Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:06, реферат
Антон Павлович Чехов – писатель и драматург, один из ярких представителей русского реализма второй половины 19-ого века. Мастер короткого рассказа и пьес в жанре трагикомедия. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.
Введение……………………………………………………………….2
Глава 1 Начало творческого пути …………………………………3
1.1 Факты биографии……………………………………………….3
1.2 Ранний период, Чехов-Чехонте…………………………………4-6
Глава 2 Зрелый период творчества…………………………………..6
2.1 Сахалин и Мелихово……………………………………………….6-8
2.2 Художественное мастерство Чехова-прозаика…………………8-10
2.3 Драматургия - новый этап в творчестве Антона Чехова……10-11
Заключение………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………..13
Перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, и это начало попытки «бегства». Позже, в театре города С., Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках - попытка «бегства» не удалась.
В противоположность Анне Сергеевне Беликов, герой рассказа «человек в футляре», не пытается изменить свою жизнь, сделать ее более интересной и разнообразной. Во всем новом виделась ему неопределенность, а это вызывало страх, а потому он стремился защитить себя каким-то образом от внешнего мира.
Страх вызывал непреодолимое стремление окружить себя «оболочкой», «футляром». Поэтому даже вещи свои он упаковывал в многочисленные чехлы и футлярчики. Из-за того, что Беликов всю жизнь чего-то опасался, из-за того, что жизнь его пугала, смерть оказалась для него каким-то освобождением от страхов. В этом вся ирония: после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение. Он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.
В произведениях Чехова, как в рассказах, так и в больших произведениях, нет ни одной «лишней» детали. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. В пьесе «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в розовом платье с зеленым пояском. Эта деталь подчеркивает не только то, что у героини отсутствует понятие вкуса, но и говорит о душевных качествах героини. Так, использование детали важно и в «Вишневом саде». «Многоуважаемый шкаф», звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишневого сада, стук топоров в конце пьесы - все они несут огромную смысловую нагрузку и важны для раскрытия, как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы. Нужно быть внимательным, чтобы уловить, что подразумевал Чехов под тем или иным словом.
Так, описывая жизнь Оленьки Племянниковой в рассказе «Душечка», Чехов на протяжении рассказа неоднократно подчеркивает, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь совсем не означает, что так было на самом деле. На самом деле жизнь «душечки» совсем не казалась автору достойной восхищения и подражания. «Душечка» хороша всем, потому что не имеет ни собственных желаний, ни мыслей.
В конце рассказа, повествующем об отношении «душечки» к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо. Может быть, это как раз и означает обратное, что она нашла свое настоящее счастье. Между рассказами «Душечка» и «Попрыгунья» можно провести параллель. Героиня Оленьки Племянниковой в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа «Попрыгунья». У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения.
Но в отличие от «душечки», которая не была привередлива в своих знакомствах, Ольга Ивановна ценила только всяческих «знаменитостей» и прочих необыкновенных людей, к которым она причисляла и себя.
После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Несмотря на то, что прошло столько времени после смерти классика, его произведения живут до сих пор, представляя интерес для всех нас и предоставляя нам, возможность заглянуть в душу человека и увидеть его таким, какой он есть. Поэтому Чехов остается для нас, по сей день одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов.
2.2 Драматургия – новый этап в творчестве Антона Чехова
Новый этап в творчестве Чехова связан с его занятиями драматургией. Вначале он переделывает некоторые свои рассказы в пьесы, однако они имели не очень большой успех, как это случилось с его пьесой «Иванов». Настоящим провалом стала и постановка первой оригинальной пьесы Чехова «Чайка», которая была написана в Мелихове. В этой пьесе Чехов впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию, показав в ней людей искусства. Это пьеса о мятущихся молодых художниках и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем завоеванные позиции. Это пьеса о любви («Мало действия, пять пудов любви»,— шутил Чехов), о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб.
Наконец, это пьеса
и о мучительных поисках
Премьера «Чайки» состоялась 17 декабря 1896 г. в Александрийском театре. Уже с самого начала действия стало ясно, что пьеса воспринимается публикою совсем не так, как предполагали автор и постановщики.
На другой день после премьеры все утренние петербургские газеты сообщали о провале спектакля; рецензенты отмечали грандиозность и скандальность провала.
В литературе о Чехове распространено утверждение, что причины провала «Чайки» прежде всего, заключались в неудачной постановке Александрийского театра: «Провал был неизбежен, так как вся устойчивая система художественных средств этого театра, соответствующая устойчивым же, трафаретным формам драматургии, органически была чужда художественной тенденции и материалу новой пьесы».
Постановка «Чайки» Московским художественным театром (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Спектакль прошел с большим успехом. Летящая чайка сделалась эмблемой МХАТа, а Чехов - его постоянным автором. Две последующие пьесы - «Дядя Ваня» (переделанная из водевиля «Леший») и «Вишневый сад» (1904 г.) - были восторженно встречены зрителями и критикой. Вскоре они были переведены и на иностранные языки. Бернард Шоу, например, сказал, что после прочтения пьес Чехова ему хотелось уничтожить все им написанное.
Заключение
Значение Чехова-прозаика для русской и мировой литературы огромно. Никто ни до него, ни после не умел писать так ярко и лаконично, на нескольких страничках умещая целую человеческую жизнь. Л. Толстой считал, что Чехов в создании короткой новеллы превзошел Мопассана. А.П. Чехов также оказал колоссальное влияние на развитие мировой драматургии. Вместе с К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко он стоял у истоков Московского Художественного театра, основу репертуара которого составили новаторские чеховские пьесы: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1903). Новаторство чеховской драматургии заключалось в том, что автор лишил действие привычного внешнего драматизма событий и ввел необычный прием так называемого подтекста — глубинного, внутреннего драматизма. Как говорил об этом сам драматург, на сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы. Мировая драматургия XX века непредставима без художественных открытий А.П. Чехова.
Подчеркивая высочайшее место А.П. Чехова в истории русской литературы, ее классик Л.Н. Толстой сразу после безвременной смерти писателя сказал: «Это был несравненный художник... Художник жизни... И достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще...».
Список литературы
1 А.П. Чехов – Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т. 1-18.
Сочинения. Т. 1-12. Письма. М., 1974-1983.
2 Чехов в воспоминаниях современников. М., 1960.
3 Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. М., 1981
4 Интернет- ресурс - www.chehov.niv.ru
5 Интернет-ресурс - www.antonchehov.ru