Поэма Блока "Двенадцать"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:11, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть поэму А.А. Блока «Двенадцать».
Задачи:
1. изучить эпоху серебряного века, относящуюся к периоду жизни и творчества А.А. Блока;
2. изучить биографию А.А. Блока;
3. рассмотреть поэму А.А. Блока «Двенадцать».

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Серебряный век русскрй литературы. Поэты-символисты. …………….4
3. Биография А.А. Блока……………………………………………………...5
4. Поэма А.А. Блока «Двенадцать»……………………………………….....8
4.1. Какая же она, революция Блока?.......................................................9
4.2. Утверждению революции подчинено все: содержание и форма.10
4.3. Стилистика и символика…………………………………………..13
4.4. Особенности композиции поэмы…………………………………16
4.5. Контрастное изображение двух миров…………………………...18
5. Заключение………………………………………………………………..24
6. Литература………………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 160.47 Кб (Скачать документ)

 

 

    1.  Утверждению революции подчинено всё: содержание и форма

 

Утверждению революции подчинено  всё:

  • и образный строй –

герои поэмы, отряд красногвардейцев, идущий по городу, первоначально «голытьба», люди, которым «на спину б надо бубновый туз1», по мере развития действия всё отчетливее  приобретают качества образа-символа; к концу поэмы они – уже вершители революции, её апостолы (двенадцать), их «мерный шаг» - символическое шествие в будущее;

  • и композиция –

постепенное поглощение  мелкого, личного (образ Петрухи) темой общественного  долга,

  • и ритм –

сквозь надрывы ветра, сквозь частушечные  мотивы гуляющей в свой час «голытьбы», сквозь затихающее вместе с гибнущим прошлым миром ноты старинного романса  – все усиливающимся и подчиняющим  себе началом прорывается рефреном отголосок маршевого ритма «Варшавянки»:

Революционный держите  шаг!

Неугомонный не дремлет  враг!

***

Вперед, вперед, вперед,

Рабочий народ!

  • и интонация –

ироническая, насмешливая, когда автор  рисует сценки петербургского старого  мира; возвышенная, патетическая, когда  звучит тема революции;

  • и «цвет» -

первые же слова поэмы, как бы подчеркивая бескомпромиссность исторических событий, происходящих в стране, включают черно-белую поэтика контраста  – «Чёрный вечер. Белый снег». И только красному флагу, «бьющему в  очи», дано нарушить эту черно-белую  гамму красок.

Поэму Блока «Двенадцать» долгое время  считали произведением, посвященным  исключительно революции, не воспринимая  того, что скрыто за символами, не придавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нём автором.

Очень много споров о том, почему свою поэму Блок назвал вроде бы ни о чем не говорящим словом «Двенадцать»? На мой взгляд, он сделал это потому, что поэма многопланова, и выделение  в ней какого-то одного плана ставило  бы в неравное положение остальные.

Многие писатели, как российские, так и зарубежные использовали символы, вкладывая с их помощью глубокий смысл в самые обычные, казалось бы, ничего не значащие сцены. Так, у  Фета цветок – это женщина, птица  – душа, а круг – иной мир, зная эти тонкости, лирику поэта начинаешь  понимать совсем по- другому. Так же как Брюсов, Соловьев, Белый и  другие представители литературного  направления под названием «символизм», Александр Александрович Блок употребляет  в своем произведении много символов: это и имена, и числа, и цвета, и погода.

В первой части поэмы «Двенадцать» сразу же бросается в глаза  следующий контраст: черный вечер  и белый снег. Два противоположных  цвета могут означать только раскол, разделение.

Далее снова упоминаются эти  прилагательные: черное небо, черная злоба, белые розы; и вдруг появляется красная гвардия и красный  флаг. Они цвета крови. Получается, что при столкновении произойдет кровопролитие, а оно уже совсем близко – над миром поднимается  ветер революции.

