Развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание

При чтении произведений школьник должен показать понимание темы и содержания произведения.
При написании курсовой работы использовали следующие методы:
- методический анализ литературы;
- изучение опыта работы;
- наблюдение уроков чтения;

Содержание

Ведение…………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методики развития речи на уроках литературного чтения……………………………………………...……5
1.1. Речь как средство развития…………………….…5
1.2. Работа с текстом для развития связной устной речи…………………………………………………….13
1.3. Виды работы по развитию речи на уроках литературного чтения………………………………...19
Глава 2. Опытно- педагогическая работа по использованию различных заданий для развития речи…………………………………………………….29
2.1. Диагностика уровня знаний о развитии речи…..29
2.2. Анализ уроков литературного чтения с использованием заданий по развитию речи………...31
2.3. Выводы и практические рекомендации………...33
Заключение……………………………………………35
Список литературы……………………………………37
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Государственное автономное образовательное учреждение.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, 13 % учеников нравится такой вид работы, используемый на уроках литературного чтения, как пересказ, 11 % учеников-чтение по ролям, 6 % учеников – учить наизусть, и всего лишь 5 % учеников – чтение.

 

 

Таблица 2. 

 

Результаты анкетирования  учащихся (4 класс)

 

№ п\п

И.Ф. ученика

Пересказ текста.

Ответы на

вопросы.

Выборочное 

чтение.

Деление текста на части.

1.

Алена К.

+

+

-

+

2.

Екатерина Т.

+

+

-

-

3.

Аня Т.

-

+

-

-

4.

Давид Е.

+

+

-

-

5.

Роман М.

+

+

-

+

6.

Александра С.

+

+

-

-

7.

Влад Ш.

+

+

+

+

8.

Дмитрий А.

+

+

-

-

9.

Егор М.

+

+

-

-

10.

Андрей С.

+

+

-

+

11.

Никита А.

+

+

-

-

12.

Андрей Г.

+

+

+

+

13.

Лена С.

+

+

+

+

14.

Екатерина И.

+

+

+

-

15.

Яна Р.

+

-

+

-

16.

Вадик П.

+

+

-

+


 

Таким образом, 15% ученикам помогает развивать речь- пересказ текста, 15% ученикам – ответы на вопросы, 7% ученикам- деление текста на части, и всего лишь 5% ученикам- выборочное чтение.

Таким образом, проведенное  анкетирование показало, что уровень  развития знаний учащихся колеблется, от высокого 15%, до низкого- 5%.

Для того, чтобы узнать какие виды работ, использует учитель  начальных классов на уроках литературного чтения, какие виды чаще и почему, было проведено анкетирование для учителя начальных классов СОШ №23 с.Раздольное Лысковой Антонины Михайловны.

Ей была дана анкета с  тремя вопросами.

 

Анкета для  учителя

 

Ф.И.О. учителя

1. Какие виды работ  вы используете на уроках литературного чтения?

2. Какие виды используете  чаще?

3. Почему?

 

Данное анкетирование для учителя помогло нам найти ответы на интересующие нас вопросы. Мы узнали, что учитель проводит на уроках литературного чтения, такие виды работ, как: чтение «цепочкой», чтение по ролям, выборочное чтение, пересказ, хождение в «музейный дом».   

Но, чаще всего он использует на уроках литературного чтения такие  виды работ как: пересказ, который  пригодится в старших классах; ответы на вопросы; выборочное чтение; работы в специальных рабочих тетрадях с уже готовыми разнообразными заданиями (подчеркивание, закрашивание) - этот вид работы удобен, и очень нравится ученикам.

Таким образом, проведенное  анкетирование с учениками и  учителем, показало, что знания о развитии речи имеют большое значение, вывод следующий:  ученикам нужно продолжать развивать эти знания при помощи различный заданий, а учитель им в этом поможет.

Проведенная работа доказала, что  тема выбранная нами, актуальна. Ведь, знания о развитии речи у учеников в последнее время снижается, чтобы предотвратить это, необходимо знать причины и уметь, при помощи различных способов, добиваться предупреждения и устранения этих моментов.

 

2.2. Анализ уроков  литературного чтения с использованием  заданий по развитию речи.

 

В СОШ №23 с. Раздольное был разработан и апробирован  конспект урока по литературному  чтению, направленный на изучение нового материала, развитие навыков правильного, сознательного и самостоятельного чтения, умения делить текст на части, составление плана, пересказа от третьего лица, по теме: «М.Пришвин «Выскочка» (4 класс).

Урок изучения нового материала проводился в 4 классе по теме: «М.Пришвин «Выскочка». Урок составлен по традиционной схеме:

І. Организационный момент.

ІІ. Речевая разминка.

ІІІ. Введение в тему.

ІV. Сообщение темы урока.

V. Изучение нового  материала.

1. Первичное чтение.

2. Беседа после чтения.

3. Повторное чтение  учащимися.

4. Работа по содержанию.

VI. Закрепление.

VII. Итог.

VIII. Домашнее задание.

Большая часть урока  данного типа посвящена изучению и закреплению нового материала.

1. Учитель организует первичное чтение рассказа «Выскочка».

- Прочитайте рассказ,  подумайте, почему он так назван?

Дети читают рассказ  самостоятельно.

          2. Беседа после чтения:

- Понравился ли вам  рассказ? Что именно?

- Какую картинку вы  представили наиболее ярко, читая  рассказ?

-Почему автор назвал  свой рассказ «Выскочка»?

3. Повторное чтение учащимися.

4. Работа по содержанию.

- Кого он так назвал  и почему?

- Как она хотела  отобрать косточку у собаки?

