Расцвет русского реалистического романа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 11:20, реферат

Описание

Романом называется литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман — эпос нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но «частная», внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем «эпопейно», т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла.

Содержание

Русский реалистический роман второй половины девятнадцатого века. Романтизм и реализм.
Представители русского реализма.


Ф. М. Достоевский.
И.А. Гончаров.
И.С. Тургенев.
Л.Н. Толстой.

Работа состоит из  1 файл

Расцвет русского романа.doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)
 

Средняя общеобразовательная школа 

с углубленным  изучением отдельных предметов  №36 
 

Егорова Софья Игоревна  
 
 
 
 
 
 

Расцвет русского реалистического  романа 
 
 
 
 
 

Научный руководитель:

 

Бойко О. Б.,

преподаватель литературы. 
 
 
 
 
 
 
 

Киров

2006 

    План.

  1. Русский реалистический роман второй половины девятнадцатого века. Романтизм и реализм.
  2. Представители русского реализма.
 
    1. Ф. М. Достоевский.
    2. И.А. Гончаров.
    3. И.С. Тургенев.
    4. Л.Н. Толстой.
 
  1. Общая характеристика особенностей русского реалистического  романа конца девятнадцатого века.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Русский реалистический роман второй половины девятнадцатого века. Романтизм и реализм.

Романом называется литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман — эпос нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но «частная», внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем «эпопейно», т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная романная ситуация — столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время, где характер взаимоотношений человека и общества постоянно меняется, постольку его форма по существу является «открытой»: основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различных жанровых модификациях. Исторически первой формой считают плутовской роман. В 18 в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман (Г. Филдинг, Т. Смоллетт) и психологический роман (С. Ричардсон, Ж. Ж. Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический роман (В. Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпоха социально-психологического романа критического реализма 19 в.

Расцвет русского романа приходится на конец девятнадцатого века, время победы реализма как литературного направления как в странах Европы, так и в России. В отличие от романтизма, реализм побеждает вначале не как литературное направление, общее для множества писателей, а в творчестве отдельных авторов и только потом складывается в единое художественное целое.

Однако  зародился реализм гораздо раньше, в эпоху расцвета романтизма, и  был подготовлен басенным творчеством  Крылова, комедией Грибоедова «Горе от ума». В тридцатые годы девятнадцатого века романтизм и реализм мирно сосуществовали. Выдвинулся на первый план реализм в сороковые-пятидесятые годы. Переход к нему осуществился в творчестве Пушкина и был связан с историзмом, затем реализм укрепился в творчестве Лермонтова и Гоголя.

Реализм можно считать направлением, противопоставленным романтизму, нередко имеет место ирония автора по отношению к характерным для романтизма героям, обстоятельствам, сюжетным линиям, их решительное переосмысление. Часто между героями – романтиком и не-романтиком – устанавливается равенство перед лицом действительности, как в «Обыкновенной истории» Гончарова, о творчестве которого будет сказано ниже, где как романтизм, так и излишний практицизм осуждаются одинаково.

В отличие  от романтиков, у которых душевные порывы личности оставались именно порывами, не поддающимися строгому описанию и не приобретавшим строгого и точно очерченного характера, реализм стремится сообщить психологическим движениям, их оттенкам и противоречиям ясную форму.

Эту особенность  реализм пронес на протяжении всего своего развития, и наибольшего расцвета достиг именно во второй половине девятнадцатого века, обозначив первенство прозы и, в частности, жанров повести, новеллы и романа.

Свое  конкретное воплощение – общее и  индивидуальное – принципы реализма получили в творчестве великих русских писателей, о которых будет сказано ниже.

 

2. Представители русского реализма.

 

2.1. Федор Михайлович Достоевский.

Достоевский Федор Михайлович (1821-81), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849, не окончена) и др. описал страдания «маленького» человека как трагедию социальную. В повести «Двойник» (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850-54) с последующей службой рядовым. В 1859 возвратился в Санкт-Петербург. «Записки из Мертвого дома» (1861-62) — о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М. М. Достоевским издавал «почвеннические» журналы «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864-65). В романах «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871-1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-80) и др. — философское осмысление социального и духовного кризиса России, диалогическое столкновение самобытных личностей, страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм. Публицистический «Дневник писателя» (1873-81). Творчество Достоевского оказало мощное влияние на русскую и мировую литературу.

 

Творчество  Достоевского вызывало немало жарких дискуссий. Одни рецензенты, называя  его «новым Гоголем», восхищались этим дарованием, другие высмеивали болезненную мнительность автора, третьи, хотя таких было меньшинство, не скрывали откровенного отвращения. Реакция кружка Белинского на первое произведение Достоевского стала одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов в истории русской литературы: почти все участники, включая Достоевского, позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных произведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Пусть дебют его в литературе был триумфальным, однако затем последовало охлаждение и наконец – резкая критика Белинского и его окружения.

Литература  девятнадцатого века – это литература социальная, у Достоевского даже остросоциальная, в его романах, на первый взгляд резких и действительно «жестоких», существует яркое высокоморальное начало. Авторы того времени в большинстве своем стремились к решению нравственных вопросов, и Достоевский явно увлечен подробным изучением всей подноготной человеческих поступков. Он не спешит пройти мимо самых неприятных сторон социума, наоборот, он стремится установить причинно-следственную связь, добраться до истинных, глубинных мотивов человеческих поступков.

«Всюду  жизнь» - название картины Ярошенко отражает один из принципов творчества Достоевского. Он подчеркивает, что даже падший, донельзя опустившийся человек остается человеком и подчас не заслуживает того отношения, каким встречает его прослойка благополучных и благоустроенных. Для каждого преступника есть оправдание – влияние среды и общества, крайняя бедность, желание так или иначе защитить родных.

