Поэма Блока "Двенадцать"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:11, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть поэму А.А. Блока «Двенадцать».
Задачи:
1. изучить эпоху серебряного века, относящуюся к периоду жизни и творчества А.А. Блока;
2. изучить биографию А.А. Блока;
3. рассмотреть поэму А.А. Блока «Двенадцать».

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Серебряный век русскрй литературы. Поэты-символисты. …………….4
3. Биография А.А. Блока……………………………………………………...5
4. Поэма А.А. Блока «Двенадцать»……………………………………….....8
4.1. Какая же она, революция Блока?.......................................................9
4.2. Утверждению революции подчинено все: содержание и форма.10
4.3. Стилистика и символика…………………………………………..13
4.4. Особенности композиции поэмы…………………………………16
4.5. Контрастное изображение двух миров…………………………...18
5. Заключение………………………………………………………………..24
6. Литература………………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 160.47 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Серебряный век русскрй литературы. Поэты-символисты. …………….4
  3. Биография А.А. Блока……………………………………………………...5
  4. Поэма А.А. Блока «Двенадцать»……………………………………….....8
    1. Какая же она, революция Блока?.......................................................9
    2. Утверждению революции подчинено все: содержание и форма.10
    3. Стилистика и символика…………………………………………..13
    4. Особенности композиции поэмы…………………………………16
    5. Контрастное изображение двух миров…………………………...18
  5. Заключение………………………………………………………………..24
  6. Литература………………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Александр Александрович Блок (1880 - 1921) оставил солидное поэтическое наследие, привлекающее неизменное внимание читателей. Даже в последние десятилетия, веянием которых стало обращение к авторам малоизученным или по каким-либо причинам непризнанным ранее, появилось немало сочинений, где исследуется его творчество. Проблемы текстологии, генезиса и поэтики, особенности художественно-речевой образности лирики, соотношение творческих индивидуальностей А.А. Блока и таких поэтов, как В. Я. Брюсов, А. А. Ахматова, И. А. Бунин - вот основные направления, разрабатываемые современными филологами.

«Сегодня  я – гений» – такую запись сделал А. Блок, когда родилась его  поэма «Двенадцать». Поэт давно уже  высказал убеждение, что «гений прежде всего – народен». Поэма «Двенадцать» – одно из самых неоднозначных произведений Блока. Ничего подобного в русской поэзии еще не бывало. Не только своим содержанием, но и самой формой поэма одних восхитила, других шокировала. В «Двенадцати» воплотилось во всей полноте блоковское восприятие и понимание Октябрьской революции. Хотя считать «Двенадцать» всецело революционной поэмой, наверное, нельзя. Все гораздо сложнее. А Блок явно ощущал, что «стихия», не одухотворенная великой гуманистической идеей, неизбежно выродится в пушкинский бунт – «бессмысленный и беспощадный». Наверное, об этом Блок и написал свою поэму «Двенадцать», ставшую не только самым знаменитым, но и самым загадочным творением поэта. Пожалуй, никогда до конца не будет разгадан христианский финал поэмы.

Цель данной работы – рассмотреть поэму А.А. Блока «Двенадцать».

Задачи:

  1. изучить эпоху серебряного века, относящуюся к периоду жизни и творчества А.А. Блока;
  2. изучить биографию А.А. Блока;
  3. рассмотреть поэму А.А. Блока «Двенадцать».

Серебряный век русской литературы. Поэты-символисты

 

 

Серебряный век русской литературы — это эпоха, которая простирается между временем царствования Александра III и семнадцатым годом, то есть примерно 25 лет. Отрезок времени, равный зрелости поэта.

Мы связываем с серебряным веком  имена таких замечательных поэтов, как Блок, Анненский, Георгий Иванов, Бальмонт, Маяковский, Есенин, Мандельштам, Ахматова, Гумилев, Волошин, Пастернак, Северянин, Брюсов, Цветаева, Белый  и др.

Сами участники этого российского  ренессанса сознавали, что живут  в пору духовного возрождения. В  статьях того периода часто встречались  выражения — "новый трепет", "новая литература", "новое искусство" и даже — "новый человек".

В. Брюсов писал: "Бальмонт, прежде всего — "новый человек", к "новой поэзии он пришел не через сознательный выбор... Он поставил себе задачу быть выразителем определенной эстетики". Именно в этом ключе понимал свою эпоху начинающий Георгий Иванов. Для Анненского главным феноменом этого времени была литература, а ядром в ней — новая поэзия.

