Понятие «эстетической / поэтической функции»: формализм – структурализм – постструктурализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:22, контрольная работа

Описание

Поэтическое слово выявляется из реального слова, и получая в тексте мотивацию, выполняет определённую художественную функцию, поэтому любой знак языка по сути может быть эстетическим. Эстетическое слово (словосочетание, текст) имеет несколько специфических свойств, например, имеет не общепринятую, стандартную форму, а особую - художественную, необычно сочетаясь с другими словами, имеет экспрессивную, морфологическую, словообразовательную структуру, фоническую организацию, инверсию.

Содержание

Введение……………………………………………………………..2

Глава 1. Понятие «эстетической функции»……………………….3

Глава 2. Формализм…………………………………………………5

Глава 2.1. Поэтическая функция по Р. Якобсону…………………7

Глава 2.2. Эстетическая функция в структуре

поэтического слова.............................................................................9

Глава 3. Структурализм. Поэтическая функция………………….10

Глава 4. Постструктурализм………………………………………12

Заключение…………………………………………………………14

Библиография………………………………………………………15

Работа состоит из  1 файл

Научный проект.docx

— 55.13 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации

Российский  Государственный Университет Им. И. Канта

Кафедра истории  русской литературы

Факультет Филологии и Журналистики 
 
 
 
 
 
 
 

Научный проект по Теории литературы на тему:

«Понятие  «эстетической / поэтической  функции»:

формализм – структурализм  – постструктурализм»  
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу  выполнила:

 студентка  4 курса, 1 группы,

специальности русский язык и

  литература, дневного отделения 

 Бытина  Н. В.

Работу  проверила:

к.ф.н., доцент  Цвигун Т. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград, 2010 

Содержание 
 
 

    Введение……………………………………………………………..2

         Глава 1. Понятие «эстетической  функции»……………………….3

    Глава 2. Формализм…………………………………………………5

    Глава 2.1. Поэтическая функция по Р. Якобсону…………………7

    Глава 2.2. Эстетическая функция в структуре

    поэтического  слова.............................................................................9

    Глава 3. Структурализм. Поэтическая функция………………….10

    Глава 4. Постструктурализм………………………………………12

    Заключение…………………………………………………………14

    Библиография………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Поэтический язык – это язык поэзии, стихотворных произведений, и прозы, литературных произведений. У обычного, практического языка основной функцией является коммуникативная, в отличие от языка поэтического, в котором преобладающая функция эстетическая (поэтическая). Реализация поэтической функции  акцентирует  свое внимание на языковых явлениях, а именно фонических, структурных, ритмических, образно-семантических. Целостность образности и художественной неповторимости, оригинальности  любого литературного произведения ощущаются через призму поэтического языка.

    Разграничение поэтического и практического языков, и, следовательно, поэтической  и коммуникативной функций языка, было предложено представителями Общества изучения теории поэтического языка (ОПОЯЗ) в 1916 – 1925 годах 20 века. По их мнению, поэтический язык отличается от практического значимостью своего построения, именно тем, что он привлекает к себе внимание, замедляет чтение, тем самым ломая привычное  восприятие текста, по словам Шкловского В. Б., в поэтическом языке главное - «пережить  деланье  вещи».1

     Поэтическое слово выявляется из реального слова, и получая в тексте  мотивацию, выполняет определённую художественную функцию, поэтому любой знак языка по сути может быть эстетическим. Эстетическое слово (словосочетание, текст) имеет несколько специфических свойств, например, имеет не общепринятую, стандартную форму, а особую -  художественную, необычно сочетаясь  с другими словами, имеет экспрессивную, морфологическую, словообразовательную  структуру, фоническую организацию, инверсию.2

Глава 1. Понятие «эстетической  функции»

 
      Словесные образы как эстетические знаки поэтического языка представляют собой результат художественного творчества. Каждое литературное произведение несет на себе отпечаток мировоззрения,

особое  поэтическое видение мира, действительности.