Проза Достоевского поражала и поражает театрализацией действия, скандальным и одновременно трагическим развитием событий, усложненным психологическим рисунком. Однако современники отмечали, что за видимой попыткой показать изнанку жизни общества, стоит высокая, даже подчас глобальная цель. Вячеслав Иванов в статье «Достоевский и роман-трагедия» говорит: «Ужас и мучительное сострадание могущественно поднимает у нас со дна души жестокая (ибо до последнего острия трагическая) муза Достоевского, но к очищению приводит нас всегда, запечатлевая этим подлинность своего художественного действия, — как бы мы ни принимали «очищение». И так творчески сильное, так преобразительно катартическое (очищающее) облегчение и укрепление, какими Достоевский одаряет душу, прошедшую с ним через муки ада и мытарства чистилища до порога обителей Беатриче, что мы все уже давно примирились с нашим суровым вожатым и не ропщем более на трудный путь...»

 

Слова о рае и аде – не просто яркая  метафора автора. Религиозные мотивы в произведениях Достоевского встречаются нередко. В 1867-68 гг. написан роман «Идиот», задачу которого Достоевский видел в «изображении положительно прекрасного человека». Идеальный герой князь Мышкин, «Князь-Христос», «пастырь добрый», олицетворяющий собой прощение и милосердие, с его теорией «практического христианства», не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие.

 

Однако  В.Г. Флоровский в статье «Религиозные темы Достоевского» пишет не столько о тематике, сколько об особенностях прозы этого писателя в целом: «В творчестве Достоевского есть внутреннее единство. Одни и те же темы тревожили и занимали его всю жизнь. Достоевский считал и называл себя реалистом — «реалистом в высшем смысле». Неточно называть его психологом. И неверно объяснять его творчество из его душевного опыта, из его переживаний. Он был взволнованно заинтересован всем происходившим вокруг. Он скорее страдал любопытством, нежели невниманием к жизни. Это было не простое любопытство, но метафизическая любознательность. Ему дано было видеть таинственность первоосновы эмпирических событий. Он видел то, о чем рассказывал, — он описывал, что видел. В этом основа его реализма. Его творчество есть не истолкование, но изображение человеческой судьбы»

 

При всем несколько мистическом взгляде на мир, внимании к малоприятным фактам и гипертрофированном чувстве социальной несправедливости, Достоевский действительно был реалистом. Ни один, даже самый тонко чувствующий писатель не в силах описать душевные волнения людей, отличных от него самого, переживших то, чего он не пережил, если он ни разу даже не попытался вникнуть в суть происходящих вокруг событий. Опираясь на реальный материал действительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни, во внутренней природе людей, темы жизненного призвания человеческой личности, страдания и протеста, эгоизма и самопожертвования, преступления и наказания, вопросы общественных, духовных связей  между людьми и их разъединения, справедливого устройства социального мира и многие другие.

 

Что касается общей тематики, то Н. А. Бердяев отмечает: «У Достоевского нет ничего кроме человека, нет природы, нет мира вещей, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром, с миром вещей, с бытом, с объективным строем жизни. Существует только дух человеческий и только он интересен, он исследуется. Н. Страхов, близко знавший Достоевского, говорит о нем: «Все внимание его было устремлено на людей, и он схватывал только их природу и характер. Его интересовали люди, исключительно люди, с их душевным складом, и образом их жизни, их чувств и мысли». Во время поездки Достоевского за границу «Достоевского не занимали особенно ни природа, ни исторические памятники, ни произведения искусства». Правда, у Достоевского есть город, есть городские трущобы, грязные трактиры и вонючие меблированные комнаты. Но город есть лишь атмосфера человека, лишь момент трагической судьбы человека, город пронизан человеком, но не имеет самостоятельного существования, он лишь фон человека».

Некоторые критики отмечают, что Петербург  в произведениях Достоевского – не именно город Петербург, а некий призрачный город, оплот заблудших душ. Мрачный образ города только подчеркивает безрадостное существование героев. В романах Достоевского практически нет ни лирических отступлений, ни пасторальных зарисовок, се внимание писателя обращено к человеку, вернее к его душе, внутреннему диалогу героев.

Федор Михайлович Достоевский является одной из самых заметных литературных фигур девятнадцатого столетия. Его страсть к глубинному анализу человеческого сердца и разума, попытки отыскать выход из духовного кризиса русского народа вкупе с реалистическими образами, постоянными самокопаниями главных героев, сильной философской идеей дают именно ту самую неповторимую прозу Достоевского. В ней много черт, типичных для литературы эпохи расцвета русского романа. Однако одни из них преувеличены, другие – почти сведены на нет. Бытовые мелочи важны только тогда, когда напрямую связаны с происходящим, окружающая среда героев живет только в качестве фона, характерные той или иной местности черты минимизированы до короткой обрисовки типичных декораций. «Типичный человек в типичных условиях», главный принцип реализма, у Достоевского приобретает совершенно новую и неповторимую форму.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. И.А. Гончаров.

Гончаров Иван Александрович (1812-91), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе «Обломов» (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». В романе «Обыкновенная история» (1847) конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе «Обрыв» (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков «Фрегат «Паллада» (1855-57) — своеобразный «дневник писателя»; литературно-критические статьи («Мильон терзаний», 1872).

 

Д.В. Григорович говорит о нем: «Во всей русской  литературе не найдется человека счастливее Гончарова. Бранью осыпали Пушкина  и Гоголя; в шестидесятых годах  вошло в моду поносить Тургенева, и как еще! С легкой руки Белинского Гончаров во всю свою жизнь слышал одни только похвалы».

Информация о работе Расцвет русского реалистического романа