Ритмизованная проза и свободный стих (верлибр). Черты сходства и различия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:36, контрольная работа

Описание

Художественная речь отличается не только значительной эмоциональной выразительностью, но и большим тяготением к ритмичности. Особенными свойствами ритма обладает речь стихотворная, но и речь прозаическая, также, в большей или меньшей степени, оказывается ритмичной.
Поэзия1 и проза2 — соотносительные понятия, употребляемые в смысле стихов3 и прозы, т. е. стихотворных и нестихотворных произведений художественной лит-ры, или в смысле противопоставления художественной лит-ры вообще (поэзия) лит-ре научной, публицистической, в основном стоящей вне искусства (проза).

Содержание

Введение.………………………………………………………….стр. 3-4
Глава 1. Ритмизованная проза:
 понятие « ритмизованная проза»...…………………стр. 5-6
 «ритм в прозе» на примере анализа отрывка из повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»………………...стр. 7-8
Глава 2. Свободный стих (верлибр):
 понятие «верлибр» ……………………………………стр. 9
 ритм свободного стиха (верлибра) на примере анализа верлибра А.Блока «Она пришла с моро-за…»…………………стр.10-11
Заключение. Черты сходства и различия...…………………стр. 12-14
Библиогра-фия…………………………………………………….стр.15

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

      Как видно, строки здесь содержат от трех до тринадцати слогов, строфы (во всем стихотворении) – от четырех до семи строк, рифм нет, окончания стихов и мужские, и женские, и дактилические. Однако стихотворение делится на отдельные строки, в конце каждой из них ощутима сильная пауза, благодаря ее наличию отчетливо ощущается, что 6-я и 7-я строки связаны переносом, характерным для стиха, а не для прозы.

      Всё стихотворение Блока и любой  верлибр состоит из строк, соответствующих, "омонимичных" различным стихотворным размерам, - в этом суть верлибра как системы систем.

           Поэт отнюдь не просто делил, резал на куски прозу, но создавал по-своему замкнутые в себе словосочетания, каждое из которых предстает как стих, соизмеримый с предшествующим и последующим стихами именно потому, что они тоже являются замкнутыми в себе элементами данного стихотворения, обладают известной общностью строения, интонации, звуковой окраски, не говоря уже об их смысловом единстве и взаимодействии.  
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Черты сходства и различия.

      В стихе ритмическая закономерность выступает как единый исходный принцип развертывания речи, который изначально задан и вновь и вновь «возвращается» в каждой следующей вариации. В прозе же ритмическое единство гораздо более результативно, оно — итог речевого развертывания, а предпосылки и исходные установки этого итога не получают отчетливого речевого выражения. В прозе — единство, кристаллизующееся из многообразия. В стихе, напротив, многообразие, развивающееся из ясно провозглашенного и непосредственно выраженного единства. 
          С этой точки зрения свободный стих
именно потому является стихом и даже наиболее ярко раскрывает его специфику, что при минимальном равенстве сопоставляемых речевых единиц в нем с максимальной отчетливостью проявляется структурообразующий принцип их приравнивания и двойной сегментации: ритмического деления на стихи-строки я синтаксического — на предложения и синтагмы.

          А ритмизованная проза, наоборот, воспринимается как особая разновидность именно прозы, т.к. при максимальном количестве раличного рода повторов и связанного с ним равенства в строении речевых синтаксических единиц, в нем отсутствует двойное членение и заданная равномерность ритмических членов. В ритмической прозе единообразие и повторяемость как определенным образом мотивированные особенности, но не заданные как общий закон речевого устройства. Законом же художественной прозы является речевое многообразие и различие с проясняющимися границами и внутренним центром. 
         В ритмизованной речи количество ударений (считают ударение на слово) в каждом такте примерно одинаково. Речь, построенная на равенстве словных ударений, имеет эстетическую ценность; ее приятно слушать.

      Форма свободного стиха – явление сложное. И сложность эта возрастает оттого, что она близка к прозаической, что граница между ними очень зыбкая, и надо уметь почувствовать её. 

          И свободный стих и ритмизованная проза отличаются наличием таких больших и малых единиц. В стихе большой ритмической единицей является стихотворная строка, которая отделяется от предыдущей и последующей паузой, ударением, а нередко и повторением звуков (рифмой) и которая может не совпадать в своих границах с фонетическими предложениями речи, ограниченными синтаксическими паузами.

      Постоянная  обязательная пауза в конце строчки, имеющая совершенно независимое от членения фразы ритмическое значение, называется «константой» и является основным отличительным признаком стиха по сравнению с ритмической прозой. В ритмической прозе такой самостоятельной паузы нет; там большой ритмической единицей является обычно фонетическое предложение, т. е. смысловая часть фразы, ограниченная смысловыми паузами.

          Итак, некоторые выводы. 
           1)  Ритм свободного стиха, как и ритм прозы, создается, прежде всего, потоком синтагм, которые при всём своём разнообразии в слоговом и интонационном строении обнаруживают определённое сходство (ограниченный слоговой объём, периодическая смена повышений и понижений голоса).                                                                               
            2)  Можно говорить о близости ритма свободного стиха и ритма прозы, но нельзя говорить об их полном совпадении. Одно из проявлений существенного отличия между ними выражается в преобладании в свободном стихе синтагм с меньшим слоговым объёмом. 
            3)  Свободный стих сохраняет ряд существенных особенностей именно стихотворной речи, хотя и ослабляющей черты симметричности речи, присущие стиху. 

        4)  В ритмизованной прозе наблюдается переходная форма, еще далекую от симметричности стиха, но в то же время позволяющую ощутить повышенную ритмичность прозаического текста.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Беленький Г. "Ритмическая проза в лирике "золотого века".
  2. Виноградов В. О художественной прозе, М.—Л., 1930
  3. Лихачёв Д. "Организация художественной речи в литературе".
  4. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. Воронеж,1991.
  5. Потебня А. А. Из записок по теории словесности, Харьков, 1905
  6. Тимофеев Л. Теория литературы, М.—Л., 1934, гл. V
  7. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.,1996.
  8. Томашевский Б.В. О стихе, Статьи, (Л.), 1929
  9. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. - М., 1965.
  10. Антология русского верлибра / Сост. Орлицкий Ю. Б. - М., 1989.
  11. Литература: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся/ С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988.
  12. Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.: Рус.яз., 1988.
  13. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И.Новиков. – М.: Педагогика, 1988.
  14. БСЭ. — М.: Советская энциклопедия, 1970-77.
  15. Сайт http://lib.ru/
  16. Сайт http://www.philol.msu.ru
  17. Сайт http://feb-web.ru

       
       

Информация о работе Ритмизованная проза и свободный стих (верлибр). Черты сходства и различия