Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:46, курсовая работа
Он вошёл в литературу как создатель объективного романа, в котором автор, по его словам, должен быть подобен богу – создать свой мир и уйти из него, т. е., не навязав своих оценок читателю. Вся жизнь и творчество Флобера были противопоставлены миру буржуа, которые живут, по его меткому определению, «зажав сердце между собственной лавчонкой и пищеварением». Взгляды писателя сформировались в 40-вых годах.
I. Введение
II. Глава 1: Реализм XIX века и творчество Гюстава Флобера
2.1. Творчество Гюстава Флобера, как новый этап развития реализма в
XIX веке
2.2. Флобер, как художник и исследователь своей эпохи
2.3. Этапы развития творчества Флобера
III. Глава 2: Проблема общества и человека в нем в романе «Госпожа Бовари»
3.1. Специфика сюжета романа
3.2. Образ главной героини романа и его составляющие
3.3. Образ Шарля Бовари
3.4. Проблемы отдельно взятой личности и общества вцелом
IV. Выводы
V. Список использованных источников литературы
Содержание
I. Введение
II. Глава 1: Реализм XIX века и творчество Гюстава Флобера
2.1. Творчество Гюстава Флобера, как новый этап развития реализма в
XIX веке
2.2. Флобер, как художник и исследователь своей эпохи
2.3. Этапы развития творчества Флобера
III. Глава 2: Проблема общества и человека в нем в романе «Госпожа Бовари»
3.1. Специфика сюжета романа
3.2. Образ главной героини романа и его составляющие
3.3. Образ Шарля Бовари
3.4. Проблемы отдельно взятой личности и общества вцелом
IV. Выводы
V. Список использованных источников литературы
Введение
Гюстав Флобер - знаменитый французский романист 19 века, глава реалистической школы во Франции. Первоклассный мастер стиля, Флобер создал классические образцы французской прозы.
Он вошёл в литературу как создатель объективного романа, в котором автор, по его словам, должен быть подобен богу – создать свой мир и уйти из него, т. е., не навязав своих оценок читателю. Вся жизнь и творчество Флобера были противопоставлены миру буржуа, которые живут, по его меткому определению, «зажав сердце между собственной лавчонкой и пищеварением». Взгляды писателя сформировались в 40-вых годах. В основе их лежит учение Спинозы: его этика, его пантеизм оказываются близки писателю, а также мысль о причинной зависимости всех явлений друг от друга. Фаталистический характер этой зависимости усвоил и Флобер. Фатализм – это своеобразный механический детерминизм. Вследствие чего презрение к буржуазному обществу и правительству вообще у Флобера превращается в недоверие ко всякому общественному движению.
Он психолог и исследователь жизни был глубоко убеждён, что не все мысли и особенно чувства могут быть выражены словами, не все причины и следствия стоит подвергать тонкому анализу. Писатель считал необходимым использовать так называемую « подсознательную поэтику». Она создавалась целым рядом стилевых решений: возвращением внимания читателя к истокам характера, обыгрыванием ранее названных деталей и сцен, подтекстом.
Наиболее знаменит его роман "Госпожа Бовари". Этот роман стал новым словом во французском и европейском искусстве. Это книга о будничной жизни, где сюжет почти невидим. Но одновременно это одна из трагедий, которые постоянно происходят в обыденной действительности. У романа – многозначительный подзаголовок «провинциальные нравы». Однако для Флобера «Нет провинций – есть Франция».
В романе, начатом после смерти Бальзака, он развивает его принципы: история главной героини, по имени которой назван роман, даёт возможность увидеть зависимость её характера от воззрений и обычаев среды, а так же самую среду, имеющую в романе не меньшее значение.
Писатель ставил перед собой труднейшую задачу – «Передавать пошлость точно и в то же время просто». Стремление к полноте картины мира, правдивой и всесторонней его передаче звучит в романе « Мадам Бовари». Принцип безличного, объективного искусства рождён не отсутствием авторской позиции, но ориентацией на читателя, активно воспринимающего произведение искусства. « …чем больше личного в нашем творчестве, тем оно слабее».
Глава I
Реализм XIX века и творчество Гюстава Флобера
Каждое литературное направление и творческий метод вызываются к жизни предпосылками не только социально-политическими, при всем их важном значении, но и эстетическими. Они складываются как в отдельных явлениях литературы прошлого, так и в целых литературных направлениях.
В сущности, во всем мировом литературном
процессе достаточно четко и последовательно
прослеживается процесс поступательного
развития и становления реализма.
В критическом реализме как в
литературном направлении заложено
не только критическое начало (как
это, может быть, и могло бы представиться
в связи с самим термином). Для
большинства реалистов высокий
положительный идеал, положительное
начало были не менее важными, нежели
социально-критическая
В центре внимания литературы критического
реализма – анализ средствами художественного
мировосприятия классовой структуры,
социальной сущности, социально-политических
противоречий современной общественной
системы – капиталистических
отношений. Поэтому основным в специфике
этого литературного
Когда же речь идет о реализме античной литературы, о реализме Возрождения, то понятие реализма здесь может быть истолковано лишь в самом широком значении этого термина. Применительно же к литературе XIX в. реалистическим следует считать только то произведение, которое отображает сущность данного социально-исторического явления, когда персонажи произведения несут в себе типичные, собирательные черты, той или иной социальной прослойки или класса, а условия, в которых они действуют, являются не случайным плодом фантазии писателя, а отражением закономерностей социально-экономической и политической жизни эпохи.
Искусству всякой эпохи на основе эстетических норм своего времени в соответствующих художественных формах дано было отразить характерные или, как иначе стали говорить, типичные черты современности, присущие персонажам художественных произведений, в тех условиях, в которых эти персонажи действовали.