Мотив бури важен не только в понимании  настроения людей, он позволяет рассматривать  христианскую тематику, как сознательное искажение Библии. Двенадцать человек  – двенадцать апостолов, среди них  Андрюха и Петруха, а кругом огни, как в преисподней, люди же символизирующие  последователей Христа, больше похожи на каторжников. А впереди сквозь вьюгу идет «Иисус Христос», держа  в руках кровавый флаг.  Пурга, по Пушкину – свадьба ведьмы или  похороны домового. Да и Христос - сын  Божий, принявший мученическую смерть за грехи человеческие, не стал бы призывать  к насилию. По-видимому, сам дьявол ведет за собой апостолов. Люди знают, что где- то рядом находится лютый враг, но они не видят беса, которому, пули пущенные вслепую, не могут причинить никакого вреда. А позади людей ковыляет пес – земное обличье черта, в таком виде Мефистофель являлся Фаусту у Гёте. Голодный пёс следит за тем, чтобы апостолы двигались в нужном направлении и не вышли из царства мёртвых. Таким образом, революцию и её вершителей благословляет вовсе не Бог, а сатана.

В поэме важна также символика  имен. Героиня «Двенадцати», Катька, появляется на сцене во второй главе, чтобы погибнуть в шестой вместе со святой Русью от рук неверующих. Как ни странно, Блок дает той, что  пала так низко, что даже каторжники презирают ее, такое светлое имя: Катерина -  значит, чистая. Но так  и должно быть, ведь она символизирует  Россию, она самый положительный  персонаж поэмы «Двенадцать». Так  же, как Катерина из «Грозы» Островского  или Катюша Маслова из «Воскресения»  Толстого, Катька впадает в грех, но она все-таки остается святой, как  наша Русь, ввергнутая в кровавое сражение между прошлым и будущим... А  патруль всё продолжает обход, и  всюду ему слышатся раскаты грома, предупреждающие о приближении  Грозы. И лишь один Петька чувствует  неладное, его печалит смерть Катьки, пугает разыгравшаяся стихия. Но товарищи его идут и идут вперед, стремясь отделаться от старого мира. Подходит время двенадцатой главы, она  самая сложная. Ею заканчивается  поэма, но вопросы, поставленные автором, остаются без ответа.

 

 

        1. Стилистика и символика

 

Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что  вообще характерно для лирики серебряного  века, и далее мы попытаемся собрать  эти символы в некую единую систему.

Ритм первой главы “Двенадцати” выдержан в стиле народном, которым  обычно сопровождались выступления  маленьких кукольных театров  — вертепов или разные скоморошьи представления. Если Катьку рассматривать  как Коломбину, а Петруху - как  Пьеро, то все происходящее в Петрограде начинает напоминать кукольную комедию  в балаганчике. Тогда становятся понятными неуклюжие движения персонажей, которых, как кукольных игрушек, дергают за ниточки невидимые  руки. Частушки в третьей главе  и балаганный стих в четвертой  лишь усиливают это впечатление. Такой прием сразу дает ощущение нереальности. Тут же добавлен такой  элемент, как огромный холст, весьма похожий на экран кинотеатра. Этот подход, в сочетании с постоянными  контрастами “черное - белое”, создает  впечатление, что мы смотрим какой-то фильм или выступление того же самого вертепа, и это впечатление  не исчезает до самого конца поэмы. Пейзаж опять-таки графичен: белый снег - черное небо - ветер - огни. Эти легко  представимые детали отнюдь не придают  реальности картинам, зато легко ассоциируются  с концом света. Черно небо, снег и огонь — вполне подходящие символы  для земли, над которой навис  гнев Божий.

Двенадцать - ключевое число поэмы, и множество ассоциаций можно  связать именно с ним. Прежде всего, это двенадцать часов - полночь, двенадцать месяцев - конец года. Получается какое-то “пограничное” число, так как  конец старого дня (или года), а  также начало нового - это всегда преодоление некоего рубежа, шажок  в неизвестное будущее. У А. Блока  таким рубежом стало падение  старого мира. Неясно, что впереди. Наверное, “мировой пожар” вскоре перекинется  на все сущее.

Другая числовая ассоциация - это  двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них - Андрюхи и Петрухи. Вспомним и  историю апостола Петра, трижды отрекшегося  от Христа за одну ночь. Но у А. Блока  наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь  отступает. К тому же он — убийца своей бывшей возлюбленной.  

Замотал платок на шее -

Не оправиться никак.  

