Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:11, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть поэму А.А. Блока «Двенадцать».
Задачи:
1. изучить эпоху серебряного века, относящуюся к периоду жизни и творчества А.А. Блока;
2. изучить биографию А.А. Блока;
3. рассмотреть поэму А.А. Блока «Двенадцать».
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Серебряный век русскрй литературы. Поэты-символисты. …………….4
3. Биография А.А. Блока……………………………………………………...5
4. Поэма А.А. Блока «Двенадцать»……………………………………….....8
4.1. Какая же она, революция Блока?.......................................................9
4.2. Утверждению революции подчинено все: содержание и форма.10
4.3. Стилистика и символика…………………………………………..13
4.4. Особенности композиции поэмы…………………………………16
4.5. Контрастное изображение двух миров…………………………...18
5. Заключение………………………………………………………………..24
6. Литература………………………………………………………………...25
Утверждению революции подчинено всё:
герои поэмы, отряд красногвардейцев, идущий по городу, первоначально «голытьба», люди, которым «на спину б надо бубновый туз1», по мере развития действия всё отчетливее приобретают качества образа-символа; к концу поэмы они – уже вершители революции, её апостолы (двенадцать), их «мерный шаг» - символическое шествие в будущее;
постепенное поглощение мелкого, личного (образ Петрухи) темой общественного долга,
сквозь надрывы ветра, сквозь частушечные
мотивы гуляющей в свой час «голытьбы»,
сквозь затихающее вместе с гибнущим
прошлым миром ноты старинного романса
– все усиливающимся и
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
***
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ!
ироническая, насмешливая, когда автор рисует сценки петербургского старого мира; возвышенная, патетическая, когда звучит тема революции;
первые же слова поэмы, как бы подчеркивая бескомпромиссность исторических событий, происходящих в стране, включают черно-белую поэтика контраста – «Чёрный вечер. Белый снег». И только красному флагу, «бьющему в очи», дано нарушить эту черно-белую гамму красок.
Поэму Блока «Двенадцать» долгое время считали произведением, посвященным исключительно революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не придавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нём автором.
Очень много споров о том, почему свою поэму Блок назвал вроде бы ни о чем не говорящим словом «Двенадцать»? На мой взгляд, он сделал это потому, что поэма многопланова, и выделение в ней какого-то одного плана ставило бы в неравное положение остальные.
Многие писатели, как российские,
так и зарубежные использовали символы,
вкладывая с их помощью глубокий
смысл в самые обычные, казалось
бы, ничего не значащие сцены. Так, у
Фета цветок – это женщина, птица
– душа, а круг – иной мир, зная
эти тонкости, лирику поэта начинаешь
понимать совсем по- другому. Так же
как Брюсов, Соловьев, Белый и
другие представители литературного
направления под названием «
В первой части поэмы «Двенадцать» сразу же бросается в глаза следующий контраст: черный вечер и белый снег. Два противоположных цвета могут означать только раскол, разделение.
Далее снова упоминаются эти прилагательные: черное небо, черная злоба, белые розы; и вдруг появляется красная гвардия и красный флаг. Они цвета крови. Получается, что при столкновении произойдет кровопролитие, а оно уже совсем близко – над миром поднимается ветер революции.
Мотив бури важен не только в понимании настроения людей, он позволяет рассматривать христианскую тематику, как сознательное искажение Библии. Двенадцать человек – двенадцать апостолов, среди них Андрюха и Петруха, а кругом огни, как в преисподней, люди же символизирующие последователей Христа, больше похожи на каторжников. А впереди сквозь вьюгу идет «Иисус Христос», держа в руках кровавый флаг. Пурга, по Пушкину – свадьба ведьмы или похороны домового. Да и Христос - сын Божий, принявший мученическую смерть за грехи человеческие, не стал бы призывать к насилию. По-видимому, сам дьявол ведет за собой апостолов. Люди знают, что где- то рядом находится лютый враг, но они не видят беса, которому, пули пущенные вслепую, не могут причинить никакого вреда. А позади людей ковыляет пес – земное обличье черта, в таком виде Мефистофель являлся Фаусту у Гёте. Голодный пёс следит за тем, чтобы апостолы двигались в нужном направлении и не вышли из царства мёртвых. Таким образом, революцию и её вершителей благословляет вовсе не Бог, а сатана.
