Поэтика очеркистики Г.И.Успенского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 01:16, курсовая работа

Описание

Тяготение одного из талантливейших русских писателей XIX века Г.И. Успенского к малым литературным формам - рассказу, очерку, статье, возвращение к одной и той же проблеме, рассматриваемой под разным углом зрения, было причиной появления очерковых циклов, принадлежащих к жанру художественно-публицистического очерка. Художественно-публицистическое исследование современной действительности и способствовало синтезу образного и аналитического методов познания действительности, определивших специфику стиля Успенского, его поэтику.

Работа состоит из  1 файл

поэтика очеркистики.docx

— 28.69 Кб (Скачать документ)

Очерковый цикл «Письма  с дороги» до сих пор оставался  вне поля зрения исследователей, хотя, на наш взгляд, его изучение вносит в научное представление о  природе писательского дарования  Успенского-очеркиста существенные штрихи. В эстетическом отношении  он не менее интересен, чем самые  известные образцы его творчества. Новаторский характер жанро-логии и поэтики прозы Гл. Успенского в «Письмах с дороги» проявляется и при сопоставлении с уже сформировавшимися литературными стереотипами - «путевыми заметками», «письмами», «дорожными впечатлениями» и изнутри - в способах изображения «злобы дня», превращающих факт действительности в факт искусства.

Актуальность нашей  работы состоит в установлении жанрообра-зующих доминант вышеназванного очеркового цикла Гл. Успенского, в вы-

ю

явлении составляющих его художественной системы, на разных этапах его творчества по-разному «смешивающих» образ и публицистику (В.Г. Короленко).

Целью нашей работы в связи с этим является исследование повествовательной ткани очеркового цикла в соотнесении с предшествующей русской прозой, в которой отразился  сам процесс кристаллизации русского очеркового жанра, начиная с его  древнейших «прототипов».

Исследовательской целью обусловлены следующие  задачи диссертационного сочинения:

1) определение позиций  исследователей очеркистики Гл. Успенского и выяснение существующих в науке точек зрения о законах его художественно-публицистической системы;

2) установление жанровой  общности рассматриваемого цикла  с предшествующими образцами  литературных «хожений», «путешествий», «путевых заметок», «писем путешественников» и т.п. очерковых циклов;

3) подробный анализ  структуры и образного строя  очеркового цикла «Письма с  дороги». 

В связи с этим главным объектом исследования можно  считать текст «Писем с дороги»  с учетом поэтики творчества писателя в целом и сходных в жанровом отношении произведений русской  литературы, а его предметом становятся особенности поэтики названного цикла.

Методологической  основой диссертационного исследования являются работы выдающихся теоретиков и историков литературы, таких, как  М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Н.К. Гей и др. При изучении проблемы синтетичности жанрологии Гл. Успенского и определения законов поэтики очеркового цикла «Письма с дороги» автор диссертации опирался на исследования А. Камегулова, Ю.А. Бельчикова, М. Б.

и

Богаткиной, Н. И. Соколова, Н.И. Пруцкова, Л.Ф. Лисина, Г.А. Вялого, Б.С. Дыхановой, Н.М. Маряхиной и др.

В работе использован  системный подход к явлениям литературы, сочетающий историко-генетический, сравнительно-типологический, феноменологический методы с элементами структурального анализа.

Историко-генетический метод необходим при выявлении  связей очерков Успенского с современной  ему действительностью, обусловленных  их жанровой спецификой, а также  при обращении к художественной ткани самого очеркового цикла.

Сравнительно-типологический метод используется с целью рассмотрения очерков Успенского в контексте  идейных и жанровых исканий русской  литературы.

Феноменологический  метод применяется в плане  изучения специфики путевой очеркистики Успенского как отображающей свойства творческого сознания ее автора.

Элементы структурального  анализа используются при рассмотрении жанровой специфики произведений, их архитектоники, структуры сюжета и  образа.

Научная новизна  диссертации состоит в анализе  и интерпретации прежде не изучавшегося очеркового цикла Гл. Успенского, в  выборе современного проблемного аспекта  при рассмотрении содержания и поэтики  названного произведения, в привлечении  широкого типологического контекста, высвечивающего все составляющие художественно-публицистической формы.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования результатов  исследования в общих и специальных  курсах по истории русской литературы второй половины XIX века, на практических и семинарских занятиях, в учебных  пособиях.

На защиту выносятся  следующие положения диссертации :

12

1) рассмотрение генезиса  возникновения и развития очеркового  жанра в русской литературе  свидетельствует как об общности  жанрологии Г.И. Успенского с традиционными художественными формами, так и о новаторском преображении их изнутри эстетическими способами;

2) один из последних  очерковых циклов Гл. Успенского  «Письма с дороги» может служить  типологической моделью, подытожившей  и воплотившей все особенности  поэтики прозы писателя;

3) суть наблюдаемых  в исследуемом очерковом цикле  модификаций объясняется специфическим  соотношением объективного факта  и «художества» в связи со  стремлением автора активно воздействовать  на читателя не только логикой  острой публицистической мысли,  но и способами образного внушения.

Апробация работы. Главы  диссертации и работа в целом  обсуждались на заседаниях кафедры  истории русской литературы, теории и методики преподавания литературы Воронежского государственного педагогического  университета, основные положения докладывались  на международных и межвузовских конференциях «Эйхенбаумовские чтения» (ВГПУ), «Писатели-орловцы» (ОГУ) и изложены в четырех публикациях.

Основной текст  диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении дается краткий обзор научной литературы по теме, определяется предмет исследования, устанавливается его актуальность, отмечается новизна, излагается цель, задачи и методологические основы работы, а также определяется ее научно-практическая значимость.

13

В главе I - «У истоков  жанровой формы» - выявляется и исследуется  с момента его появления жанровая типология русского литературного  путевого очерка.

В главе II - «Художественная  специфика очеркового цикла Гл. Успенского «Письма с дороги» впервые  подробно исследуются специфика  и особенности поэтики названного произведения.

В заключении подводятся итоги исследования.

Список использованной научной литературы включает 159 наименований.

Глава 1. У истоков  жанровой формы 

Очерковый цикл Гл. Успенского «Письма с дороги» запечатлевает  черты определенной жанровой традиции, имеющей историю своего возникновения, становления и развития. Жанр очерка в русской литературе получил  распространение в 40-х годах XIX столетия. В это время он оформился как  нравоописательный жанр, именуемый  «физиологиями». Основой физиологического очерка была социальная характеристика (описание среды, уклада, народных нравов и обычаев), отчетливо выражавшая свойственное этому жанру стремление к социологическому анализу описываемых  общественных явлений. Двумя другими  важнейшими структурными компонентами становятся соответственно описание и  бытовая зарисовка, минимализирующая роль сюжета (80; 151).

Новые эстетические завоевания в русской литературной очеркистике принадлежат 1860-70-м годам (М.Е. Салтыковов-Щедрин, Г.И. Успенский, В.А. Слепцов и др.). Видоизменяясь, очерк шестидесятых годов обретает черты, отличные от «физиологии». Прежде всего претерпевают изменения предмет и принципы типизации. Очеркисты обращаются не к отдельным социальным типам, а к целостной картине общественной жизни. Свойственный «физиологиям» объективизм сменяется подчеркнутой тенденциозностью. Автор может выступать не только в функции наблюдающего лица, но и в роли участника описываемых событий. Очеркистика обращается к экспрессивным средствам выразительности, «встроенным» в публицистический контекст, включает в свою сферу сатиру и юмор. В то же время приоритет нравоописательное™ все еще сохраняется.

В этот период складывается классическая жанровая форма очерка как описательно-повествовательного рассказа, лишенного единого быстро разрешающегося конфликта. Описательная в основе своей композиция в очерке гораздо более свободна, чем в  других малых эпических жанрах (новелле, повести). Единство элементов композиции косвенно форми-

15

рует образ рассказчика, передающего свои впечатления, наблюдения, обобщения. Специфика жанра увязывается с особенностями проблематики, затрагивающей «не столько проблемы становления личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощенного обычно в отдельных личностях)» (31, с.389).

В современном литературоведении  жанровые признаки очерка трактуются неоднозначно. Некоторые из исследователей считают обязательным признаком  очерка документальность. Однако большинство  склоняется к мнению, что очерк  может и не иметь документальной основы (на это указывает опыт классической литературы в лице И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина), и именно такая  точка зрения отражена в энциклопедических  изданиях. Так, в «Литературном энциклопедическом  словаре» говорится о большом  познавательном разнообразии очеркового жанра, о том, что очерк может  принадлежать как литературе, так  и публицистике. Здесь выделяются и разновидности жанра: собственно художественные очерки, очерки по преимуществу публицистические и документальные очерки (86, с.263-264).

В работах по теории очерка попытки унификации характеристики жанра привели к ее уточнению. Е.И. Журбина, исходя из творческих задач, стоящих перед создателем очерка, рассматривает его как жанр художественно-публицистический, противопоставляя собственно публицистике. Исследователь особо подчеркивает специфику очеркового документализ-ма и роль факта в очерке по сравнению с собственно публицистическими жанрами. «Очерк как раз и отличается, например, от жанра газетной или журнальной информации, - пишет Е.И. Журбина, - тем, что факт в нем значим сам по себе, служит материалом для лепки очеркового образа, та-кой лепки, при которой внутреннее содержание ("психология фактов", как говорил Горький) выступает в нем художественно обобщающей силой. <...> факт в очерке важен и сам по себе и как исходный момент. Он - как и

16

в любом художественном произведении - материал для создания образов» (63, с. 17).

Главной отличительной  чертой очерка по сравнению с собственно художественными произведениями Е.И. Журбина считает акцентированную, открытую подачу рассматриваемой автором  идеи, социальной проблемы, тенденции: «Если в романе, повести, рассказе обнаженность мысли часто выступает  как недостаток, в очерке эта черта - как бы эстетический закон» (63, с. 26). Очерковый образ, по мнению исследователя, строится по своим законам, главный  из которых - неотделимость изобразительных  моментов от их публицистической трактовки. Очеркист избирает своим предметом  такие стороны жизни, которые  поддаются публицистическому исследованию и постановке публицистических проблем. Общей особенностью любых очерковых  образов является их исследовательски-публицистическая насыщенность.

Литературная сила очерка связана с широким использованием средств художественной выразительности, присущих беллетристике. Но в очерковом  жанре они обретают особые стилистические черты, поскольку очеркист стремится, сохраняя художественную форму, исследовать ту или иную сторону действительности в публицистическом аспекте. Е.И. Журбина отмечает, что отталкиваясь от некой проблемы и конкретного факта, очеркист способен создавать живые образы, глубоко воздействующие на читателя эстетически. Более того: «иногда положительные черты, кажущиеся нереальными в их отвлеченном виде, глубоко жизненны, когда берутся в конкретной обстановке, окружающей героя, в сфере того дела, которым он занят» (63, с. 152).

В.А. Алексеев в работе, посвященной жанру очерка, предлагает в основу классификации разделение очерков по видовой принадлежности, определяемой внутренними закономерностями метода отбора фактов, приемами типизации, самим способом создания произведения. Исследователь выделяет три таких  вида: «безадресные», «документальные» и «путевые» 

17

Информация о работе Поэтика очеркистики Г.И.Успенского