Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 01:16, курсовая работа
Тяготение одного из талантливейших русских писателей XIX века Г.И. Успенского к малым литературным формам - рассказу, очерку, статье, возвращение к одной и той же проблеме, рассматриваемой под разным углом зрения, было причиной появления очерковых циклов, принадлежащих к жанру художественно-публицистического очерка. Художественно-публицистическое исследование современной действительности и способствовало синтезу образного и аналитического методов познания действительности, определивших специфику стиля Успенского, его поэтику.
Очерковый цикл «Письма
с дороги» до сих пор оставался
вне поля зрения исследователей, хотя,
на наш взгляд, его изучение вносит
в научное представление о
природе писательского
Актуальность нашей работы состоит в установлении жанрообра-зующих доминант вышеназванного очеркового цикла Гл. Успенского, в вы-
ю
явлении составляющих его художественной системы, на разных этапах его творчества по-разному «смешивающих» образ и публицистику (В.Г. Короленко).
Целью нашей работы
в связи с этим является исследование
повествовательной ткани
Исследовательской целью обусловлены следующие задачи диссертационного сочинения:
1) определение позиций исследователей очеркистики Гл. Успенского и выяснение существующих в науке точек зрения о законах его художественно-публицистической системы;
2) установление жанровой
общности рассматриваемого
3) подробный анализ структуры и образного строя очеркового цикла «Письма с дороги».
В связи с этим главным объектом исследования можно считать текст «Писем с дороги» с учетом поэтики творчества писателя в целом и сходных в жанровом отношении произведений русской литературы, а его предметом становятся особенности поэтики названного цикла.
Методологической основой диссертационного исследования являются работы выдающихся теоретиков и историков литературы, таких, как М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Н.К. Гей и др. При изучении проблемы синтетичности жанрологии Гл. Успенского и определения законов поэтики очеркового цикла «Письма с дороги» автор диссертации опирался на исследования А. Камегулова, Ю.А. Бельчикова, М. Б.
и
Богаткиной, Н. И. Соколова, Н.И. Пруцкова, Л.Ф. Лисина, Г.А. Вялого, Б.С. Дыхановой, Н.М. Маряхиной и др.
В работе использован системный подход к явлениям литературы, сочетающий историко-генетический, сравнительно-типологический, феноменологический методы с элементами структурального анализа.
Историко-генетический метод необходим при выявлении связей очерков Успенского с современной ему действительностью, обусловленных их жанровой спецификой, а также при обращении к художественной ткани самого очеркового цикла.
Сравнительно-типологический метод используется с целью рассмотрения очерков Успенского в контексте идейных и жанровых исканий русской литературы.
Феноменологический метод применяется в плане изучения специфики путевой очеркистики Успенского как отображающей свойства творческого сознания ее автора.
Элементы структурального анализа используются при рассмотрении жанровой специфики произведений, их архитектоники, структуры сюжета и образа.
Научная новизна диссертации состоит в анализе и интерпретации прежде не изучавшегося очеркового цикла Гл. Успенского, в выборе современного проблемного аспекта при рассмотрении содержания и поэтики названного произведения, в привлечении широкого типологического контекста, высвечивающего все составляющие художественно-публицистической формы.
Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования результатов исследования в общих и специальных курсах по истории русской литературы второй половины XIX века, на практических и семинарских занятиях, в учебных пособиях.
На защиту выносятся
следующие положения
12
1) рассмотрение генезиса
возникновения и развития
2) один из последних
очерковых циклов Гл. Успенского
«Письма с дороги» может
3) суть наблюдаемых
в исследуемом очерковом цикле
модификаций объясняется
Апробация работы. Главы диссертации и работа в целом обсуждались на заседаниях кафедры истории русской литературы, теории и методики преподавания литературы Воронежского государственного педагогического университета, основные положения докладывались на международных и межвузовских конференциях «Эйхенбаумовские чтения» (ВГПУ), «Писатели-орловцы» (ОГУ) и изложены в четырех публикациях.
Основной текст диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении дается
краткий обзор научной
13
В главе I - «У истоков
жанровой формы» - выявляется и исследуется
с момента его появления
В главе II - «Художественная
специфика очеркового цикла Гл. Успенского
«Письма с дороги» впервые
подробно исследуются специфика
и особенности поэтики
В заключении подводятся итоги исследования.
Список использованной научной литературы включает 159 наименований.
Глава 1. У истоков жанровой формы
Очерковый цикл Гл. Успенского
«Письма с дороги»
Новые эстетические завоевания в русской литературной очеркистике принадлежат 1860-70-м годам (М.Е. Салтыковов-Щедрин, Г.И. Успенский, В.А. Слепцов и др.). Видоизменяясь, очерк шестидесятых годов обретает черты, отличные от «физиологии». Прежде всего претерпевают изменения предмет и принципы типизации. Очеркисты обращаются не к отдельным социальным типам, а к целостной картине общественной жизни. Свойственный «физиологиям» объективизм сменяется подчеркнутой тенденциозностью. Автор может выступать не только в функции наблюдающего лица, но и в роли участника описываемых событий. Очеркистика обращается к экспрессивным средствам выразительности, «встроенным» в публицистический контекст, включает в свою сферу сатиру и юмор. В то же время приоритет нравоописательное™ все еще сохраняется.
В этот период складывается
классическая жанровая форма очерка
как описательно-
15
рует образ рассказчика, передающего свои впечатления, наблюдения, обобщения. Специфика жанра увязывается с особенностями проблематики, затрагивающей «не столько проблемы становления личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощенного обычно в отдельных личностях)» (31, с.389).
В современном литературоведении
жанровые признаки очерка трактуются
неоднозначно. Некоторые из исследователей
считают обязательным признаком
очерка документальность. Однако большинство
склоняется к мнению, что очерк
может и не иметь документальной
основы (на это указывает опыт классической
литературы в лице И.С. Тургенева, М.Е.
Салтыкова-Щедрина), и именно такая
точка зрения отражена в энциклопедических
изданиях. Так, в «Литературном
В работах по теории
очерка попытки унификации характеристики
жанра привели к ее уточнению. Е.И. Журбина,
исходя из творческих задач, стоящих перед
создателем очерка, рассматривает его
как жанр художественно-
16
в любом художественном произведении - материал для создания образов» (63, с. 17).
Главной отличительной
чертой очерка по сравнению с собственно
художественными произведениями Е.И.
Журбина считает
Литературная сила
очерка связана с широким
В.А. Алексеев в работе, посвященной жанру очерка, предлагает в основу классификации разделение очерков по видовой принадлежности, определяемой внутренними закономерностями метода отбора фактов, приемами типизации, самим способом создания произведения. Исследователь выделяет три таких вида: «безадресные», «документальные» и «путевые»
17