Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:39, курсовая работа
При чтении произведений школьник должен показать понимание темы и содержания произведения.
При написании курсовой работы использовали следующие методы:
- методический анализ литературы;
- изучение опыта работы;
- наблюдение уроков чтения;
Ведение…………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методики развития речи на уроках литературного чтения……………………………………………...……5
1.1. Речь как средство развития…………………….…5
1.2. Работа с текстом для развития связной устной речи…………………………………………………….13
1.3. Виды работы по развитию речи на уроках литературного чтения………………………………...19
Глава 2. Опытно- педагогическая работа по использованию различных заданий для развития речи…………………………………………………….29
2.1. Диагностика уровня знаний о развитии речи…..29
2.2. Анализ уроков литературного чтения с использованием заданий по развитию речи………...31
2.3. Выводы и практические рекомендации………...33
Заключение……………………………………………35
Список литературы……………………………………37
Приложения……………………………………………
- словесное рисование,
- продолжение сюжета,
- развитие какого- либо эпизода, пейзажной зарисовки,
- перестройка сюжета.
Пересказ с изменением лица рассказчика еще не может быть назван
творческой работой, так как перестройка текста носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица 3- м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.
Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен войти в роль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.
Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:
- сообщение о своем жизненном опыте,
- придумывание продолжения действия,
- сообщение фактов, взятых из других источников.
Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулирует самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически.
Иллюстрирование- прием творческой работы учащихся, используемый на уроках чтения, а также при написании изложений и сочинений. Иллюстрации берутся готовые, заранее подобранные, или создаются самими детьми. Используются приемы устного рисования.
Иллюстрирование применяется с различными целями: как основа при составлении плана, при подготовке к пересказу. Оно может сопутствовать какому- либо виду работы с текстом или быть самостоятельным. Например: предлагается нарисовать словесную или графическую картинку к наиболее понравившемуся отрывку текста и подобрать к ней слова автора.
Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: словесном и графическом, каждое из которых имеет большое значение для развития творческого воображения учащихся и помогает им четко воссоздать жизненные картины, изображенные писателем в произведении. Эту работу следует начинать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций и картин.
Очень важно организовывать рассматривание иллюстраций перед чтением, по ходу и по окончании чтения. При работе над иллюстрацией- портретом героя уместны вопросы: «Какие черты характера героя отразились в портрете? Почему вы так решили? Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения? Как вы догадались? Как передал художник черты характера персонажа?»
При анализе группового портрета возможны такие вопросы: «Как вы узнали, кто есть кто? Как относится художник к персонажам своей картины? Как вы это определили?» Полезно организовывать сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае можно предложить следующие занятия:
- подобрать рисунок к тексту;
- найти в тексте подписи к каждому фрагменту картинного плана;
- сравнить рисунок и фрагмент текста;
- сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.
Словесное рисование (иллюстрирование) повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Обычно словесные картинки рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины.
Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых картинок. При этом нужно помнить, что словесная картинка статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они словно «застыли» как на фотографии, а не действуют, как на экране.
Словесное рисование
требует четкого
Прием словесного рисования может предшествовать пересказу. В этом случае учащиеся читают текст, делят его на относительно законченные части, а затем рисуют ряд словесных картин. Это позволяет им зримо представить то, о чем пишет автор. После этого проводится лексико- стилистическая подготовка к пересказу текста. Обучение словесному и графическому рисованию начинают с сопоставления иллюстрации, которая дана в книге, с отрывком текста, соответствующим рисунку художника. Учащиеся убеждаются в том, что художник передает в картине то самое характерное, что подчеркивает писатель в герое, природе и т.д.
На первом этапе обучения словесному рисованию необходима зрительная опора, в качестве которой можно использовать «динамическую», постепенно возникающую на глазах детей картину. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента интерьера, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляются картинки, соответствующие только что «нарисованным» устно. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Так по ходу работы создается законченная картина к эпизоду, которая и служит зрительной опорой для возникших в воображении учеников представлений. Кроме того, можно также использовать демонстрационное пособие из трех листов, которые прикрепляются один на другой к доске последовательно, а по мере возникновения устной картинки открываются перед детьми. Верхний лист- чистый, на нем ничего не изображено. Он нужен для того, чтобы учащиеся могли не только вообразить, но и композиционно разместить элементы картины. Этому помогает замкнутое пространство чистого листа бумаги. После того как дети создадут в словах картину, верхний лист снимается и дети сверяют результат работы своего воображения с черно- белым рисунком. Словесно «раскрасив» эту иллюстрацию, учащиеся получают возможность сопоставить «цветное» словесное изображение с тем, которое расположено на последнем, третьем листе бумаги.
На следующих этапах обучения устному иллюстрированию используются такие приемы:
- выбирается эпизод, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет, затем учителем выполняется карандашный набросок, после чего следует словесное описание иллюстрации;
- дети словами «рисуют»
картинку, а потом сверяют ее
с соответствующей
Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать словесный рисунок к тексту.
Но на любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет следующий:
Усложнение работы возможно, во- первых, за счет того, что
«раскрашивание» будет проводится попутно с «рисованием», во- вторых, при переходе от коллективной формы работы к индивидуальной.
Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно используется при работе с поэтическими текстами. Но применять его нужно крайне осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все конкретизировано. После выделения из контекста образной картины словесное рисование ориентируется на построение композиции рисунка, для чего полезно задавать такие вопросы: «Что нарисуем на первом плане? Почему? Как об этом сказано у автора? Что нужно изобразить неподалеку? Какие слова помогают нам это увидеть? Что мы еще не нарисовали?» Потом подбирается цветовое решение, при этом основное внимание уделяется общему колориту, а не цвету каждого элемента.
К одному рассказу могут быть нарисованы 2-3 картины, получится картинный план, отражающий самые важные моменты произведения. Иногда предлагается нарисовать словесно ряд кадров, как будто этот рассказ проходит перед нами на экране.
Графическое рисование чаще всего выполняют дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, еще раз его перечитывают и рисуют. По иллюстрациям учащихся на следующем уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа.
Более сложным видом графического рисования является экранизация текста (создание диафильма). Это творческая работа, сочетающая рисунок с текстом. Экранизация требует создания серии рисунков, расположенных в определенной последовательности, соответствующей развитию сюжета произведения. Диафильм- это серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок которых соответствует последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжается титрами. Экранизация- это коллективная работа, в процессе выполнения которой учащиеся сообща определяют кадры, подбирают подписи к ним и музыку.
Драматизация (инсценирование) является интересным видом синтетической работы.
Схема работы по драматизации:
Музыкальное иллюстрирование литературного произведения помогает
детям глубже и тоньше понять настроение лирического или эпического произведения. Использование этого приема на этапе подготовки к первичному восприятию художественного текста помогает создать у учащихся необходимый эмоциональный настрой. После прочтения текста можно подбирать музыкальные иллюстрации, задавая при этом такие вопросы: «Какая из двух услышанных вами музыкальных пьес больше подходит к характеру этого стихотворения? Почему? Какую музыку вы бы сочинили к этому произведению? Почему?»
Таким образом, по развитию
речи на уроках литературного чтения
выполняют множество
Методика словарной работы включает четыре основных направления:
- обогащение словаря;
- уточнение словаря;
- активизация словаря;
- устранение нелитературных слов.
Все названные направления по словарной работе постоянно взаимодействуют.
Для более сознательного
и глубокого понимания
Пересказ- устное изложение содержания текста, он бывает нескольких видов: подробный, краткий, выборочный, творческий пересказ.
Иллюстрирование текста применяется в словесном и графическом вариантах. Эти виды работ развивают воображение школьников, повышают интерес к тексту и его пересказу, стимулирует самостоятельную речь творческого воображения учащихся и помогает им четко воссоздать жизненные картины, изображенные писателем в произведении.
Более сложным видом является экранизация текста (создание диафильма). Это творческая работа, сочетающая рисунок с текстом. Также используют вид работы, как драматизация (инсценировка) , она является интересным видом синтетической работы. Использование музыкального иллюстрирования помогает создать у учащихся необходимый эмоциональный настрой.
Перечисленные виды работ
помогают формированию умений воспринимать
и воспроизводить текст и сознательно
создавать собственное
Глава 2. Опытно- педагогическая работа по использованию различных заданий по развитию речи.
2.1. Диагностика уровня знаний о развитии речи.
На основе курсовой работы было проведено экспериментальное исследование в СОШ №23, с. Раздольное Кущевского района.
В качестве основных методов были использованы следующие методы:
1) анкетирование для учащихся, цель которого выявить уровень знаний учащихся о развитии речи;
2) анкетирование для
учителя, цель которого узнать
какие виды работ учитель
Анкетирование проходило в 4 классе СОШ №23, с. Раздольное.
В анкетировании принимали участие 16 учеников 4 класса.
Для определения уровня знаний о развитии речи учащихся была дана анкета, в которой требовалось ответить на 2 вопроса.
Анкета для учащихся
И.Ф. ученика.
1. Какой вид работы нравится, используемый на уроках литературного чтения?
2. Какой из предложенных ниже видов работы помогает тебе развивать речь?
Пересказ текста |
|
Ответы на вопросы |
|
Выборочное чтение |
|
Деление текста на части |
Таблица №1.
Результаты анкетирования
№ п\п |
И.Ф. ученика |
Виды работы, которые нравятся, используемые на уроках литературного чтения |
1. |
Алена К. |
Пересказ. |
2. |
Екатерина Т. |
Пересказ, чтение по ролям. |
3. |
Аня Т. |
Чтение. |
4. |
Давид Е. |
Пересказ, чтение по ролям. |
5. |
Роман М. |
Пересказ, чтение. |
6. |
Александра С. |
Учить наизусть, чтение по ролям. |
7. |
Влад Ш. |
Пересказ, учить наизусть. |
8. |
Дмитрий А. |
Чтение по ролям. |
9. |
Егор М. |
Пересказ, чтение по ролям, учить наизусть. |
10. |
Андрей С. |
Чтение, пересказ, чтение по ролям. |
11. |
Никита А. |
Пересказ, чтение по ролям. |
12. |
Андрей Г. |
Пересказ, чтение по ролям. |
13. |
Лена С. |
Чтение, пересказ, учить наизусть. |
14. |
Екатерина И. |
Учить наизусть, чтение по ролям, пересказ. |
15. |
Яна Р. |
Пересказ, учить наизусть, чтение по ролям. |
16. |
Вадик П. |
Чтение, пересказ, чтение по ролям. |
Информация о работе Развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения