Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:31, реферат
Труд профессора кафедры славянских языков и литературы Колумбийского университета Ирины Рейфман посвящен анализу и систематизации сведений о роли дуэли в русской культуре и литературе. Несмотря на существующие сложности при сборе информации о феномене дуэли и неоднозначность существующих исторических и литературных источников, Рейфман пытается создать объективную картину дуэльной традиции в России, абстрагируясь от исторических субъективных оценок и культурных предрассудков.
Введение. 3
Дуэль как акт агрессии. 4
Краткая история дуэли в России. Дуэль и физическая неприкосновенность. 6
Русская литература XVII века: зарождение дуэльного дискурса. 8
А.Бестужев-Марлинский: бретер и апологет дуэли. 9
Как воздержаться от дуэли: поединок в произведениях Достоевского. 10
Заключение. 11
Источники. 12
Вопросы, исследуемые Достоевским в его ранних произведениях, связаны с проблемой идентичности. Его герои сталкиваются с необходимостью защищать целостность и неприкосновенность своей личности. Сталкиваясь с проблемой дуэли, наиболее благородные герои Достоевского открывают в себе лучшие качества и используют дуэльный опыт как инструмент самосовершенствования.
В публицистических трудах Достоевского раскрываются его убеждения, что дуэль в России призвана компенсировать отсутствие альтернативных средств охраны чести. Закон, по его мнению, адекватной защиты не предоставлял.
Отличительная особенность дуэлей в произведениях Достоевского – это то, что они никогда не завершаются окончательно. Писатель верил, что в будущем в России появятся более действенные и гуманные формы защиты чести, пока его герои были вынуждены довольствоваться существующей несовершенной дуэльной традицией. С точки зрения Достоевского, наличие этой традиции было лучше, чем абсолютное отсутствие форм защиты личного пространства индивидуума.
И.Рейфман видит причины устойчивого интереса к дуэли и ее престижа в русском сознании в способности охранять автономию личности в государстве, где отсутствовали гаранты личной неприкосновенности.
Идеи Достоевского о защите своего личного пространства стали особенно актуальны после Октябрьской революции, когда права личности все больше нарушались набирающим силы тоталитарным строем. Чем враждебнее к личности становился режим, тем сильнее привлекали русских героические образы дуэлянтов прошлого. Писатели этого периода почитали дуэль наилучшим способом борьбы против нарушения прав личности, а смерть кодекса чести рассматривали как признак нравственного распада русского общества.
Тем не менее катаклизмы начала XX века прервали дуэльную традицию, идущую еще с допетровских времен, а дуэль как тема литературных произведений практически исчезла из поля зрения русских писателей. Появился и победил герой, свободный от кодекса чести.
Только после распада Советского Союза снова появился определенный интерес к прошлому – к родословным, геральдике и, конечно, дуэли. Так дуэльная традиция снова стала популярной темой исследований в области культуры, литературы, этики и истории.
1. Рейфман И. Ритуализованная агрессия : Дуэль в русской культуре и литературе / Рейфман Ирина ; И. Рейфман; Авториз. пер. Е.А. Белоусовой. - М. : Новое лит. обозрение, 2002 ; : Новое лит. обозрение. - 327 с. - (Научная библиотека) (Новое литературное обозрение Научное приложение ; Вып.32). - ISBN 5-86793-165-X.
Информация о работе Ритуализированная агрессия: дуэль в русской культуре и литературе