 

Платок, как петля, на шее, и Петр превращается в Иуду. А роль предателя  Иуды играет Ванька (Иоанн).

 
И идут без имени святого  
Все двенадцать — вдаль.  
Ко всему готовы,  
Ничего не жаль...  
Их винтовочки стальные  
На незримого врага...  

 

Не очень-то благовидные дела творятся в революционном Петрограде, оттого, вероятно, вечер и ночь — самое  подходящее для них время суток.

Да еще ветер бушует, сбивает  с ног. Это природное явление  и символ очистительной силы, сносящей все ненужное, искусственное, чужеродное.

Ветер веселый

И зол, и рад.

Крутит подолы,

Прохожих косит,

Рвет, мнет и носит

Большой плакат:

“Вся власть

Учредительному Собранию”...

В стихийном бунте поэт показывает не только разрушительную, но и созидательную  силу.

Недаром впереди революционного патруля  оказывается Иисус Христос. Блок только обозначил будущее, оно еще  высветится ярко и зримо в других его произведениях. Здесь же крепко “держится”, стараясь не отстать от настоящего, призрак старого мира — голодный пес. Его невозможно отогнать, как нельзя в единый миг стряхнуть с себя бремя прошлого, оно неотступно преследует по пятам каждого.

 

Отвяжись ты, шелудивый, 
  Я штыком пощекочу!  
Старый мир, как пес паршивый,  
       Провались — поколочу! ...  
Скалит зубы — волк голодный —  
Хвост поджал — не отстает —  
Пес голодный — пес безродный.

 

 

    1. Особенности композиции поэмы

 

И опять идут двенадцать. А. Блок Александр  Александрович Блок — гениальный мастер слова, одним из первых русских  поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В  поэме «Двенадцать» Блок пытался  запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное. Поэма состоит  из двенадцати глав, это число еще  раз повторится в двенадцати революционных  солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хоронясь за дома». Поэма удивительно музыкальна: у  каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской  частушкой:

 

Как пошли наши ребята

В красной гвардии  служить -

В красной гвардии  служить -

Буйну голову сложить!

 

 Через городской «жестокий  романс» автор приходит к четкому  революционному маршу:

...Вдаль идут державным  шагом... —

Кто еще там? Выходи!

Это — ветер с красным  флагом

Разыгрался впереди...

 Поэт высокой культуры и  изысканного вкуса, Блок «не  боится» включать в свое произведение  разговорную лексику простого  солдата, старушки, прохожего. Эти  слова не экзотические вкрапления, а существенная деталь поэмы.  Автор показывает жизнь революционного  Петербурга с реальными героями.  Вон барыня в каракуле. К другой  повернулась: 

— Уж мы плакали, плакали...

Поскользнулась.

И — бац — растянулась.

Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном  блоковском приеме — антитезе. «Черный  вечер, Белый снег. «. Два контрастных  цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя.

Почему поэт видит революцию  двухцветной?! Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно  приветствовал революцию, несущую  обновление, а в своей поэме  он рисует беспощадный портрет участников и победителей.

Гуляет ветер, порхает  снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом — огни, огни, огни...

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников — каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции.

 

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

 В белом венчике  из роз —

 Впереди — Иисус  Христос.

 

 Поэма «Двенадцать» на долгие  годы стала хрестоматийным олицетворением  революции, а ее создатель —  большевистским поэтом. Сам Блок  не был столь категоричен в  оценке этого произведения. Будучи  символистом, он и в этой  поэме остался верен себе.

 

 

    1. Контрастное изображение двух миров

 

                                             — Отвяжись ты, шелудивый,

Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес  паршивый,

 Провались — поколочу!

 

 Поэма построена на антитезе  — противопоставлении двух цветов  — белого и черного, двух  миров — старого и нового.

 

Черный вечер.  
    Белый снег. Ветер, ветер!  
     На ногах не стоит человек.  
    Ветер, ветер -  
    На всем Божьем свете.

Блок пытается художественно осмыслить  и передать в образах те грандиозные  свершения, которые творились в  те дни на его глазах. Драматическое  и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен.

Информация о работе Поэма Блока "Двенадцать"