Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:22, контрольная работа
Поэтическое слово выявляется из реального слова, и получая в тексте мотивацию, выполняет определённую художественную функцию, поэтому любой знак языка по сути может быть эстетическим. Эстетическое слово (словосочетание, текст) имеет несколько специфических свойств, например, имеет не общепринятую, стандартную форму, а особую - художественную, необычно сочетаясь с другими словами, имеет экспрессивную, морфологическую, словообразовательную структуру, фоническую организацию, инверсию.
Введение……………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие «эстетической функции»……………………….3
Глава 2. Формализм…………………………………………………5
Глава 2.1. Поэтическая функция по Р. Якобсону…………………7
Глава 2.2. Эстетическая функция в структуре
поэтического слова.............................................................................9
Глава 3. Структурализм. Поэтическая функция………………….10
Глава 4. Постструктурализм………………………………………12
Заключение…………………………………………………………14
Библиография………………………………………………………15
Структурализм, изучающий словесное искусство как систему, возник благодаря влиянию смежных между собой дисциплин: лингвистики, логики семиотики, этнологии, эстетики. Структурализм рассматривал литературу как коммуникативный акт с установкой на выражение. Структурализм отличается от классических подходов к словесному искусству тем, что исследовал абстрактные возможности литературы как таковой, понимая художественный текст в качестве частного случая реализации этих возможностей, по мнению Тодорова Ц. Перед этим направлением ставится задача создать универсальную «лингвистику речи», включающую в себя в том числе и литературоведение. Начинается углубленное изучение структур художественного текста.17
Структурализм возникает как следствие и анализ формализма. Основа структурного метода - выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений, преобладание синхронии над диахронией. Структурализм акцентировался на функциональных зависимостях между элементами художественного текста, выступающего в качестве организованного системного целого.
Структурализм первоначально сложился в языкознании и литературоведении в 30-е гг. ХХ в. Основы структурной лингвистики были разработаны швейцарским филологом Ф. де Соссюроми и изложены в его книге «Курс общей лингвистики» (1916 г.).
Соссюр заявляет: «Язык есть форма, а не субстанция», «язык есть система, которая подчиняется лишь своему собственному порядку», «наше мышление, если отвлечься от выражения его словами, представляет собой аморфную, нерасчлененную массу»18. Структуралисты распространяют на искусство понятие «текста», полагая, что любой «текст» может быть проанализирован с лингво-семиотических позиций. Язык искусства осмысливается как «сверх-язык», предполагающий полисемию и многомерность заключенных в нем смыслов.
На протяжении XX века в гуманитарной сфере знания имели место две научные парадигмы. Глубокое постижение феномена поэтического языка представлено у таких ученых, как В. В. Виноградов и Г. Винокур, Ю. Н. Тынянов и В. М. Жирмунский, Р. О. Лотман Р. О. и Якобсон и Ю. М. Наибольшее признание получила та теория поэтического языка, которая была развита представителями формальной и, позже, семиотической школы. Наилучшую эинтерпретацию этой теории видим у Р. Якобсона в его работе «Лингвистика и поэтика». Его теории характерна такая детализация, с которой сущность поэтической функции, дает читателю возможность осознать всю объемность предлагаемого им определения. Р. Якобсон в стихотворной речи и в стихотворных операторах — размере, ритме, рифм видит истоки поэтической функции. В этом можно согласиться с ним.19
Отдадим должное структурной поэтике, заслуга которой состоит в строгом обосновании того, что поэтичность - это не только достоинство особого литературного жанра, но обязательная черта любой речи (дискурса). Основоположник этого направления Р. Якобсон утверждает, что направленность на сообщение, как таковое, сосредоточенность на нем ради него самого – это и есть поэтическая функция языка. Можно считать доказанным, что речевая деятельность по существу есть деятельность творческая. В структурализме поэтическая функция языка была сведена к сугубо формальному моменту. Дело в том, что структурная лингвистика (и поэтика) мыслят язык в парадигме означающее-означаемое, поэзия же нарушает законы сигнификации.20
Глава 4. Постструктурализм
Постструктурализм - идейное течение, получившее такое название, поскольку пришло на смену структурализму и явилось его своеобразной самокритикой, также в какой-то степени продолжением и развитием присущих ему тенденций.
Интерес к явлениям цивилизации, иррационалистическое толкование исторического прогресса были взяты за основу постмодернистами, что определило специфику анализа художественных произведений. Их позиция редуцировала сознание человека до письменного текста, а заодно и рассматривала как текст (интертекст) литературу, культуру, общество и историю, обусловливала их критику субъективности личности и создавала множественные концепции о «смерти субъекта», «смерти автора» (Р. Барт), а в конечном счете и «смерти читателя» с его «текстом-сознанием», в интертексте культурной традиции. Постструктуралистская критика коммуникативности в основном сводилась к выявлению трудности или просто невозможности адекватно понять и интерпретировать текст.21
Постструктурализм унаследовал от структурализма
определенную общность проблемного поля и отсутствие собственной цельной программы. Иногда его характеризуют как попытку осуществить то, что не удалось сделать на первом этапе, и, следовательно, как закономерное развитие структурализма, выявление его парадоксов, возможное их решение. Обнаруживается взаимная их дополняемость со структурализмом, опирающихся на концепцию знака как единства означающего и означаемого и особый интерес к проблемам языка.
Каждый текст предлагает воспринимающему сознанию конкретную речевую позицию, тем или иным образом конституирующую его воображаемую целостность и связность.
Для постструктурализма характерно внимание к проблемам текстологического плана. Культура понимается как совокупность текстов. Любой текст создаётся на основе других, уже созданных текстов. Те, в свою очередь, создаются на основе существовавших ранее текстов. Таким образом, культура предстаёт как бесконечный и безграничный текст. Он приобретает самодовлеющее значение и самостоятельный смысл, отличный от того, который имел в виду автор. Так что текст становится автономным и анонимным. В постструктурализме познание сводится к пониманию и истолкованию текстов. Поскольку каждый истолковывает текст по-своему, то провозглашается плюрализм человеческих истин, относительный характер наших знаний.22
На передний план выдвигается теория «удовольствия от текста», которое происходит в результате существования принципиально неустранимых текстовых разломов, скольжений, которые препятствуют осуществлению любого толкования текста. Важным моментом постструктуралистского понимания текста является «децентрация», то есть отсутствие жесткой привязки как к плану «реального» (сюжет, текст) и к плану выражения, то есть к субъекту. Текст не является прямым «выражением» говорящего субъекта, а напротив, сам субъект предстает функцией языка. Такой взгляд усиливается тем, что «прагматика» языка получает характер, текст, вне которого ничего нет, не образует границ, на которых можно было бы испытать «действие текста».23
Заключение
Эстетическая функция языка
чаще всего связана с организацией текста, которая в процессе должна будет в чем-либо преобразиться, обновиться. Можно сказать, она украшает привычное для нас словоупотребление, при этом нарушая автоматическое использование повседневной разговорной речи. Эти преобразования могут касаться лексической и грамматической семантики, например, с помощью метафор, метонимий, речь приобретает новое осмысление, измененной может быть синтаксическая структура высказываний и сверхфразовых единств, самым экспрессивным свойством является преобразование звуковой организации речи с помощью ритма, рифм, аллитераций.
При выборе художественных слов, причем таких, которые не «на поверхности лежат», разрушается речевой автоматизм повествования. Благодаря ритму, рифме, различным стилистическим фигурам, особой точности и выразительности каждого слова, художественные тексты представляют собой речевые структуры, которые в любой момент готовы к различным преобразованиям. И тогда у читателя, слушателя складывается ощущение того, что текст представляет собой единство формы и содержания.
Эстетическая функция языка расширяет мир эстетических чувств, ощущений и отношений человека. Самое приятное, что преобразования речи, которые делают текст эстетически прекрасным, нарушают избитые стереотипы, стертость и «изношенность» речи, и тем самым открывают для нас новые возможности в языке.24
Библиография
1. Научная литература:
1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989
2. Гей Н. К. Художественность
литературы. Поэтика. Стиль. М., 1975
3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – В сб.: О поэтах и поэзии. СПб, 1996
4. Лотман Ю. М. Структура художественно текста//об искусстве, Спб, 1998
5. Рымарь Н. Т. Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия “Философия. Филология.”-2007.- №2
6. Соссюр Ф . де . Труды по языкознанию. М., 1977
7. Томашевский Б.В.Теория литературы. Поэтика. М.,1996
8. Шкловский В.Б. О теории прозы//Искусство как прием - М.: Круг, 1925
9. Якобсон Роман. Звук и значение // Якобсон Роман. Избранные работы. — М.: Прогресс, 1985
10. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика, Структурализм: «за» и «против», М., 1975;
2. Интернет - источники:
1. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://philosophy.allru.net/
perv302.html , свободный.
2. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Постструктурализм.[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.megabook.ru/
Article.asp?AID=663887 , свободный.
3. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/
library?e=d-000-00---001ucheb- , свободный.-00-0-0-0prompt-10---4------0- 1l--1-ru-50---20-help---00031- 001-1-0windowsZz-1251-10&cl= CL1&d= HASH010a3b07ac3e27a72e85a358. 2.10&gc=1
4. Новейший философский словарь. Якобсон Р.[Электронный ресурс]. – Электрон .дан. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~
книги/Философский словарь/Якобсон/htm , свободный.
5. Постструктурализм [Электронный ресурс].- Электрон. дан. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~
книги/Энциклопедия социологии/Постструктурализм/ , свободный.
6. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/
kollektiv_avtorov/russkiyi_ , свободный.yaziyk_i_kultura_rechi/read_ online.html?page=2
7. Структурализм в литературоведении.[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: file:///C:/DOCUME~1/4977~1/
LOCALS~1/Temp/Rar$EX14.562/ , свободный.Структурализм (в литературоведении), htm
8. Энциклопедия Кругосвет .Поэтический язык[Электронный ресурс].- Электрон.дан.-Режим доступа:
http://www.krugosvet.ru/enc/
gumanitarnye_nauki/ , свободныйlingvistika/POETICHESKI_YAZIK. html
9. Язык и речь [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.langust.ru/review/
lang_h03.shtml#03_04 , свободный.
10. Якобсон Р. Магия, святость и красота слова[ Электронный ресурс]. – Электрон. дан.- Режим доступа: http://anzhelika-bratseiko.
narod.ru/0014_0.html, свободный.