Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:55, реферат
Эмиль Золя является одним из крупнейших писателей XIX века, автором более двадцати романов, создателем нового направления в литературе - натурализма. Кроме того Золя был известен своими резкими выступлениями против антинародных социальных реформ и преследований человека. И тем не менее этот перечень заслуг писателя не может в полной мере отразить его богатую событиями жизнь.
Введение…………………………………………………………..стр 3
Реализм и натурализм: творчество Э. Золя. ,………………….стр 5
Заключение. ……………………………………………………..стр 13
Литература. ………………………………………………………стр 15
Федеральное агентство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградский
Государственный
Педагогический Университет»
Факультет
социальной и коррекционной педагогики
Кафедра
русского языка и литературы
Контрольная работа по литературе на тему:
«Реализм и натурализм:
творчество
Э. Золя»
Волгоград
2010
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ.
О
жизни и творчестве Эмиля Золя
написаны сотни книг и статей. Среди
них яркие и проникновенные страницы,
оставленные его друзьями и современниками,
взволнованные и глубокие очерки
его поклонников и
Эмиль Золя является одним из крупнейших писателей XIX века, автором более двадцати романов, создателем нового направления в литературе - натурализма. Кроме того Золя был известен своими резкими выступлениями против антинародных социальных реформ и преследований человека. И тем не менее этот перечень заслуг писателя не может в полной мере отразить его богатую событиями жизнь.
"Самый
большой лирик нашего времени",
- сказал об Эмиле Золя Анатоль
Франс. Творчество Эмиля Золя
поражает нас своей
Как уже не раз было замечено, обновление искусства происходит с возникновением нового термина. Таким ключевым понятием для Эмиля Золя стал "натурализм", образованный от слова Natura - Природа.
Реализм, это — верность жизни, это — такая манера творчества, при которой оно возможно меньше отходит от действительности (действительность и реальность — одно и то же). Но ведь действительность можно понимать по разному, и в известном смысле ничего, кроме нее, и не существует и от действительности уйти некуда, так что все искусство и всякое искусство непременно реалистично и все его направления — один сплошной реализм. Такой взгляд едва ли и не будет самым правильным. Надо лишь реализм не мыслить, как нечто внешнее, как простое копирование всего окружающего.
Но
если понимать под реализмом некий
сознательный отбор наиболее типичных
и примечательных содержаний жизни,
то именно он, реализм, и окажется незыблемым
основанием художества. Ведь понятие
реальности обнимает собою как внешний,
так и внутренний мир, как предметы,
так и психику, т.-е. обнимает собою
те два начала, объективное и субъективное,
из которых и слагается
Одной из разновидностей реализма является натурализм, т.е. приверженность уже не ко всей жизни, не к действительности вообще, а преимущественно к ее наиболее стихийным, низшим проявлениям, к той стороне человеческой природы, которая роднит нас с животными. Натуралист в литературе хочет приблизиться к натуралисту в науке: как и последний, он посвящает себя бесстрастному исследованию и изображению фактов; он стремится отожествить искусство с наукой, литературу — с естествознанием. И сама теория натурализма возникла, несомненно, под влиянием успехов науки, — так сказать, осененная и защищенная принципом эволюции. Натурализм не преображает, а протоколирует реальность. В этот свой точный, сухой и строгий отчет о ней он вносит идею механической причинной зависимости. У героя он отнимает свободу. Больше того: натурализм вообще — противник героического начала и поэтому обнаруживает стремление все и всех уравнивать. Рисуя жизнь как логическое, предопределенное сцепление событий, автор-натуралист запрещает себе испытывать по отношению к ней какие бы то ни было чувства, — не говоря уже о чувствительности. Он уподобляет себя наблюдателю или экспериментатору в лаборатории; он производит опыты над человеческим материалом. Он воздерживается, как и естествоиспытатель, от всякой моральной оценки, он добру и злу внимает равнодушно, не ведая ни жалости, ни гнева... Один из виднейших представителей натурализма, французский романист Эмиль Золя.
И под пером Золя натурализм явно показал, как легко переходит он в грубейший материализм и цинизм, как вырождается в нем тот здоровый реализм, который лежит в его основе.
Золя развивал теорию экранов, которая помогает ему различать три главные литературные школы: «… всякое произведение искусства подобно окну, открытому в мир; в раму окна вставлен своего рода прозрачный экран, сквозь который можно видеть более или менее искажённое изображение предметов …». Классический экран, романтический, реалистический…
Реалистический экран, позже всех «возникший в современном искусстве… - это ровное, очень прозрачное стекло, не слишком чистое, дающее такие точные изображения, какие только могут быть воспроизведены на экране».
Вывод Золя: «… признаюсь, что
все мои симпатии на стороне
реалистического; он
РЕАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ: ТВОРЧЕСТВО Э. ЗОЛЯ.
Во время завершения промышленного переворота, когда бурно развивались техника, естественные науки, и это, казалось, открывало неожиданную перспективу перед искусством: опираясь на науку, глубже проникнуть в жизнь. Исходя из философии позитивизма новое искусство стало смотреть на человека как на часть биологического мира, стремилось объяснить его поступки и душевные движения физиологической организацией, влиянием внешней среды, раздражающей нервы, инстинктами, передающимися из поколения в поколение.
Именно в это время стала складываться литературная теория Золя, получившая наименование «натурализм», которая поставила его во главе школы и во многом определила характер его зрелого творчества. Пропаганду натурализма Золя считал своей высокой миссией и выполнял её с большим упорством и темпераментом на протяжении многих лет. Его статьи по этому вопросу были объединены в сборники «Что мне ненавистно», «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты», «Натурализм в театре» и другие, опубликованные в разные года. Формированию теории Золя способствовало также личное его общение с выдающимися писателями реалистического направления – Флобером, Гонкурами, И.С. Тургеневым, подолгу жившим тогда в Париже, и близость к молодым художникам-импрессионистам – Полю Сезанну (который был другом детства Золя), Э. Мане, К. Моне, Дега и другим.
Натурализм для Золя – это искусство, отражающее объективную действительность, искусство жизненной правды, которую он отстаивал от всякого рода нереалистических течений, начиная с классицизма и романтизма и кончая декадентством, укреплявшимся в последней четверти ХIX века ( когда у импрессионистов стали проявляться декадентские черты, Золя порвал с ними). Искусство – по мысли Золя – должно быть поставлено на твёрдую научную основу; подобно науке, оно должно изучать только факты – ведь реальная действительность даёт художнику неисчерпаемый материал и служит неиссякаемым источником вдохновения.
Для
художника нет запретных сфер,
он имеет право вторгаться в любые
стороны жизни, даже самые низменные,
прежде считавшиеся « неэстетическими»
В теории Золя содержится страстный призыв служить истине, вера в творческие силы человека. Но, увлёкшись философией позитивизма, он уподоблял человеческое общество неорганическому и животному миру и не различал особых закономерностей общественной жизни. « Те же законы управляют камнем на дороге и мозгом человека», - утверждал он.
В теории человек сводился для него к «общему механизму природы», становился рабом своей биологической сущности; например, наследственности и воздействующей на него «внешней среды»; в этом позитивистском понятии не расчленялись природная среда и среда социальная, чьё решающее влияние на формирование человеческой личности с такой глубиною исследовал Бальзак.
Научный
пафос, пронизывающий литературную
теорию Золя, терял свою научность
при попытках объяснить жизнь
общества биологическими законами в
эпоху, когда уже были сделаны
великие открытия марксизма. Но знаменательно,
что лучшее из созданного Золя как
художником прорывало его собственную
натуралистическую схему и
Первое выступление Золя на новом поприще натурализма было шумным. В 1867 году вышел его роман « Тереза Ракен», представляющий собой дерзкий физиологический эксперимент средствами литературы. Поле наблюдений здесь сознательно сужено до крайности, приметы времени почти отсутствуют, социальные и политические вопросы отметены. Автор как бы расчищает себе место для проведения опыта, «эксперимента»: поместив своих персонажей в определённые обстоятельства, он хочет составить бесстрастный отчёт об их « реакциях». Как гласит предисловие ко второму изданию. Романа, Золя видел «весь смысл книги» в том, чтобы «изучить не характеры, а темпераменты», и радовался, что читатели не обнаружили у его героев ничего похожего на душу. «Я просто-напросто исследовал два живых тела, как хирург исследует два трупа», - вызывающе заявляет он. Поэтому Золя отказывается от нравственных оценок и, дразня буржуазных моралистов, ставит эпиграфом к отдельному изданию романа изречение: « Порок и добродетель такие же продукты, как купорос или сахар».
Воспользовавшись распространённым сюжетом буржуазной драмы и романа своего времени – семейный «треугольник», супружеская измена и преступление ради любви, - Золя построил на его основе историю «индивидов, которые всецело подвластны своим нервам и голосу крови, лишены способности свободно проявлять свою волю и каждый поступок которых обусловлен роковой властью их плоти». Тёмная плотская страсть с роковой неотвратимостью бросает Терезу в объятия Лорана и столь же неотвратимо ведёт к убийству мужа, мешающего к утолению этой страсти. В центре романа проблемы физиологии: неосознанные инстинкты и влечения, неврозы, истерия, внезапные вспышки ненависти и страха. Золя всячески подчёркивает животное начало в своих героях – тупость Лорана, нравственную невменяемость Терезы; тень убитого Камилла встала между ними и погасила их страсть, сделала вчерашних любовников врагами-сообщниками, боящимися взаимного разоблачения, но никакой нравственной драмы они не переживают, у них «никогда не хватило бы мужества на признание и искупление в возмездии».
Информация о работе Реализм и натурализм: творчество Э. Золя