Вообще-то термин "новая поэзия" весьма спорный. Но в целом все же поэты серебряного века своей эстетикой отличались кое в чем от своих предшественников. Прежде всего, формой, духовной и лексической свободой.

Авторитетные литературоведы утверждают, что все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после  этого уже не было. В двадцатые  годы еще продолжалась инерция прежней  раскрепощенности поэзии. Действовали  некоторые литературные объединения, например Дом искусств, Дом литераторов, "Всемирная литература" в Петрограде, но и эти отголоски серебряного века заглушил выстрел, оборвавший жизнь Гумилева.

Серебряный век эмигрировал  — в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Харбин, Париж. Но в русской диаспоре, несмотря на полную творческую свободу и обилие талантов, серебряный век не мог  возродиться. Видимо, в человеческой культуре есть закон, по которому ренессанс  невозможен вне национальной почвы. А художники России лишились такой  почвы. К своей чести, эмиграция  взяла на себя заботу о сохранении духовных ценностей еще недавно  возрождавшейся России. Во многом эту  миссию выполнил мемуарный жанр. В  литературе зарубежья — это целые тома воспоминаний, подписанные громкими именами русских писателей.

Музыка в поэзии символистов  имела очень важное значение как  метафористическое и в равной степени ритмическое начало. У  символистов даже была так называемая "музыкальная группа", в которую входили Бальмонт, Вяч. Иванов и Балтрушайтис. В то же время их единомышленники по символизму Брюсов, Белый и Блок организовали другую группу — "маломузыкальную". Ясно, что это — их ирония, изыски. Музыку они все ставили очень высоко в своем творчестве, особенно Бальмонт. Леонид Сабанеев в своих воспоминаниях писал: "Бальмонт хорошо и глубоко чувствовал музыку — что далеко не часто встречается особенно среди поэтов. Скрябинскую музыку он тоже почувствовал. Думаю, что он угадал в ней известное, несомненное родство со своей собственной поэзией".

Поэты-символисты, рассуждая о своем  литературном течении и развивая его теорию, высказывались, насколько  мне известно, таким образом, что  музыка в слиянии с жизнью и  религией дает искомый результат  — гармоничные стихи, способные  выполнять роль некоего мессии.

Как видим, для поэта музыка —  это чудо совершенное. Музыка — объединяющая сердца идея, Под музыкой надо понимать не буквальную мелодию, а все, что  в природе гармонирует с человеческой душой. Теперь понятно, почему группа поэтов-символистов  называлась "маломузыкальной". Просто для Блока, Брюсова и Белого объединяющая идея смещалась в сторону чуть ли не религиозной любви к России. Музыка для них служила лишь фоном, а не соединяющим звеном.

Повышенное внимание к звуковой форме стиха, необыкновенная музыкальность  стихов поэтов-символистов "музыкальной группы" Бальмонта и Вяч. Иванова дали русской поэзии целый ряд замечательных стихотворений. У Бальмонта в этой связи хочу отметить — "Камыши", "Челн томления". У Вяч. Иванова — "Кормчих звезд", "Человек" и многие стихи на античную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография А.А. Блока

 

 

… Блок – 

                                                                                          Трагический тенор эпохи.

                                                                                                                                     * * *

                                                        Он прав – опять, фонарь, аптека,

                                                                                       Нева, безмолвие, гранит...   

                                                                                       Как памятник началу века,

                                                                                       Там этот человек стоит…

                                                                         А.А. Ахматова. Три стихотворения.

 

Александр Александрович  Блок – крупнейший русский поэт начала XX века. Он родился 16 (28) ноября 1880 года в Петербурге. Его отец – А.Л. Блок, профессор философии Варшавского университета, мать – А.А. Бекетова, по второму браку Кублицкая-Пиоттух. Вскоре после рождения сына родители разошлись, и Блок воспитывался в семье матери; его дед, известный русский ботаник А.Н.Бекетов, был ректором Петербургского университета. Блоковские места России – Петербург, где он прожил всю свою жизнь, и подмосковная усадьба Шахматово, куда семья выезжала на лето.

Юный Блок «издавал» в  детские и отроческие годы, рукописные журналы, где пробовал свои силы в  самых разных жанрах – от путевых  заметок до переводов, пародий и  стихов. Однако «серьезное писание» началось лишь в семнадцать лет, после окончания  Петербургской Введенской гимназии.