- Почему ей это не  удалось?

- Как Выскочка лишилась  хвоста?

Затем следует работа с учебником и закрепление нового материала.

Закрепление нового материала  содержит в себе:

1.Работа над иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Кто изображен на  этой иллюстрации?

- Какой эпизод рассказа  изобразил художник?

- Найдите в тексте  этот отрывок и прочитайте.

-Как вы думаете,  что сейчас чувствует Выскочка? Как эти чувства изобразил  художник?

2. Составление плана.

- На сколько частей  можно разделить этот рассказ?

- Озаглавьте каждую  часть.

3. Творческий пересказ.

- Давайте попробуем  пересказывать этот рассказ от  лица Вьюшки.

- Какие слова мы  будем использовать вместо слов Вьюшка? (я.)

3-4 ученика пересказывают рассказ у доски.

4. Творческая работа (текстовое  задание по рассказу «Выскочка», проверка внимания),см. приложение.

Итог урока подводится в форме ответов на вопрос учащимися.

- С каким рассказом  мы познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Можно ли сравнить  поведение птицы с поведением  человека?

Домашнее задание: 1 группа- подробный пересказ, 2 группа- чтение.

 

 

2.3. Выводы и  практические рекомендации.

 

Описав опытно- педагогическую работу, можно сделать вывод, что  средством, позволяющим организовывать целенаправленную и систематическую работу по предупреждению и устранению понижения уровня знаний о развитии речи, является система уроков, включающая различные методы, приемы, виды деятельности учащихся учебные задания, разнообразные работы, направленные на реализацию следующих задач: дать знания о речи, развить всевозможные навыки, умения.

Чтобы организовать работу по устранению понижения знаний о развитии речи, учителю необходимо хорошо знать нормы литературного языка, видеть возможность использования тех или иных уроков для предупреждения и устранения понижения знаний; уметь подбирать методы и приемы для решения данной проблемы, уметь использовать учебные задания и упражнения для работы по предупреждению и устранению понижения знаний в литературном чтении.

Чтобы эта работа была эффективной, мы систематизировали рекомендации:

 1) Учитель должен научить учащихся пониманию литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) учащиеся должны  осознавать значимость чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимать роль чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого  для продолжения образования  уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е.  овладение техникой чтения вслух  и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно  выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Таким образом, вся проведенная  опытно- педагогическая работа показала то, что знания учащихся о развитии речи помогают повысить успешность обучения, способствуют формированию разнообразных умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретический анализ научно- методической литературы и результаты проведенного исследования позволили  сформулировать следующие выводы.

Речь- это один из видов  общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.

Речь разнообразна. Переход  от замысла (или «мысли») к развернутой  внешней речи происходит через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание, через процесс внутренней речи.

Основная задача речевого развития детей младшего школьного  возраста- это овладение нормами  и правилами родного языка, определяемыми  для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Специфическая структура  уроков по литературному чтению, предполагает осмысление средств, которые могут  быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения, замысла автора. Кроме этого, беседа с учащимися или вопросы в учебнике (хрестоматии), направлены на осознание лингвистических особенностей прочитанного текста. Также используются такие формы и методы обучения: самостоятельная или коллективная работа по развитию связной речи, проводимая в форме беседы, диалога или дискуссии, а также театрализованных игр, этюдов, сценок по мотивам изучаемых произведений; активизация художественного восприятия детей путем комплексного влияния разнообразных средств (музыкальных, изобразительных и т.д.). Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи при работе с литературным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе, и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.

В настоящее время усиливается внимание к литературному образованию младших школьников, к художественному и творческому развитию личности ребенка, к развитию связной речи. Особое внимание уделяется развитию связной речи как комплексной познавательной и коммуникативной способности младших школьников.

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в  том случае, если:

  1. она богата и разнообразна по использованным в нем лексическим и грамматическим средствам;
  2. в нем точно передано содержание высказываний;
  3. в нем учтены особенности ситуации общения, выдержан

определенный стиль  речи.

Для того, чтобы исправить  или предупредить понижение знаний о 

развитии речи, необходимо выявить их причину.

Помимо этого учитель  должен систематически проводить работу над предупреждением и понижением уровня знаний о развитии речи, которая поможет повысить успешность обучения и поспособствовать формированию умений и навыков. Для того, чтобы помочь ученикам устранить понижение знаний, необходимо хорошо знать нормы литературного языка, видеть возможность использования тех или иных уроков, уметь подбирать методы и приемы для решения данной проблемы.

Опытно- практическая работа, которая проводилась в СОШ  №23  с. Раздольное, показала, что знания учащихся по развитию речи необходимо пополнять и развивать.

Анкетирование, которое  проводилось в 4 классе, показало, что  уровень знаний о развитии речи разный: от 5%- до 15%. Для того, чтобы повысить знания о развитии речи у учащихся, необходимо использовать разнообразные виды работ на каждом уроке, заинтересовывать учеников, давать индивидуальные задания.

Проведенное исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных  с исправлением и предупреждением  понижения знаний о развитии речи и требует дальнейшего изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аргинская К.Л. Обучаем по системе Занкова. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Педагогика,1996.
  3. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развития речи в школе. – М.: Знание,1969.
  4. Кочеткова А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников . Начальная школа №9,2002.
  5. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. –М.: Просвещение,1980.
  6. Кустарева В.А. Методика русского языка.- М.: Просвещение,1982.
  7. Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей, в общении со взрослыми. – М.: Педагогика,1985.
  8. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение,1985.
  9. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш Пед. Заведений. –М.: ВЛАДОС,2003,- кн. 1.

Информация о работе Развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения