Родины в лирике М. Цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:24, доклад

Описание

В это время в Цветаевой все более растет и укрепляется живой интерес к тому, что происходит на покинутой Родине. За границей поэтесса следит за событиями, происходящими в России. Она пишет «стихи к Чехии», полные гражданского негодования в связи с отторжением от Чехословакии Судетской области, пишет стихи о челюскинцах, гордится, что они - русские.

Работа состоит из  1 файл

Сафронова Юлия 11.docx

— 36.58 Кб (Скачать документ)

О неподатливый язык!

Чего бы попросту - мужик,

Пойми, певал и до меня:

-Россия, родина моя!

Обширно и ещё не всё  собрано творческое наследие Марины Цветаевой. Оно принадлежит не только русской литературе. Но, конечно  нам особенно близко и дорого в  её наследии то, что связывает поэта  с родной землёй, с традициями отечественной  культуры и традициями народности, в чём щедро проявились могучая  сила таланта и незаурядность  характера Цветаевой.

 

 

 

 

 

 

Сафронова Юлия 11 «А»

Лирика Б.Постернака

 

Каждый поэт отличается "лица необщим выраженьем". Б. Пастернак - один из самых самобытных поэтов серебряного века. В чем же своеобразие его лирики?

Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе, однако увидена она поэтом настолько  своеобычно, что в ряде произведений она предстает абсолютно неузнаваемой:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

 

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

 

Время года обозначено четко - "февраль", однако на описание прихода  весны это стихотворение совсем не похоже. И не только потому, что  грачей, бросающихся в лужи, представить  себе невозможно. Такое впечатление, что поэт говорит главным образом  не о природе, но одновременно и о  состоянии человека, и о творческом процессе. Ощущение этого единства и создает такие оригинальные образы.

Интересно в поэзии Б. Пастернака еще и то, что природа здесь - не объект изображения, а главный  герой. Природа у Б. Пастернака в  самом прямом смысле этого слова  живет своей жизнью, она чувствует  и мыслит. Природа - самобытная неповторимая личность, со всеми присущими человеку чертами:

И вот ты входишь в березняк,

Вы всматриваетесь друг в дружку.

И лес шелушится, и каплями

Роняет струящийся пот.

 

Мир природы - многолюдное  и многоликое сборище. Свойственное и другим поэтам уподобление природы  человеку достигает у Б. Пастернака такого предела, что пейзаж выступает  в роли наставника и нравственного  образца, спасения и утешения ("На свете нет тоски такой, которой  снег бы не вылечивал").

Природа и человек у  Б. Пастернака едины как проявления стихии жизни, не знающей границ и  перегородок. Отсюда следует совершенно уникальный ход поэтической мысли. "Роняет лес багряный свой убор", - такова классическая формула осени  и в то же время классический пример олицетворения, когда человек сравнивается с природой. У Б. Пастернака все  совершенно иначе: "Ты так же сбрасываешь  платье, как роща сбрасывает листья...", "Твой смысл, как воздух, бескорыстен...". Здесь человек определяется через  природу, в сравнении с нею  обретает свое место в мире.

Такой взгляд на взаимоотношения  человека и природы создает в  поэзии Б. Пастернака совершенно неповторимый метафорический строй. Метафора у Б. Пастернака воплощает связь явлений. Ведь когда все явления существуют по отдельности, на своих местах, - это  неправда и отсутствие жизни. Творческий принцип поэта таков:

 

Перегородок тонкоребрость

Пройду насквозь, пройду, как свет,

Пройду, как образ входит в образ

И как предмет сечет предмет.

 

Только смешение границ, порыв, движение - подлинная жизнь. Поэтому  Б. Пастернак уверен, что два предмета, расположенные рядом, тесно взаимодействуют, проникают друг в друга, и потому он связывает их. Но связывает их не по сходству, а по смежности, по близости в пространстве:

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы.

 

Последняя строка позволяет  понять, почему "даль пугается" и "дом упасть боится": они тоже только что "выписались из больницы", как человек, от узелка которого засинел  воздух.

Прибегая к таким метафорам, Б. Пастернак стремится прежде всего взглянуть на мир по-новому, освободить его от шелухи литературных штампов. В поисках новых слов, способных вернуть миру первозданную свежесть, поэт активно обращается к живой разговорной речи, к языку повседневности. О самом возвышенном он говорит простыми словами, как-то очень по-домашнему. Вот как передает поэт, например, величие Кавказских гор: "Кавказ был весь, как на ладони, и весь, как смятая постель". И даже о поэзии он говорит подчеркнуто прозаично и нелитературно:

 

Этим звездам к лицу б хохотать,

ан вселенная - место глухое.

 

За полвека литературной работы в творчестве Б. Пастернака многое менялось. Но были принципы, которым  поэт оставался верен всю жизнь. Одно из таких глубоких убеждений  заключалось в том, что истинное искусство всегда больше самого себя, потому что говорит о величии жизни и человека в ней. Этим убеждением и определяется своеобразие лирики Б. Пастернака.

 

Анализ  стихотворения  Б.Л.Пастернака.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

 Б.Л.Пастернак  –  крупнейший поэт ХХ века, лауреат   Нобелевской премии. В тяжелые   для Пастернака шестидесятые  годы он написал одно из  замечательных стихотворений   – «Во всем мне хочется дойти  до самой сути», которое заставило  меня о многом задуматься.

 В своих стихах Б.Пастернак  пытается дойти до самой   сути, найти ниточку, которая приведет  к ответу на волнующие его  вопросы.

 

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать. Чувствовать, любить,

Свершать  открытья.

 

 И ему это  удалось.  Прочитав философскую лирику  поэта, вывод можно сделать  лишь один: ничто живое не вечно.  Вечны только нравственные ценности, время, вселенная.

 Афористическую  фразу  Пастернака «Во всем мне   хочется дойти до самой сути»  я понимаю как цель поэта уловить и передать в стихах  подлинность настроения. Состояния души. Чтобы этого достигнуть, разумеется. Поверхностного взгляда недостаточно. Автор во всем хочет дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До  сущности протекших дней,

До  их причины,

До  оснований, до корней.

До  сердцевины.

 

 Мне нравятся стихотворения  Пастернака не только потому, что могу найти в них   исчерпывающие ответы на вопросы,  но и потому, что я могу насладиться   их художественным совершенством.  Мне нравится умение поэта  найти совершенно неожиданные  сравнения. Такие яркие. Точные.

Я б  разбивал стихи, как сад.

Всей  дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.

 

Только настоящий  мастер может так живо воссоздать картины  природы, ощущения человека.

 Пастернак умеет   находить связь между далекими  явлениями  и событиями. Сочетать  воздушное  и земное: « скрещение  судьбы» и «скрещение рук», ангел  и соблазн.

 Стихи Б.Пастернака  наполнены изящными метафорами: «я б разбивал стихи, как  сад», в стихи б я внес дыханье  роз», « места и главы жизни…  отчеркивая на полях».

 Эпиграфом к  своему  стихотворению Пастернак  взял  слова Марселя Пруста: «  Книга  – это большое кладбище, где  на многих плитах уже не  прочесть стершихся имен». Стихи  Пастернака живы, кладбищем они  не стали.

 Когда читаешь  стихотворения  Бориса Леонидовича, задумываешься  над смыслом жизни. Глубже вникаешь  во многие философские  вопросы.

 Мне он помог   дойти «до самой сути» тех   вещей, которые раньше казались  неясными.

«Мне хочется домой, в  огромность…»

Стихотворение из открывающего сборник «Второе рождение» цикла  «Волны» Знаменует собой возврат  поэта «к себе домой» - к лирике, преодоление  им творческого кризиса. Готовность принять современность со всеми  ее противоречиями в залог будущего внимания с ее стороны к человеку («тех ради будущих безумств») пронизывает  стихотворение, хотя современность  здесь представлена не лучшими своими сторонами: в метафорическом строе  произведения множество реалий тех  лет. В этот период особое значение для Пастернака приобретает понятие  «высшего начала», «упряжи» («И я приму  тебя как упряжь...»), в борьбе с  которым - ив подчинении которому только и возможен духовный рост. Охулки на руки не класть - не упускать своей выгоды.


Информация о работе Родины в лирике М. Цветаевой