Блок жил верой в  то, что есть уже на земле олицетворенный образ Вечной Женственности. Свою веру он воплотил в цикле стихов «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902)

Рост гражданских настроений поэта, и «страсть, и ненависть  к отчизне», готовность к «неслыханным переменам, невиданным мятежам» определили поэзию Блока в событиях 1917 года, запечатленных им в поэме «Двенадцать». Блок по-своему услышал и воспел Революцию. Его песня стала первым памятником Революции и лебединой  песней поэта, его последней песней, вершиной его гения, вершиной, с высоты которой виден весь трудный путь подъёма, вся длина поэзии, возделанная  его руками. Это вершина, примечательная для других художников, вершина, достойно венчающая сложный и прекрасный путь поэта к народу, к празднику  человеческого братства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэма А.А. Блока  «Двенадцать»

 


«Двенадцать» - первое произведение о революции.

«Двенадцать» - вещь пронзительная,

кажется, единственно значительная из

того, что появилось в области 

поэзии  за революцию.

С.Н.Булгаков.

 

Александр Александрович  Блок приступил к работе над поэмой «Двенадцать» 8 января 1918 года, закончив её 28 января этого же года. Блок написал  «Двенадцать» по горячим следам, через  два месяца после победы Октября. Написал быстро, за несколько дней. Очевидно, сам материал, сам напор  событий, перспектива, которая вдруг  открылась перед духовным взором Блока, так захватили и воодушевили  его, по обыкновению очень строгий  судья всего выходившего из-под  его пера, на этот раз. Окончив поэму, записал в дневнике: «Страшный  шум, возрастающий во мне и вокруг…  Сегодня я - гений». Напечатанная 3 марта 1918 года, поэма оттолкнула от Блока  его вчерашних литературных единомышленников, не принимавших Октябрьской революции; в то же время советское литературоведение  простило Блоку символизм и оставило за ним заметное место в истории  русской литературы как поэту, прославившему  социалистическую революцию. Между  тем ни одни, ни другие не захотели понять того факта, что Блок пел гимн своей  революции. Созданная на гребне революции  совершаемой, поэма не могла и  не должна быть связана с последствиями революции, но лишь с её целями, с её замыслом. Блоку начисто чужда похвальба, и если он, честнейший из поэтов, сказал о себе такое, должно понять его: он считает, что максимально полно и точно решил художественную задачу – услышал и запечатлел душу революции.

 

 

      1. Какая же она, революция Блока?

 

Революция, как грозовой вихрь, как  снежный буран, всегда несет новое  и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в  своем водовороте достойного; она  часто выносит на сушу невредимых недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом» (Из статьи Блока «Интеллигенция и революция»). В поэме "Двенадцать" Блок с  громадным вдохновением и блистательным  мастерством запечатлел открывавшийся  ему в романтических пожарах  и метелях образ освобожденной  революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в  очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.

Такое восприятие Октябрьской революции  имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну "музыку" - музыку разрушения. Беспощадно, «со святой злобой» он осудил и заклеймил в своей  поэме этот прогнивший мир с его  буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в поэме "Двенадцать" такого же полного и ясного художественного  воплощения. В героях поэмы - красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого  мира, пожалуй, больше от анархической «вольницы» (активно действовавшей  в октябрьские дни), нежели от авангарда  петроградского рабочего класса, который  под руководством партии большевиков  обеспечил победу революции. Ветер, вьюга, метель, снег - это образы, символизирующие стихию революционной очистительной бури, силу и мощь народного выступления. В основе произведения - конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом "черного" и "белого". Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных (и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как "религии рабов", проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России. Но отдельные недоговоренности и противоречия поэмы «Двенадцать» искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. «Вдаль идут державным шагом» - сказано о героях поэмы. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение «Двенадцать» как величественного памятника Октябрьской эпохи. Блок полагает, что даже лучшим из интеллигентов не следует обольщаться своим благородством и своей личной невинностью, так как «лучшие» как раз и должны чувствовать ответственность и за настоящее, и за прошлое (гамлетовский мотив блоковского творчества). Из такой системы взглядов и суждений вырастает художественный мир поэмы «Двенадцать».

Информация о работе Поэма Блока "Двенадцать"