Типизация же у критических реалистов
представляет более высокую степень
этого принципа художественного
познания и отражения действительности,
нежели у их предшественников. Она
выражается в сочетании и органической
взаимосвязи типичных характеров и
типичных обстоятельств. В богатейшем
арсенале средств реалистической типизации
отнюдь не последнее место занимает
психологизм, т.е. раскрытие сложного
духовного мира – мира мыслей и
чувств персонажа. Но духовный мир героев
критических реалистов
Объективное отражение действительности в реалистическом искусстве всегда органически включает в себя и начало субъективное, выявляющееся, прежде всего в авторской концепции действительности. Художник, не простой летописец своей эпохи. Он - исследователь ее нравов, ученый-аналитик, политик и поэт. Поэтому вопрос о мировоззрении писателя-реалиста всегда остается важнейшим для историка литературы, изучающего его творчество. Случается, что личные симпатии художника вступают в противоречия с обнаруживаемой им истиной. Специфика и сила реалиста - в умении преодолевать это субъективное во имя высшей для него правды жизни.
Французский реализм XIX столетия проходит
в своем развитии два этапа. Первый
этап - становление и утверждение
реализма как ведущего направления
в литературе (конец 20-х - 40-е годы)
- представлен творчеством
С именем Флобера связан новый этап развития реализма XIX века. Гюстав Флобер – писатель, творчество которого продолжает и развивает реалистические традиции. Его творчество – связующее звено между реализмом 1-ой половины ХIХ века, с одной стороны, натурализмом и реализмом конца ХХ века (Мопассан), с другой. В нем отразились настроения и тенденции, которые характеризуют социально – политическую и морально – нравственную атмосферу Франции периода 1850 – 1870-х годов и литературу этого периода. Оно дает немало оснований для выводов о новом характере реалистического метода и поэтики, отличавшем литературу второй половины XIX века.
Ранние произведения Флобера, составляющие в общей сложности 3 тома (1835-1849), свидетельствуют о том, что на раннем этапе своего творчества он был близок романтикам.
Романтическое разочарование и романтическое отчаяние, которые окрашивают письма пятнадцатилетнего Флобера, были рождены не столько жизненными наблюдениями, сколько увлечением романтизмом (для Франции это было вполне естественно: благодаря Гюго и Санд романтизм там долгие годы воспринимался как влиятельное литературное направление). Позже Флобер напишет Санд: «Мы были красными романтиками, нелепыми в полном смысле слова».
Наряду с подражаниями и переложениями, связанными с великими именами Байрона и Гете, на этом этапе Флобером создаются также исторические новеллы «Смерть Маргариты Бургундской», «Чума во Флоренции».
Несколько позже им были
написаны повести «Записки безумца»
(1838), «Ноябрь» (1842), во многом автобиографические
и обращенные к современности. Флобер
обращается к популярному романтическому
жанру исповедальной прозы. «Записки
безумца» – психологическое
Личностное начало, связанное с мироощущением самого автора, определяет характер большинства его ранних произведений, которые проникнуты духом безнадежного пессимизма и отражают восприятие Флобером современности. В 1845 году писатель начинает работать над романом «Воспитание чувств», который открывает одну из центральных тем в своем творчестве – изображение жизни представителей молодого поколения. Автор сопоставляет в произведении два типа мировосприятия и, соответственно этому, две жизненные позиции, характерные для молодого поколения флоберовских времен. Примечательно, что образ одного из героев открыто связан с бальзаковской традицией («роман воспитания»).
После трехлетней работы писатель заканчивает роман «Воспитание чувств». С ранним произведением, имевшим то же название, он связан не сюжетом, а общей идеей. Это история жизни молодого человека, приводящая к утрате идеалов и иллюзий юности.
Действие романа происходит в середине XIX века. Кризис империи уже предвещал ее близкую гибель, и это заставляло задуматься над переломным моментом истории Франции, последовавшим за революцией 1848 года.
Герой романа Фредерик Моро полон высоких идеалов, он мечтает о прекрасной и вечной любви. Только для нее стоит добиваться в жизни всего остального – карьеры, богатства, успеха. Его историю автор назвал нравственной историей людей своего поколения, книгой «о любви, о страсти, но о страсти такой, какою она может быть в наше время, то есть бездеятельной». Безвременье предопределило и общественную бесполезность героя, отсутствие воли и целеустремленности. Разбросанность интересов. Все попытки Фредерика посвятить себя какому – либо делу (стать писателем, живописцем, политиком и т.п.) кончаются безрезультатно.
Фредерик похож на Эмму Бовари тем, что все его представления о жизни, все его планы и надежды ничего общего не имеют с реальностью. Это набор мыслей, штампов, которые бытуют в бульварной литературе. Вся жизнь героя наполнена мечтами, реализовать которые он даже не пытается. Фредерик безволен, ленив, мечтателен, но главный его недостаток в том, что он, как и большинство его современников, не умеет рассуждать, мыслить, познавать.
По – своему типичны
для своего времени и другие герои
романа, более эгоистичные и
«Воспитание чувств» – совершенно новый тип романа. В нем нет ярких страстей, бичевания пороков. Поисков идеала. Флобер изображает монотонную, серую современность. Именно мелочи влияют на Фредерика; они изменяют его настроения, чувства, в конечном счете – саму жизнь. Флобер строит роман из мелких событий и незначительных происшествий. К тому же написано произведения довольно скупо, без внешних лирических монологов, без поэтических описаний. Язык Флобера прост, точен, почти научен. Непривычное построение и стиль повествования вызвали неуспех романа у читателей, которые посчитали произведение «скучным». В то же время высокую оценку роману дали Жорж Санд, Золя, Мопассан.
Информация о работе Проблематика романа Г. Флобера "Госпожа Бовари"