Реализм и натурализм: творчество Э. Золя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:55, реферат

Описание

Эмиль Золя является одним из крупнейших писателей XIX века, автором более двадцати романов, создателем нового направления в литературе - натурализма. Кроме того Золя был известен своими резкими выступлениями против антинародных социальных реформ и преследований человека. И тем не менее этот перечень заслуг писателя не может в полной мере отразить его богатую событиями жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………..стр 3


Реализм и натурализм: творчество Э. Золя. ,………………….стр 5


Заключение. ……………………………………………………..стр 13


Литература. ………………………………………………………стр 15

Работа состоит из  1 файл

реферат по литературе - осень 2010.docx

— 36.49 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство образования  и науки

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Волгоградский  Государственный  Педагогический Университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет социальной и коррекционной педагогики 
 

Кафедра русского языка и литературы 
 

Контрольная работа по литературе на тему:

«Реализм и натурализм:

творчество  Э. Золя» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                         Исполнитель:

                                                                     Жиленкова Е.С.

                                                                                 Студентка гр. ЛОГ-561

                                                                                  Проверил: Путило О.О.       

                    

 

Волгоград

2010

ПЛАН:

 
 
  1. Введение…………………………………………………………..стр 3
 
 
  1. Реализм и  натурализм:  творчество Э. Золя.  ,………………….стр 5
 
 
  1. Заключение.  ……………………………………………………..стр 13
 
 
  1. Литература.  ………………………………………………………стр 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

 

     О жизни и творчестве Эмиля Золя написаны сотни книг и статей. Среди  них яркие и проникновенные страницы, оставленные его друзьями и современниками, взволнованные и глубокие очерки его поклонников и последователей.

     Эмиль Золя является одним из крупнейших писателей XIX века, автором более  двадцати романов, создателем нового направления  в литературе - натурализма. Кроме  того Золя был известен своими резкими  выступлениями против антинародных социальных реформ и преследований  человека. И тем не менее этот перечень заслуг писателя не может  в полной мере отразить его богатую  событиями жизнь.

     "Самый  большой лирик нашего времени", - сказал об Эмиле Золя Анатоль  Франс. Творчество Эмиля Золя  поражает нас своей грациозностью  и целеустремленностью. Золя - художник  больших, необозримых полотен.  Ему тесны были масштабы одной  книги, одного романа, и поэтому  он объединял свои произведения  в огромные циклы и серии. "Ругон-Маккары", "Три города", "Четыре евангелия", пять романов, написанных в  молодости, сборники рассказов,  очерков и статей - все это легко  перечислить несколькими словами,  но за всем этим годы упорного  труда, десятки увесистых томов.

     Как уже не раз было замечено, обновление искусства происходит с возникновением нового термина. Таким ключевым понятием для Эмиля Золя стал "натурализм", образованный от слова Natura - Природа.

     Реализм, это — верность жизни, это —  такая манера творчества, при которой  оно возможно меньше отходит от действительности (действительность и реальность —  одно и то же). Но ведь действительность можно понимать по разному, и в  известном смысле ничего, кроме нее, и не существует и от действительности уйти некуда, так что все искусство  и всякое искусство непременно реалистично  и все его направления —  один сплошной реализм. Такой взгляд едва ли и не будет самым правильным. Надо лишь реализм не мыслить, как  нечто внешнее, как простое копирование  всего окружающего.

     Но  если понимать под реализмом некий  сознательный отбор наиболее типичных и примечательных содержаний жизни, то именно он, реализм, и окажется незыблемым основанием художества. Ведь понятие  реальности обнимает собою как внешний, так и внутренний мир, как предметы, так и психику, т.-е. обнимает собою  те два начала, объективное и субъективное, из которых и слагается художественное произведение. Оттого реалистом будет  и тот писатель, который правдиво изображает самый повседневный быт, и тот писатель, который воспроизводит  самые тонкие линии души, ее бесконечно-малые  величины, ее едва заметные и нежнейшие  нервы.

     Одной из разновидностей реализма является натурализм, т.е. приверженность уже не ко всей жизни, не к действительности вообще, а преимущественно к ее наиболее стихийным, низшим проявлениям, к той стороне человеческой природы, которая роднит нас с животными. Натуралист в литературе хочет приблизиться к натуралисту в науке: как и последний, он посвящает себя бесстрастному исследованию и изображению фактов; он стремится отожествить искусство с наукой, литературу — с естествознанием. И сама теория натурализма возникла, несомненно, под влиянием успехов науки, — так сказать, осененная и защищенная принципом эволюции. Натурализм не преображает, а протоколирует реальность. В этот свой точный, сухой и строгий отчет о ней он вносит идею механической причинной зависимости. У героя он отнимает свободу. Больше того: натурализм вообще — противник героического начала и поэтому обнаруживает стремление все и всех уравнивать. Рисуя жизнь как логическое, предопределенное сцепление событий, автор-натуралист запрещает себе испытывать по отношению к ней какие бы то ни было чувства, — не говоря уже о чувствительности. Он уподобляет себя наблюдателю или экспериментатору в лаборатории; он производит опыты над человеческим материалом. Он воздерживается, как и естествоиспытатель, от всякой моральной оценки, он добру и злу внимает равнодушно, не ведая ни жалости, ни гнева... Один из виднейших представителей натурализма, французский романист Эмиль Золя.

     И под пером Золя натурализм явно показал, как легко переходит он в грубейший  материализм и цинизм, как вырождается  в нем тот здоровый реализм, который  лежит в его основе.

     Золя  развивал теорию экранов, которая помогает ему различать три главные  литературные школы: «… всякое произведение искусства подобно окну, открытому  в мир; в раму окна вставлен своего рода прозрачный экран, сквозь который  можно видеть более или менее  искажённое изображение предметов  …». Классический экран, романтический, реалистический…

Реалистический  экран, позже всех «возникший в современном  искусстве… - это ровное, очень прозрачное стекло, не слишком чистое, дающее такие  точные изображения, какие только могут  быть воспроизведены на экране».

         Вывод Золя: «… признаюсь, что  все мои симпатии на стороне  реалистического; он удовлетворяет  моё разум, и в нём я ощущаю  безграничную красоту, прочную  и правдивую».

 

     РЕАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ: ТВОРЧЕСТВО Э. ЗОЛЯ.

 
 

     Во  время завершения промышленного  переворота, когда бурно развивались  техника, естественные науки, и это, казалось, открывало неожиданную  перспективу перед искусством: опираясь на науку, глубже проникнуть в жизнь.  Исходя из философии позитивизма  новое искусство стало смотреть на человека как на часть биологического мира, стремилось объяснить его поступки и душевные движения физиологической  организацией, влиянием внешней среды, раздражающей нервы, инстинктами, передающимися  из поколения в поколение.

     Именно  в это время стала складываться литературная теория Золя, получившая наименование «натурализм», которая поставила его во главе школы и во многом определила характер его зрелого творчества. Пропаганду натурализма Золя считал своей высокой миссией и выполнял её с большим упорством и темпераментом на протяжении многих лет. Его статьи по этому вопросу были объединены в сборники «Что мне ненавистно», «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты», «Натурализм в театре» и другие, опубликованные в разные года. Формированию теории Золя способствовало также личное его общение с выдающимися писателями реалистического направления – Флобером, Гонкурами, И.С. Тургеневым, подолгу жившим тогда в Париже, и близость к молодым художникам-импрессионистам – Полю Сезанну (который был другом детства Золя), Э. Мане, К. Моне, Дега и другим.

     Натурализм  для Золя – это искусство, отражающее объективную действительность, искусство жизненной правды, которую он отстаивал от всякого рода нереалистических течений, начиная с классицизма и романтизма и кончая декадентством, укреплявшимся в последней четверти ХIX века ( когда у импрессионистов стали проявляться декадентские черты, Золя порвал с ними). Искусство – по мысли Золя – должно быть поставлено на твёрдую научную основу; подобно науке, оно должно изучать только факты – ведь реальная действительность даёт художнику неисчерпаемый материал и служит неиссякаемым источником вдохновения.

     Для художника нет запретных сфер, он имеет право вторгаться в любые  стороны жизни, даже самые низменные, прежде считавшиеся « неэстетическими».

     В теории Золя содержится страстный призыв служить истине, вера в творческие силы человека. Но, увлёкшись философией позитивизма, он уподоблял человеческое общество неорганическому и животному  миру и не различал особых закономерностей  общественной жизни. « Те же законы управляют камнем на дороге и мозгом человека», - утверждал он.

     В теории человек сводился для него к «общему механизму природы», становился рабом своей биологической  сущности; например, наследственности и воздействующей на него «внешней среды»; в этом позитивистском понятии  не расчленялись природная среда  и среда социальная, чьё решающее влияние на формирование человеческой личности с такой глубиною исследовал Бальзак.

     Научный пафос, пронизывающий литературную теорию Золя, терял свою научность  при попытках объяснить жизнь  общества биологическими законами в  эпоху, когда уже были сделаны  великие открытия марксизма. Но знаменательно, что лучшее из созданного Золя как  художником прорывало его собственную  натуралистическую схему и поднималось  над ней.

     Первое  выступление Золя на новом поприще  натурализма было шумным. В 1867 году вышел его роман « Тереза Ракен», представляющий собой дерзкий физиологический  эксперимент  средствами литературы. Поле наблюдений здесь сознательно  сужено до крайности, приметы времени  почти отсутствуют, социальные и  политические вопросы отметены. Автор  как бы расчищает себе место для  проведения опыта, «эксперимента»: поместив своих персонажей в определённые обстоятельства, он хочет составить  бесстрастный отчёт об их « реакциях».  Как гласит предисловие ко второму  изданию. Романа, Золя видел «весь  смысл книги» в том, чтобы «изучить не характеры, а темпераменты», и  радовался, что читатели не обнаружили у его героев ничего похожего на душу. «Я просто-напросто исследовал два  живых тела, как хирург исследует  два трупа», - вызывающе заявляет он.  Поэтому Золя отказывается от нравственных оценок и, дразня буржуазных моралистов, ставит эпиграфом к отдельному изданию романа изречение:  « Порок  и добродетель такие же продукты, как купорос или сахар».

     Воспользовавшись  распространённым сюжетом буржуазной драмы и романа своего времени  – семейный «треугольник», супружеская  измена и преступление ради любви,  - Золя построил на его основе историю  «индивидов, которые всецело подвластны своим нервам и голосу крови, лишены способности свободно проявлять  свою волю и каждый поступок которых  обусловлен роковой властью их плоти». Тёмная плотская страсть  с роковой  неотвратимостью бросает Терезу в объятия Лорана и столь же неотвратимо ведёт к убийству мужа, мешающего к утолению этой страсти. В центре романа проблемы физиологии: неосознанные инстинкты и влечения, неврозы, истерия, внезапные вспышки  ненависти и страха. Золя всячески  подчёркивает животное начало в своих  героях – тупость Лорана, нравственную невменяемость Терезы; тень убитого  Камилла встала между ними и погасила их страсть, сделала вчерашних любовников врагами-сообщниками, боящимися взаимного  разоблачения, но никакой нравственной драмы они не переживают, у них  «никогда не хватило бы мужества на признание и искупление в возмездии».

Информация о работе Реализм и натурализм: творчество Э. Золя