В поэме важна также символика имен. Героиня «Двенадцати», Катька, появляется на сцене во второй главе, чтобы погибнуть в шестой вместе со святой Русью от рук неверующих. Как ни странно, Блок дает той, что пала так низко, что даже каторжники презирают ее, такое светлое имя: Катерина - значит, чистая. Но так и должно быть, ведь она символизирует Россию, она самый положительный персонаж поэмы «Двенадцать». Так же, как Катерина из «Грозы» Островского или Катюша Маслова из «Воскресения» Толстого, Катька впадает в грех, но она все-таки остается святой, как наша Русь, ввергнутая в кровавое сражение между прошлым и будущим... А патруль всё продолжает обход, и всюду ему слышатся раскаты грома, предупреждающие о приближении Грозы. И лишь один Петька чувствует неладное, его печалит смерть Катьки, пугает разыгравшаяся стихия. Но товарищи его идут и идут вперед, стремясь отделаться от старого мира. Подходит время двенадцатой главы, она самая сложная. Ею заканчивается поэма, но вопросы, поставленные автором, остаются без ответа.
Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему.
Ритм первой главы “Двенадцати” выдержан в стиле народном, которым обычно сопровождались выступления маленьких кукольных театров — вертепов или разные скоморошьи представления. Если Катьку рассматривать как Коломбину, а Петруху - как Пьеро, то все происходящее в Петрограде начинает напоминать кукольную комедию в балаганчике. Тогда становятся понятными неуклюжие движения персонажей, которых, как кукольных игрушек, дергают за ниточки невидимые руки. Частушки в третьей главе и балаганный стих в четвертой лишь усиливают это впечатление. Такой прием сразу дает ощущение нереальности. Тут же добавлен такой элемент, как огромный холст, весьма похожий на экран кинотеатра. Этот подход, в сочетании с постоянными контрастами “черное - белое”, создает впечатление, что мы смотрим какой-то фильм или выступление того же самого вертепа, и это впечатление не исчезает до самого конца поэмы. Пейзаж опять-таки графичен: белый снег - черное небо - ветер - огни. Эти легко представимые детали отнюдь не придают реальности картинам, зато легко ассоциируются с концом света. Черно небо, снег и огонь — вполне подходящие символы для земли, над которой навис гнев Божий.
Двенадцать - ключевое число поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Прежде всего, это двенадцать часов - полночь, двенадцать месяцев - конец года. Получается какое-то “пограничное” число, так как конец старого дня (или года), а также начало нового - это всегда преодоление некоего рубежа, шажок в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира. Неясно, что впереди. Наверное, “мировой пожар” вскоре перекинется на все сущее.
Другая числовая ассоциация - это
двенадцать апостолов. На это косвенно
указывают и имена двух из них
- Андрюхи и Петрухи. Вспомним и
историю апостола Петра, трижды отрекшегося
от Христа за одну ночь. Но у А. Блока
наоборот: Петруха за одну ночь трижды
возвращается к вере и трижды вновь
отступает. К тому же он — убийца
своей бывшей возлюбленной.
Замотал платок на шее -
Не оправиться никак.
Платок, как петля, на шее, и Петр превращается в Иуду. А роль предателя Иуды играет Ванька (Иоанн).
И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Их винтовочки стальные
На незримого врага...
Не очень-то благовидные дела творятся в революционном Петрограде, оттого, вероятно, вечер и ночь — самое подходящее для них время суток.
Да еще ветер бушует, сбивает с ног. Это природное явление и символ очистительной силы, сносящей все ненужное, искусственное, чужеродное.
Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит,
Рвет, мнет и носит
Большой плакат:
“Вся власть
Учредительному Собранию”...
В стихийном бунте поэт показывает не только разрушительную, но и созидательную силу.
Недаром впереди революционного патруля оказывается Иисус Христос. Блок только обозначил будущее, оно еще высветится ярко и зримо в других его произведениях. Здесь же крепко “держится”, стараясь не отстать от настоящего, призрак старого мира — голодный пес. Его невозможно отогнать, как нельзя в единый миг стряхнуть с себя бремя прошлого, оно неотступно преследует по пятам каждого.
Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались — поколочу!
...
Скалит зубы — волк голодный —
Хвост поджал — не отстает —
Пес голодный — пес безродный.
И опять идут двенадцать. А. Блок Александр
Александрович Блок — гениальный
мастер слова, одним из первых русских
поэтов сумевший услышать и перелить
в стихи «музыку революции». В
поэме «Двенадцать» Блок пытался
запечатлеть время такое
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить -
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить!
Через городской «жестокий
романс» автор приходит к
...Вдаль идут державным шагом... —
Кто еще там? Выходи!
Это — ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...
Поэт высокой культуры и
изысканного вкуса, Блок «не
боится» включать в свое
— Уж мы плакали, плакали...
Поскользнулась.
И — бац — растянулась.
Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме — антитезе. «Черный вечер, Белый снег. «. Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя.
Почему поэт видит революцию двухцветной?! Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом — огни, огни, огни...
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников — каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции.
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
Поэма «Двенадцать» на долгие
годы стала хрестоматийным
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались — поколочу!
Поэма построена на антитезе
— противопоставлении двух
Черный вечер.
Белый снег. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем Божьем свете.
Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен.