Поэзия Анны Андреевны Ахматовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2011 в 15:42, доклад

Описание

Будущая поэтесса родилась 23 июня 1889 в пригороде Одессы Большой Фонтан в семье отставного инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны. В семье было шестеро детей. Прабабушка Анны по материнской линии вела род от татарского хана Ахмата; поэтому юная писательница впоследствие берет себе фамилию прабабки в качестве псевдонима. По материнской линии, очевидно, перешел и литературный дар: теткой маминого отца была известная поэтесса Анна Бунина (1794—1829).

Работа состоит из  1 файл

ахматова.docx

— 25.81 Кб (Скачать документ)

      Слишком сладко земное питье,

      Слишком плотны любовные сети.

      Пусть когда-нибудь имя мое

      Прочитают в учебнике дети.

      А. Ахматова 1913г. 

      Будущая поэтесса родилась 23 июня 1889 в пригороде  Одессы Большой Фонтан в семье  отставного инженер-капитана 2-го ранга  Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны. В семье было шестеро  детей. Прабабушка Анны по материнской  линии вела род от татарского хана Ахмата; поэтому юная писательница впоследствие берет себе фамилию  прабабки в качестве псевдонима. По материнской линии, очевидно, перешел  и литературный дар: теткой маминого отца была известная поэтесса Анна Бунина (1794—1829).

      Через год после рождения Анны семья  переезжает в Царское Село, где  она росла до шестнадцати лет, каждое лето, проводя под Севастополем. Детские летние воспоминания стали  основой для ее первой поэмы «У самого моря» в 1914 году, а мотивы Царского села и Пушкина были творческой основой, а зачастую и опорой на протяжении всей жизни.

      Первое  стихотворение Ахматова написала, когда  ей было одиннадцать лет, и всего  в девические годы создала их около  двухсот. Училась она в Царскосельской Мариинской женской гимназии: «Училась я сначала плохо, потом гораздо  лучше, но всегда неохотно». В Царском  Селе в сочельник 1903 года Аня Горенко  познакомилась с гимназистом  Николаем Гумилевым, и стала постоянным адресатом его стихотворений.

      После развода родителей в 1905 Ахматова вместе с матерью переезжает в  Евпаторию, а позже в Киев. Гимназический  курс она проходила на дому, так  как ей грозил туберкулез, но последний  класс окончила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, после чего поступила  на юридическое отделение Киевских высших женских курсов.

      В это время она переписывалась с уехавшим в Париж Гумилевым. В 1907 году в Париже, в издававшемся Гумилевым журнале «Сириус» поэтесса опубликовала первое стихотворение  «На руке его много блестящих  колец» под инициалами «А. Г.». Сама Ахматова вспоминала об этом так: «Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: «Не срами мое имя».—  «И не надо мне твоего имени!»— сказала  я...» 

      Весной 1910 года после нескольких отказов  Ахматова согласилась стать женой  Н.С.Гумилева. Супруги обвенчались 25 апреля в церкви села Никольская слободка под Киевом. Медовый месяц прошел в Париже, где поэтесса познакомилась с художником Амадео Модильяни, запечатлевшим ее облик в карандашном портрете. Уезжая из Парижа, Ахматова бросала в окно его мастерской прощальные красные цветы.

      Осенью 1910 Ахматова делает попытку напечататься самостоятельно и посылает стихи  в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией. Получив  отрицательный отзыв, юная поэтесса отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые их публикуют. В это время она и становится Ахматовой, публикуя под этим псевдонимом стихотворение «Старый портрет». В том же году состоялось ее первое выступление со своими стихами, и она впервые получила от мужа одобрение своего творчества. На следующий год Ахматова поступила на петербургские Женские историко-литературные курсы.

      Вышедший  весной 1912 года первый сборник стихов «Вечер», несмотря на скромный тираж  в триста экземпляров, принес Ахматовой  мгновенную славу. Сборник был выпущен  «Цехом поэтов» – объединением поэтов-акмеистов, секретарем которого избрали Ахматову.

      Первого октября 1912 года у четы рождается  сын Лев, будущий историк и  географ, автор этнологической теории. В том же году Ахматова знакомится с Маяковским. Поэт, которого принято  считать самым «громкоголосым»  в российской поэзии, восторженно  отзывался о личностной лирике поэтессы: «Стихи Ахматовой монолитны и  выдержат давление любого голоса, не дав  трещины».

      В 1913 году на Высших женских Бестужевских курсах Ахматова читает свои стихи  перед многолюдной аудиторией сразу  после выступления Блока, уже  пользовавшегося славой известного поэта: «К нам подошла курсистка  со списком и сказала, что мое  выступление после блоковского. Я взмолилась: «Александр Александрович, я не могу читать после вас». Он –  с упреком – в ответ: «Анна  Андреевна, мы не тенора»». Выступление  было блестящим. Популярность Ахматовой  становится головокружительной. С нее  рисовали портреты, а стихотворные посвящения ей А. Блока, Н. Гумилева, О. Мандельштама, М. Лозинского, В. Шилейко, Н. Недоброво, В. Пяста, Б. Садовского и  других составили в 1925 году антологию  «Образ Ахматовой».

      Несмотря  на популярность, Ахматова все еще  не может поверить, что ее талант признан. Семнадцатого июля 1914 года она  пишет мужу: «С недобрым чувством жду  июльскую «Русскую мысль». Вероятнее  всего, там свершит надо мною страшную казнь Валерий» (имелся в виду Валерий  Брюсов). Но сборник «Четки» 1914 года приносит Ахматовой всероссийскую  славу и утверждает в литературе понятие «ахматовской строки».

      Постепенно  сходят на нет ее отношения с мужем. Ахматова все еще живет у него в Царском селе, на лето выезжая  в имение Гумилевых Слепнево в  Тверской губернии (позже «тверская  скудная земля» получит отражение  в ее творчестве). Осенью 1914 года Николай  Гумилев уходит на фронт добровольцем. Анна Андреевна в это время  лечится от туберкулеза в Финляндии, позже в Севастополе. После развода  с Гумилевым в 1918 году Ахматова выходит  замуж за ассириолога и поэта  В. К. Шилейко.

      Во  время болезни на первый план выходит  интерес поэтессы к русской классике. Одним из источников творческой радости  и вдохновения для Ахматовой  стал Пушкин. Ей принадлежат литературоведческие  статьи – анализ его произведений, а также исследования его биографии. Через два десятилетия, в годы замалчивания ее творчества, Пушкин снова  станет духовной и материальной опорой для Ахматовой. В сентябре 1917 года выходит сборник «Белая стая». По словам критика Б. М. Эйхенбаума, он пронизан «ощущением личной жизни как  жизни национальной, исторической», что хорошо передавало настроение эпохи  и отношение поэтессы к современности: она не покинула родины, чувствуя ответственность  за ее судьбу.

      1921 год прошел тяжелой поступью  по жизни поэтессы. Еще в феврале  она председательствует на вечере  памяти Пушкина, где выступает  Блок с речью «О назначении  поэта» и на котором присутствует  Н.С.Гумилев. В ночь с третьего  на четвертое августа Гумилева  арестовывают, тремя днями позже  умирает Блок, еще через две  недели Гумилева расстреливают.  Тогда же Ахматова расстается  с Шилейко. В противовес трагедии  личной жизни, которую она потом  еще оплачет в «Реквиеме», в  этом году поэтесса выпускает  два сборника, «Подорожник» (в апреле, еще до трагических событий)  и «Anno Domini» – в октябре; в октябре же она возвращается к активной деятельности, участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В январе 1922 Ахматова знакомится с Пастернаком, чуть позже – с Булгаковым.

      В двадцатых годах выходят две  книги об Ахматовой, за авторством В. Виноградова и Б. Эйхенбаума. Второй книге было суждено сыграть роковую  роль в судьбе поэтессы. Литературная энциклопедия этих лет дала описание Ахматовой вырванными из контекста  ее собственными строками: «не то монахиня, не то блудница», – взятыми вместе с искаженным анализом из книги Эйхенбаума. В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются  в последний раз перед пятнадцатилетним перерывом. Ее исключают из Союза  писателей. Новая вспышка туберкулеза  привела ее в санаторий Царского Села, где она лечится вместе с  женой Мандельштама.

      В конце 1922 на полтора десятилетия  Ахматова соединяет свою судьбу с  искусствоведом Н. Н. Пуниным. Переселившись  в 1926 году в садовый флигель Шереметьевского  дворца – Фонтанного Дома, она продолжает бывать в Мраморном дворце у Шилейко, заботясь о нем и о его собаке. В той же квартире Фонтанного Дома вместе с Пуниным продолжали жить и его первая жена Анна Аренс с[1] их маленькой дочкой Ирой. Когда Аренс уходила на работу, Ахматова присматривала за ребенком. Атмосфера в доме была напряженной. Эти годы Ахматова помогала Пунину в его работе в Академии художеств, переводя вслух научные труды с французского, английского и итальянского. Благодаря ему Ахматовой удается добиться того, чтобы Льву, сыну расстрелянного «врага народа», позволили продолжить образование в гимназии, а затем в университете.

      Не  имея возможности печатать свои стихи, Ахматова лишалась средств к существованию. Перевод писем Рубенса, изданный в 1937 году, принес ей первый за много  лет заработок. При крайней бедности удивительным образом сохранялась  главная черта Ахматовского облика: царственность, лишённая высокомерия, но полная достоинства. Л.К. Чуковская  вспоминала: «Пришла – в старом пальто, в вылинявшей расплющенной шляпе, в грубых чулках. Статная, прекрасная, как всегда»1. Сохранялся и характер, и желание помочь людям. Так, в  конце тридцатых годов по соседству  с Ахматовой жила молодая женщина  с двумя маленькими мальчиками. Днем, когда она была на работе, Ахматова присматривала за детьми.

      В 1935 были арестованы сын Ахматовой  Лев Гумилев и Пунин, а незадолго  до этого – ее хороший друг поэт Мандельштам. После письменного  обращения Ахматовой к Сталину  сына и Пунина освободили, но в 1938 году Льва снова арестовали и приговорили  к казни. Только последующее репрессирование  самих палачей спасло его от исполнения приговора. Переживания этих мучительных  лет составили цикл «Реквием», который  Ахматова два десятилетия не решалась записать. Стихи запоминали отрывками  друзья и близкие. Чуковская вспоминает, как Ахматова в Фонтанном доме, молча указав глазами на потолок  и стены и громко говоря о пустяках, писала ей на листках новые стихи  из «Реквиема» и сразу сжигала  их над пепельницей.

      В 1939 после полузаинтересованной реплики  Сталина решаются издать ее сборник  «Из шести книг», включавший наряду с прошедшими цензурный отбор  старыми стихами и новые сочинения. Пастернак писал Ахматовой, в  очередной раз лежавшей в больнице, что очереди за ее книгой растягивались  на две улицы. Вскоре книга попала под запрет и была изъята из библиотек.

      В первые месяцы Великой Отечественной  войны Ахматова пишет плакатные  стихотворения. По распоряжению властей  ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной  года она проводит в Ташкенте. Пишет  много стихов, работает над «Поэмой  без героя», эпосом о Петербурге начала века.

      В первые послевоенные годы Ахматова навлекает  на себя гнев Сталина, узнавшего о  визите к ней английского историка И. Берлина. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»  за 1946 было направлено против Ахматовой  и Зощенко. Снова возник запрет на публикации. Исключение было сделано  в 1950 году, когда Ахматова написала стихи к юбилею Сталина в отчаянной  попытке помочь сыну, арестованному  в очередной раз.

      В последнее десятилетие жизни  Ахматовой ее стихи постепенно пришли к новому читателю. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять  итальянскую литературную премию Этна-Таормина в 1964 и звание почетного доктора  Оксфордского университета в 1965. 5 марта 1966 года в Домодедово Анна Андреевна  Ахматова скончалась. Ее отпевали в  Морском соборе.

      Сложная, доходящая до жажды сумасшествия, чтобы не чувствовать боли, жизнь. И, тем не менее, итог всех страданий  и суть всего существования Ахматова выразила одной строчкой автобиографии: «Я не переставала писать стихи». «Для меня в них - связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда  я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической  истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».  

      Поэзия  Анны Андреевны Ахматовой. 

      Анна  Андреевна Ахматова творила в  очень сложное время, время катастроф  и социальных потрясений, революций  и войн. Поэтам в России в ту бурную эпоху, когда люди забывали, что такое  свобода, часто приходилось выбирать между свободным творчеством  и жизнью.

      Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали творить  чудеса: создавались чудесные строки и строфы.

      Источником  вдохновения для Ахматовой стали  Родина, Россия, поруганная, но от этого  ставшая ещё ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России может она творить, что  именно в России нужна её поэзия.

      Но  давайте вспомним начало пути поэтессы. Её первые стихи появились в России в 1911 году в журнале «Аполлон», а  уже в следующем году вышел  и поэтический сборник «Вечер». Почти сразу же Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов. Весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой был связан с Александром Блоком. Муза Блока оказалась повенчанной с музой Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и характерным «мужским» героем эпохи, тогда как героиня поэзии Ахматовой была представительницей «женской» эпохи. Именно от образов Блока идёт герой ахматовской лирики. Ахматова в своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. Ахматова показала в искусстве сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова сумела написать поражающие духом обновления строки:

Информация о работе Поэзия Анны Андреевны Ахматовой