Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:36, контрольная работа
Художественная речь отличается не только значительной эмоциональной выразительностью, но и большим тяготением к ритмичности. Особенными свойствами ритма обладает речь стихотворная, но и речь прозаическая, также, в большей или меньшей степени, оказывается ритмичной.
Поэзия1 и проза2 — соотносительные понятия, употребляемые в смысле стихов3 и прозы, т. е. стихотворных и нестихотворных произведений художественной лит-ры, или в смысле противопоставления художественной лит-ры вообще (поэзия) лит-ре научной, публицистической, в основном стоящей вне искусства (проза).
Введение.………………………………………………………….стр. 3-4
Глава 1. Ритмизованная проза:
понятие « ритмизованная проза»...…………………стр. 5-6
«ритм в прозе» на примере анализа отрывка из повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»………………...стр. 7-8
Глава 2. Свободный стих (верлибр):
понятие «верлибр» ……………………………………стр. 9
ритм свободного стиха (верлибра) на примере анализа верлибра А.Блока «Она пришла с моро-за…»…………………стр.10-11
Заключение. Черты сходства и различия...…………………стр. 12-14
Библиогра-фия…………………………………………………….стр.15
Как видно, строки здесь содержат от трех до тринадцати слогов, строфы (во всем стихотворении) – от четырех до семи строк, рифм нет, окончания стихов и мужские, и женские, и дактилические. Однако стихотворение делится на отдельные строки, в конце каждой из них ощутима сильная пауза, благодаря ее наличию отчетливо ощущается, что 6-я и 7-я строки связаны переносом, характерным для стиха, а не для прозы.
Всё стихотворение Блока и любой верлибр состоит из строк, соответствующих, "омонимичных" различным стихотворным размерам, - в этом суть верлибра как системы систем.
Поэт отнюдь не просто делил, резал на
куски прозу, но создавал по-своему замкнутые
в себе словосочетания, каждое из которых
предстает как стих, соизмеримый с предшествующим
и последующим стихами именно потому,
что они тоже являются замкнутыми в себе
элементами данного стихотворения, обладают
известной общностью строения, интонации,
звуковой окраски, не говоря уже об их
смысловом единстве и взаимодействии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Черты сходства и различия.
В
стихе ритмическая
С этой точки
зрения свободный стих
А ритмизованная проза, наоборот, воспринимается
как особая разновидность именно прозы,
т.к. при максимальном количестве раличного
рода повторов и связанного с ним равенства
в строении речевых синтаксических единиц,
в нем отсутствует двойное членение и заданная
равномерность ритмических членов. В ритмической
прозе единообразие и повторяемость как
определенным образом мотивированные
особенности, но не заданные как общий
закон речевого устройства. Законом же
художественной прозы является речевое
многообразие и различие с проясняющимися
границами и внутренним центром.
В ритмизованной
речи количество ударений (считают ударение
на слово) в каждом такте примерно одинаково.
Речь, построенная на равенстве словных
ударений, имеет эстетическую ценность;
ее приятно слушать.
Форма свободного стиха – явление сложное. И сложность эта возрастает оттого, что она близка к прозаической, что граница между ними очень зыбкая, и надо уметь почувствовать её.
И свободный стих и ритмизованная проза отличаются наличием таких больших и малых единиц. В стихе большой ритмической единицей является стихотворная строка, которая отделяется от предыдущей и последующей паузой, ударением, а нередко и повторением звуков (рифмой) и которая может не совпадать в своих границах с фонетическими предложениями речи, ограниченными синтаксическими паузами.
Постоянная обязательная пауза в конце строчки, имеющая совершенно независимое от членения фразы ритмическое значение, называется «константой» и является основным отличительным признаком стиха по сравнению с ритмической прозой. В ритмической прозе такой самостоятельной паузы нет; там большой ритмической единицей является обычно фонетическое предложение, т. е. смысловая часть фразы, ограниченная смысловыми паузами.
Итак,
некоторые выводы.
1) Ритм свободного стиха, как и ритм прозы,
создается, прежде всего, потоком синтагм,
которые при всём своём разнообразии в
слоговом и интонационном строении обнаруживают
определённое сходство (ограниченный
слоговой объём, периодическая смена повышений
и понижений голоса).
2) Можно говорить о близости ритма свободного
стиха и ритма прозы, но нельзя говорить
об их полном совпадении. Одно из проявлений
существенного отличия между ними выражается
в преобладании в свободном стихе синтагм
с меньшим слоговым объёмом.
3) Свободный стих сохраняет ряд существенных
особенностей именно стихотворной речи,
хотя и ослабляющей черты симметричности
речи, присущие стиху.
4) В ритмизованной прозе наблюдается переходная
форма, еще далекую от симметричности
стиха, но в то же время позволяющую ощутить
повышенную ритмичность прозаического
текста.
БИБЛИОГРАФИЯ
Информация о работе Ритмизованная проза и свободный стих (верлибр). Черты сходства и различия