Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:36, контрольная работа
Художественная речь отличается не только значительной эмоциональной выразительностью, но и большим тяготением к ритмичности. Особенными свойствами ритма обладает речь стихотворная, но и речь прозаическая, также, в большей или меньшей степени, оказывается ритмичной.
Поэзия1 и проза2 — соотносительные понятия, употребляемые в смысле стихов3 и прозы, т. е. стихотворных и нестихотворных произведений художественной лит-ры, или в смысле противопоставления художественной лит-ры вообще (поэзия) лит-ре научной, публицистической, в основном стоящей вне искусства (проза).
Введение.………………………………………………………….стр. 3-4
Глава 1. Ритмизованная проза:
понятие « ритмизованная проза»...…………………стр. 5-6
«ритм в прозе» на примере анализа отрывка из повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»………………...стр. 7-8
Глава 2. Свободный стих (верлибр):
понятие «верлибр» ……………………………………стр. 9
ритм свободного стиха (верлибра) на примере анализа верлибра А.Блока «Она пришла с моро-за…»…………………стр.10-11
Заключение. Черты сходства и различия...…………………стр. 12-14
Библиогра-фия…………………………………………………….стр.15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.………………………………………
Глава 1. Ритмизованная проза:
Глава 2. Свободный стих (верлибр):
Заключение. Черты сходства и различия...…………………стр. 12-14
Библиография………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Художественная речь отличается не только значительной эмоциональной выразительностью, но и большим тяготением к ритмичности. Особенными свойствами ритма обладает речь стихотворная, но и речь прозаическая, также, в большей или меньшей степени, оказывается ритмичной.
Поэзия1 и проза2 — соотносительные понятия, употребляемые в смысле стихов3 и прозы, т. е. стихотворных и нестихотворных произведений художественной лит-ры, или в смысле противопоставления художественной лит-ры вообще (поэзия) лит-ре научной, публицистической, в основном стоящей вне искусства (проза).
Однако эмоциональная насыщенность содержания не всегда приводит писателя к созданию стихотворной поэзии в прямом и узком смысле слова. Иногда приподнятость настроений оказывается уделом писателя-прозаика, и он явно выходит тогда за границы прозы, не прибегая, однако к стихам, создавая то, что называется обычно ритмической прозой, или «стихотворением в прозе».
А одним из самых сильных и существенных средств выразительности, активно воздействующим на сознание слушателя, является ритм4.
Поэтический ритм вообще состоит в наличии и повторяющемся соотношении каких-либо элементов речевой интонации. Такими элементами ритма может быть: долгота опорных звуков в слогах слова, как в песенном стиле и в раннем греческом стихосложении; или акцент на опорном звуке слога, как в стихе силлабическом; или же акцент на ударных звуках слова, как в стихе силлабо-тоническом и «свободном». Соотношение ритмических единиц выражается их количественным сочетанием в определенные группы, которые тем самым оказываются более крупными единицами ритма.
В
данной работе предпринимается попытка
рассмотреть термины «ритмизованная проза»
и «свободный стих (верлибр)». Но, прежде
всего, ритм свободного стиха и ритм в
прозе. А также выяснить черты сходства
и различия между ритмизованной прозой
и верлибром, ссылаясь на примеры анализа
поэтических произведений в ходе работы
над этими вопросами.
ГЛАВА 1. Ритмизованная проза.
Ритмизованная проза - фонетически организованная проза (преимущественно ораторская) с ощутимой упорядоченностью ритма, наиболее явной перед синтаксическими паузами и после них, т.е. на стыке фраз и колонов. 2) В частности, проза с метрически правильным расположением ударений (обычно на каждом 3-м слоге), отличающаяся от стиха только отсутствием членения на стихотворные строки. Одна из форм, соединяющих приёмы поэзии и прозы.
Стилистический
термин РИТМИЗОВАННАЯ ПРОЗА долгое время
считался условным. Ещё в начале прошлого
века литературоведы пытались установить
закономерности ритма данного стиля, ошибочно
отталкиваясь от канонов поэтики. Однако
структурные особенности ритмической
прозы - глубже и своеобразнее, чем в стихах;
ритмическая проза представляется своеобразным
сочетанием признаков стиха и прозы, чем
и объясняется его наименование: обычно
мы называем прозой такие формы речи, которые
по своей организации противоположны
стиху. Явление лиризации прозы характерно
для литературных стилей, проникнутых
субъективизмом (романтизм, импрессионизм).
В литературоведении
термин РИТМЗОВАННАЯ ПРОЗА применяется
к небольшим прозаическим художественным
произведениям, в которых ощутимы определенные
стопные закономерности, присущие только
лирике, но отсутствует стихотворная организация
речи, основанная на строгих законах соразмерности.
Типическими признаками таких произведений
является их краткость, рудиментарный,
а иногда и вовсе отсутствующий сюжет,
изображение характера в отдельном его
проявлении, а не в относительно законченном
кругу событий, повышенная выразительность
повествовательного строя речи и, наконец,
ритмичность речи.
Действительность
в нем отражается изображением не столько
объективных явлений, сколько субъективного
переживания, вызванного тем или иным
явлением жизни. Отсюда и рудиментарность
сюжета, показ характера в его отдельном
состоянии, а не в цепи их, краткость и,
наконец, специфическая лиричность авторской
речи, ее индивидуально-эмоциональная
окраска. Речь произведения такого типа
характеризуется обилием и эмоциональностью
пауз, относительной самостоятельностью
слова, зачастую интонационно равного
целому предложению, обилием восклицательных
и вопросительных построений, богатством
эмфаз и т. д.
Лирически
окрашенная поэтическая речь в прозе,
дает весьма разнообразные виды, подчас
очень близкие к стиху, но не имеющие стиховой
ритмической организации и связанных
с ней явлений (константы, строфы, рифмы).
Строфы здесь представлены абзацами, длинноты каждого предложения не зависят друг от друга, внутренних созвучиях опираются на аллитерации, но единство ритмичности соблюдается на протяжении всего изложения. Проще говоря, если в лирике катрен - это обязательно четверостишье с кольцевой, смежной или перекрёстной концевой рифмой, а в сонете не может быть меньше или больше 14 стихов, то в ритмической прозе подобных "тисков" нет. Но, если первое предложение имеет трёхсложный размер, то весть текст должен быть подчинён этому размеру без отклонений на слепые (не имеющие ударной) стопы.
Ритмизованная проза – особая. Впервые ее свойства подробно проанализировал В.М.Жирмунский на примере пейзажных описаний в повестях Н.В.Гоголя: “Повторение начальных сочинительных или подчинительных союзов, другие формы анафоры и подхватывания слов, грамматико-синтаксический параллелизм соотносительных конструкций, наконец – наличие нерегулярных звуковых повторов, а также в некоторых случаях тенденция (отнюдь не обязательная!) к выравниванию числа слов, слогов или ударений и к отбору окончаний определенного типа создают основу для восприятия художественной прозы как прозы ритмической. <…>5
Иллюстрацией послужит
1. Знаете ли вы украинскую ночь?
2. О, вы не знаете украинской ночи!
3. Всмотритесь в нее.
4. С середины неба глядит месяц.
5. Необъятный небесный свод
6. раздался, раздвинулся еще необъятнее.
7. Горит и дышит он.
8. Земля вся в серебряном свете;
9. и чудный воздух
10. и прохладно-душен,
11. и полон неги,
12. и движет океан благоуханий.
13. Божественная ночь!
14. Очаровательная ночь!
Здесь риторические приемы
Кроме того, особую благозвучность гоголевской ритмизованной прозе придает членение речи на относительно равные отрезки, напоминающие стихи: в приведенном тексте большинство таких “стихов” содержат 2 или 3 полноударных слова. В стиховедении подобные “выровненные” отрезки, которыми обычно являются короткие простые предложения или части сложных предложений, именуются колонами (греч. “kolon” – часть, элемент), а их сочетания, напоминающие строфы, - периодами. Наряду с произведениями Гоголя среди образцов русской классической прозы такого рода ритмической благозвучностью выделяются произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, а также И.А.Бунина.
Ритмизованная
проза интересна, прежде всего, своей
неповторимой особенностью передавать
без погрешностей авторский стиль рассуждения
и авторские эмоции, в итоге получается
живая, не законсервированная неологизмами
и менторскими банальностями русская
речь.
ГЛАВА 2. Свободный стих (верлибр).
СВОБОДНЫЙ СТИХ (верлибр) (французское vers libre), нерифмованные стихи, расчлененные на стихотворные строки, но не обладающие постоянными признаками их соизмеримости; ближе всего к безрифменному акцентному стиху, но иногда и к более четким ритмам (разностопный дольник и пр.).
Нередко можно столкнуться с мнением, что такого рода стихи - это, в сущности, поделенная на строки проза, ибо, если записать их как прозу, трудно или даже невозможно догадаться об их «стихотворности». Но пусть даже это и так, все, же перед нами именно стихи, которые стихотворны по самой своей природе. И если записать и прочитать их как прозу, они, в частности, будут звучать неестественно, с какой-то комической выспренностью (между тем как стихи эти фразы серьезны и просты). С другой стороны, в этих стихах - как и в стихах, вообще - нельзя ничего изменить, нельзя переставить ни одного слова, не разрушив их поэтической цельности. Словом, в этих стихах, лишенных многих типичных признаков стихосложения: размера, рифм, даже равновеликости или равноударности строк и т. п. - все-таки есть какая-то внутренняя закономерность.
Русский свободный стих почти еще не изучался; специальные работы о нем впервые появились лишь в последнее время. Это обусловлено, без сомнения, именно тем, что в общем: объеме русской поэзии верлибр занимает весьма незначительное место. Однако изучение природы свободного стиха может много дать для понимания стиха вообще. Ибо в верлибре, лишенном целого ряда типичных стиховых средств, природа стиха - или, точнее, определенные ее стороны - выступает более явственно. Так, именно потому, что свободный стих предстает как просто поделенная сильными паузами на более или менее соизмеримые (или, точнее, сопоставимые) отрезки речь, становится очевидной одна очень существенная черта стиха.
Верлибр - не отсутствие системы, а, напротив, чрезвычайно сложная система, можно сказать, метасистема. Для того чтобы понять это, проанализируем один из самых известных верлибров Блока. Чтобы было понятно и наглядно, приводим его полностью, пронумеровав строки:
1. Она пришла с мороза,
2. Раскрасневшаяся,
3. Наполнила комнату
4. Ароматом воздуха и духов,
5. Звонким голосом
6. И совсем неуважительной к занятиям
7. Болтовней.
8. Она немедленно уронила на пол
9. Толстый том художественного журнала,
10. И сейчас же стало казаться,
11. Что в моей большой комнате
12. Очень мало места.
13. Все это было немножко досадно
14. И довольно нелепо.
15. Впрочем, она захотела,
16. Чтобы я читал ей вслух "Макбета".
17. Едва дойдя до пузырей земли,
18. О которых я не могу говорить без волнения,
19.
Я заметил, что она тоже
20. И внимательно смотрит в окно.
21.
Оказалось, что большой
22. С трудом лепится по краю крыши,
23.
Подстерегая целующихся
24. Я рассердился больше всего на то,
25. Что целовались не мы, а голуби,
26. И что прошли времена Паоло и Франчески.
Посмотрим: строка 1 - чистейший 3-стопный ямб. Более того, это метрическая автоцитата из стихов "второго тома":
Она пришла с заката.
Был плащ ее заколот
Цветком нездешних стран.
Звала меня куда-то
В бесцельный зимний холод
И в северный туман.
Разбираемое
стихотворение находится в
Информация о работе Ритмизованная проза и свободный стих (верлибр). Черты сходства и различия