      Наиболее общим  эквивалентом поэтического языка является язык художественной литературы, близкой к языкознанию и литературоведению. Поэтический язык «выставляет напоказ» свою форму, предлагая адресату самому осознать причины выбора именно такого способа выражения мыслей. Внешняя форма поэтического языка иногда сама воспринимается ожидаемо своей  необычностью как особый эстетический прием.3 
      Для художественной речи присуще непрерывное использование поэтической функции языка, целью которой является воплощение авторской идеи, тогда как в иных видах
речи она проявляется лишь единично. Это отличает художественную речь в пословицах, поговорках, загадках, от случаев их воспроизведения в обычном речевом акте, а также от образности некоторых афоризмов, «крылатых слов», и других языковых игр со словом.  
      Эстетическая функция – функция эстетического воздействия, проявляющаяся в процессе речи, когда говорящий начинает чувствовать  сам текст, замечать его словесную  и звуковую фактуру. Каждое слово, оборот, фраза начинают вызывать соответствующие эмоции. Эстетическое отношение к языку означает, что сама речь может восприниматься как красивое, прекрасное или безобразное, ничтожное, т. е. как объект эстетики. Эстетическая функция языка, будучи основной для художественного текста, присутствует и в повседневной речи, проявляясь в ее ритмичности, образности.4 
     Поэтическая функция полностью соответствует сообщению, т.е. она направлена  на сообщение как таковое и за пределами его содержания. Самое важное - это именно форма сообщения. Поэтическая функция, по логике названия, используется прежде всего в поэзии, где важную роль играют рифмы, стопы, аллитерация и другие средства художественной выразительности.

    Эстетическая функция часто используется и в художественной прозе, также в повседневной, разговорной речи. В таких случаях она воспринимается как эстетический объект, когда слова могут быть восприняты нами положительно или отрицательно.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Формализм 

    Формализм - это отправная точка современной науки. Это направление  сосредоточилось  в рамках определения литературности как идеи «поэтического языка», «речи с установкой на выражение», «сверхорганизованного текста». 6

     Русский литературный язык не имеет казалось бы общих черт с поэтическим языком, и ни на один шаг не приближает к его осознанию.               В. Шкловский, ссылаясь на Аристотеля, говорит, что поэтический язык по характеру должен быть  чужеземным, он часто поэтому и является чужим.7

    Русский литературный язык, по своему происхождению чужеродный для России, но он настолько проник в народ, что уравнял с собой многие различия в народных говорах, тогда, когда литература начала проявлять внимание к диалектам, варваризмам.  

  В этой теории происходит смешение лингвистических явлений языка с их значениями в поэзии, например диалектологических особенностей  с их поэтическими функциями. Автор думает, что в самом языке как данность могут быть заложены поэтические качества, предполагая, что языковедческие знания и поэтические свойства могут совпасть.

   Формалисты определяли  специфические особенности поэтического языка. Они ставили в противопоставление две системы языка — поэтический язык и коммуникативный, жизненно-практический. Главная задача была доказать эту противоположность.

     Формалистов интересовала не  столько архитектура произведения, а как таковой процесс создания уникальных форм художественного текста, т.е. форма будет довлеть над содержанием. В формальный метод внесли  наибольший вклад такие ученые, как В. Шкловский, Б. Томашевский, Б. Эйхенбаум, Р. Якобсон, Ю. Тынянов. Ранний формализм интересуется фонетико-аккустическими качествами поэтического языка, поздний формализм рассматривает поэтическую речь с точки зрения смыслопорождения, например теория отстранения Шкловского начинает мыслиться не как звуковая, а как смысловая идея. Ранний формализм стремится изолировать литературу от не-литературы, поздний – выяснить, как они взаимодействуют.

     “Создание научной поэтики должно  быть начато с фактического, на  массовых фактах построенного  признания, что существуют “прозаические” и “поэтические” языки, законы которых различны, и с анализа этих различий”, — говорит В. Шкловский.8

    Формалисты искали чисто лингвистические  доказательства противоположности поэтического и практического языков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.1. Поэтическая функция по Р. Якобсону 

     Наиболее влиятельной теорией поэтической функции языка оказалась теория Романа Якобсона.

    Якобсон квалифицирует поэтическую  речь как само на себя направленное сообщение, выделяя признаки поэтического языка: "проективность", т.е. когда поэтическая функция проецирует принцип эквивалентности с оси селекции (выбора средств) на ось комбинации (синтаксической сочетаемости).9

    Р. Якобсон в своей работе «Лингвистика и поэтика» определил шесть основных функций коммуникации: коммуникативная, апеллятивная, поэтическая, эксперссивная, фатическая и метаязыковая.

     По мнению Якобсона Р., поэтическая функция языка – это «направленность на сообщение как таковое», акцентирование внимания на сообщении ради него же самого.  Это не единственная функция речевого искусства, а она является его центральной, определяющей функцией, тогда как в других видах словесной деятельности она выходит на  второй план, является дополнительным компонентом.10

    Эту функцию нельзя рассматривать и изучать в отрыве от обобщенных проблем языка, но анализ языка требует внимательного углубленного рассмотрения  поэтической функции. Но нельзя упрощать сферу поэтической функции исключительно поэзией, так же, как и сводить поэзию только к эстетической функции. Поэтическая функция, усиливая осязаемость знаков, углубляет сопоставленность между предметами и знаками. Лингвисты, занимаясь поэтической функцией, не могут ограничиться областью поэзии.11

    С психологической  и семиотической точки зрения, объяснение знака в тексте предстает перед нами как индивидуально-пристрастное отношение к слову. Именно это сближает  религиозное восприятие высокого слова с художественным, эстетическим, в речи, т.е. сближает магическую и эстетическую функции языка.  Эстетическая функция речи заключается в том, чтобы вызывать у читателя  эстетические чувства, переживания, ощущение красоты слова, желание вслушиваться в текст, растворяться в нем.

     Эстетические стороны языка связаны не с содержанием информации, а с формой сообщения.12

  Якобсон отмечал, что ни Тынянов, ни Мукаржовский, ни Шкловский, ни он, ни один из них никогда не провозглашал самодостаточности искусства. Если они и пытались что-то показать, так это то, что искусство — это составная часть социальной структуры, компонент, который взаимодействует со всеми остальными и сам изменяем, поскольку и сфера искусства и его взаимоотношения с другими элементами социальной структуры находятся в постоянном движении. Они выступали не за сепаратизм искусства, но за автономность эстетической функции.13  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.2. Эстетическая функция в структуре поэтического слова 

   По  словам Лотмана Ю. М., для того, чтобы  стать материалом искусства, язык сначала должен лишиться сходства с обыденной речью. И только дальнейшее развитие искусства возвращает его к прозе, но не к первоначальной “непостроенности”, а лишь к ее имитации».14

     В  статье «О «прозрачном» и «непрозрачном» слове»говорится о том, что слово в своей функции становится «ощутимым» и теряет свою «прозрачность», в обыденной коммуникативном использовании, где оно является лишь знаком, который отсылает к обозначаемому им предмету.

   Понятия – метафоры «прозрачность» и «непрозрачность» позволяют более ясно описать структуру поэтического слова. «Прозрачное» слово мы можем не слышать, не отдавать себе в том отчета, как звучит оно, что оно может выражать кроме того, о чем мы думаем в конкретный момент коммуникации, а понятие «непрозрачности» позволяет привлекать внимание исключительно к себе самому, чтобы обращать внимание на само слово. Н. К. Гей это явление слова выразил во мнении, что «слово не превращается в условный знак реальности, оно как бы сама реальность».15

   Поэтическое слово, в своей эстетической функции с одной стороны прозрачно, а с другой  - непрозрачно. Это некая, особая граница - среда, в которой совершается переработка материала действительности — встреча ее и авторской идеи, воли. Из жизни слово превращается в поэтическое «слово-вещь», строящее особый художественный мир. Получается, что слово является и предметом поэта, и средой, благодаря которой познается мир.16  

Глава 3.  Структурализм. Поэтическая функция 

Информация о работе Понятие «эстетической / поэтической функции»: формализм – структурализм – постструктурализм