическим ученическим журналом «Заика» и письмами к родным, где он проявил себя как профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и увиденном.

Однако свое будущее Антон Павлович решил посвятить медицине. В 1879 году, по окончании гимназии, он получил  небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где и поступил на медицинский факультет Московского университета. Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их в различные издания. В 1880 году в журнале «Стрекоза» появляются первые публикации его юмористических рассказов. Он публикует свои юморески под самыми разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.

      Литературные заработки Антона часто оказываются единственным подспорьем в семье, где он вскоре становится главой большого клана. Поэтому не все написанные им вещи одинаково равнозначны в художественном отношении.

 

Он пишет разные по жанру произведения: начинает с пародий, от которых переходит  к юмористическим очеркам и сценкам. Печатается Чехов тоже в различных изданиях, где принимают его рассказы, но все же отдает предпочтение журналу «Осколки», где для него был создан специальный отдел под названием «Осколки московской жизни». Некоторые его рассказы тех лет получили очень хорошие отзывы, и среди них - «Анюта», «Аптекарша», «Муж». В 1884 году выходит первый сборник рассказов Антона Павловича Чехова, благосклонно встреченный критикой, - «Сказки Мельпомены», в который вошли шесть рассказов из жизни людей театра.

     1884 год оказался необычайно удачным для Чехова. Оканчивая университет, он уже был автором таких великолепных произведений, как «Хирургия», «Хамелеон», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», которые впоследствии будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности.

Получив диплом врача, Чехов устраивается на работу в Подмосковье и даже пробует писать диссертацию на тему «Врачебное дело в России». Он тщательно изучает материалы по народной медицине, русские летописи. Труд остался незаконченным, но многое дал Чехову-писателю.

    В своей литературной деятельности Антон Павлович не забывал о том, что он врач. Доктора становятся главными героями многих его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской тщательностью. Даже незнакомым с биографией Чехова читателям будет понятно, что писатель, создавший такие произведения, как «Палата № 6», «Случай из практики», «Скучная история», «Припадок», - врач по профессии.

     Медицинская практика, несомненно, расширила и жизненный опыт писателя: ведь к нему шли люди не только с разными заболеваниями, но и с разными судьбами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в чеховских произведениях встречаются люди самых разных характеров и социальных кругов.

 

Правда, критики часто ставили  в вину Чехову то обстоятельство, что  в своих рассказах он изображает мрачный и неприглядный мир, в котором нет места «живому человеку», как будто этот мир видится глазами больного. Однако писатель по своей натуре был веселым и жизнерадостным человеком. Он был привязан к своей семье, любил сестру и братьев, в его жизни бывали и любовные увлечения.

 

 Глава 2 Зрелый период творчества.

 2.1 Сахалин и Мелихово

   Антон Павлович с годами и с опытом становился более требовательным к себе. Теперь он не стремится к тому, чтобы сразу опубликовать свое произведение, и подолгу работает над каждым новым рассказом.

     На исходе 80-х годов Чехов испытывает неудовлетворенность собственными «малыми делами» - медицинской практикой в провинции, строительством школ и библиотек. А после смерти брата он ощущает внутреннюю опустошенность. Ему начинает казаться, что он остановился в своем развитии, и не видит никаких дальнейших перспектив. Под впечатлением этих пессимистических настроений Чехов решает отправиться на Сахалин, чтобы в путешествии набраться новых впечатлений. В апреле 1890 года писатель через Казань, Пермь, Тюмень и Томск отправился к берегам Тихого океана. Уже больной чахоткой, в весеннюю распутицу он проехал на лошадях четыре с половиной тысячи верст и лишь в конце июля прибыл на Сахалин. То, что он увидел по пути на Сахалин и на самом острове, потрясло его. Существование обитающих там людей даже трудно было назвать жизнью. Никогда прежде писателю еще не приходилось встречаться с такой беспросветной нуждой, дикостью и полнейшим произволом властей. Все эти свои впечатления Чехов передал в книгах «Из Сибири» и «Остров Сахалин». После их выхода министерство юстиции командировало в Сибирь ученого-криминалиста Дриля и специалиста по тюрьмам Саломона, которые подтвердили все то, о чем писал Чехов.

      Сразу же после поездки на Сахалин Чехов совершает большое заграничное путешествие. Он посещает Европу, а затем отправляется в Гонконг, Сингапур. Возможно, контрастность впечатлений помогла писателю еще глубже прочувствовать проблемы острова Сахалин и России в целом. Вскоре после поездки, в 1892 году, Чехов перестал заниматься врачебной практикой и купил имение Мелихово под Москвой. Жизнь в  усадьбе отвечала давнему желанию, высказанному в одном из его писем: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, хоть маленький кусочек…». Он не только принимал больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, но и на свои средства построил школу, организовывал помощь голодающим, работал как участковый санитарный врач. На мелиховских впечатлениях во многом основаны повести «из народной жизни», как их характеризовал сам автор. «Мужики» (1897 г.) и «В овраге» (1900 г.), картины деревенского быта в повести «Моя жизнь» (1896 г.), рассказе «Новая дача» (1899 г.) и др.

  В повести «Мужики» с беспощадной и горькой правдивостью, которая смутила даже Толстого, показаны нищета, грубость нравов, безжалостность к слабым, вроде вернувшегося в деревню больным Николая Чикильдеева. Николая неприятно поражают «постоянный крик, голод, угар, смрад», царящие в избе. Непроходимая пропасть лежит между господами и крестьянами. Одна из героинь, Марья, смотрит на вошедшую в церковь разнаряженную барскую семью так, «как будто это вошли не люди, а чудовища, которые могли бы раздавить её, если б она не посторонилась».

  Рассказ вызвал  оживлённую полемику, сравнимую  с жаркими спорами вокруг самых  известных и злободневных романов  Тургенева и Достоевского.

   Теперь Антон Павлович Чехов уже всероссийски признанный писатель; один за другим выходят сборники его рассказов - «Невинные рассказы», «В сумерках». В 1888 году он становится лауреатом Пушкинской премии, а в 1900 году - почетным академиком. Это звание писатель получил одновременно с Л.Н.Толстым. Правда, вскоре Чехов выходит из академии вместе с В.Г.Короленко в знак протеста, когда туда по распоряжению Николая II отказались принять М.Горького.

 

 

2.1 Художественное мастерство Чехова-прозаика

А.П. Чехов по праву  считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. Он отточил мастерство рассказчика за долгие годы работы в юмористических журналах, научился в небольшой объем втискивать максимум содержания. Пространные описания, внутренние монологи и другие приемы просто невозможны в жанре маленького рассказа. Поэтому на первый план выступает художественная деталь. Именно на детали делается упор в рассказах Чехова, именно они несут огромную смысловую нагрузку.

На нескольких примерах можно рассмотреть, как буквально  одна фраза может сказать все  о человеке. Достаточно вспомнить  маленький юмористический рассказ «Смерть чиновника», главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина. Сюжет рассказа в следующем: будучи в театре чиновник Червяков случайно чихнул и обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым. Генерал Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, доведенный до исступления его назойливостью, выгоняет его вон.

Червяков не видит своей назойливости и не понимает, почему Бризжалов так раздражен. Испытывая страх перед генералом, он думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. Последняя фраза дает объяснение всему: «Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер». В одном предложении дается полная характеристика человека: герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

В рассказе «Дама с  собачкой» в качестве художественной детали выступает лорнетка. Героиня рассказа «Дама с собачкой», Анна Сергеевна, приехала в Ялту, так как не могла больше переносить обстановку своего дома и общество мужа, которого она не любила и не уважала. В некотором смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Лорнетка в рассказе символизирует тот душный мир, откуда она пытается бежать.

Информация о работе Поездка Чехова на остров Сахалин