Роль Ломоносова в развитии русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:16, реферат

Описание

М.В.Ломоносов много сделал для русского языка и литературы. Его первые поэтические произведения были присланы еще из-за границы вместе с «Отчетами» в Академию наук: французский перевод в стихах «Оды Фенелона» и оригинальная «Ода на взятие Хотина», к которой прилагалось «Письмо о правилах российского стихотворства». В сущности, этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием. Литературное творчество Ломоносова основывалось на теории классицизма, с которой он познакомился в Германии и которая доминировала тогда всюду в Европе. Эту теорию Ломоносов ввел и в русскую литературу, где она и господствовала на протяжении XVIII века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. 4
2.ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. 7
3.СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ. 12
4.ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ. 15
5.Личность в правовом государстве. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 21

Работа состоит из  1 файл

Роль Ломоносова в русском языке.docx

— 43.39 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОУ ВПО «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
     
     

РЕФЕРАТ

По литературе на тему:

«Роль Ломоносова в развитии русского языка» 
 
 
 

Выполнила: студентка Иванова А.И.

Проверила: преп. Петрова И.С. 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ЧЕЛОВЕК,  ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. 4

2.ПОНЯТИЕ  ЛИЧНОСТИ. 7

3.СОЦИАЛИЗАЦИЯ  ЛИЧНОСТИ. 12

4.ПРОБЛЕМА  РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ  СТУДЕНТОВ. 15

5.Личность  в правовом государстве. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 21 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       М.В.Ломоносов  много сделал для русского языка  и литературы. Его первые поэтические  произведения были присланы еще из-за границы вместе с «Отчетами» в  Академию наук: французский перевод  в стихах «Оды Фенелона» и оригинальная «Ода на взятие Хотина», к которой  прилагалось «Письмо о правилах российского стихотворства». В сущности, этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым  языком, отчасти и с новым содержанием. Литературное творчество Ломоносова основывалось на теории классицизма, с которой  он познакомился в Германии и которая  доминировала тогда всюду в Европе. Эту теорию Ломоносов ввел и в  русскую литературу, где она и  господствовала на протяжении XVIII века.  
В сфере русской поэзии Ломоносов является реформатором — преобразователем литературного языка и стихосложения, родоначальником новых литературных форм.

       К изучению русской грамматики Ломоносов  применил строгие научные приемы, впервые определенно и точно  сформулировав соотношение церковнославянской и исконно русской лексики.  
Этим ученый положил начало преобразованию литературного языка, круто изменив и обеспечив этим его дальнейшее развитие.

 

1.Биография Ломоносова.

       Первый  русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник. Родился  Ломоносов 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской  волости около села Холмогоры  Архангельской губернии, в семье  крестьянина-помора Василия Дорофеевича  Ломоносова, занимавшегося морским  промыслом на собственных судах. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех  Ломоносова вторая была "злая и завистливая". О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Лучшими моментами в детстве  были поездки с отцом в море. Еще от матери Ломоносов научился читать. "Вратами учености" для  него делаются откуда-то добытые им книги: "Грамматика" Смотрицкого, "Арифметика" Магницкого, "Стихотворная Псалтырь" Симеона Полоцкого.

       В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730, с ведома отца, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился "в  бегах". Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при  Заиконоспасском монастыре ("Спасские школы"). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился  с тогдашней "наукой". В 1735 в  числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в  Петербург для зачисления в Академический  университет. В 1736 трое из способных  учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в  Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, около года в Фрейберге, около года провел в  переездах, был в Голландии. Женился  еще за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь  Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.

       В июне 1741 (по другим сведениям в январе 1742) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом  АН по физическому классу, а в  августе 1745 стал первым русским, избранным  на должность профессора (академика) химии. В 1745 он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском  языке, а в 1746 - о наборе студентов  из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. Одновременно занимается физикой  и химией, печатает на латинском  языке научные трактаты. В 1748 при  Академии возникают Исторический Департамент  и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя  его в умышленном принижении в  научных исследованиях русского народа. В этом же году для Ломоносова была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория. В 1749 в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит "Слово  похвальное императрице Елизавете  Петровне", имевшее большой успех, и начинает пользоваться большим  вниманием при Дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы графом И.И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит Шумахер. В 1753, при помощи Шувалова, Ломоносову удается получить привилегию на основание фабрики мозаики и бисера и 211 душ, с землей, в Копорском уезде. В 1755, под влиянием Ломоносова, открывается Московский университет. В 1756 отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1758 Ломоносову было поручено "смотрение" за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление "Атласа Российского". В 1759 он занят устройством гимназии, опять отстаивая права низших сословий на образование. В 1763 избран членом Российской Академии художеств. В 1764, под влиянием его сочинения "О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном", снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук. Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля (по старому стилю - 4 апреля) 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

       Среди работ Ломоносова - работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование  у нее атмосферы), геофизики (исследования земного тяготения), геологии и минералогии (доказал органическое происхождение  почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря), разработка технологии получения  цветного стекла (среди мозаичных  портретов его работы - портрет  Петра I; монументальная, около 4,8 м 6,44 м, мозаика "Полтавская баталия", 1762 - 1764). Среди научных трудов - "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739, опубликовано в 1778), "Размышления  о причине теплоты и холода" (1744), "Слово о рождении металлов от трясения Земли" (1757), "О слоях  земных" (конец 1750-х годов, опубликована в 1763), "Российская грамматика" (1755, опубликована в 1757; первая научная грамматика русского языка), "О происхождении  света, новую теорию о цветах представляющее" (1756), "О рождении металлов от трясения земли" (1757), "Предисловие о пользе книг церковных в российском языке" (1758), "Рассуждения о большой  точности морского пути" (1759), "Краткий  Российский летописец с родословием" (1760, перечень важнейших событий  до эпохи Петра I включительно), "Явление  Венеры на солнце наблюденное" (1761), "О сохранении и размножении  российского народа" (1761, трактат), "Первые основания металлургии  или рудных дел" (1763; руководство  было выпущена огромным для того времени  тиражом - 1225 экземпляров), "О явлениях воздушных от электрической силы происходящих" (1763), "Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года" (1 и 2 части, опубликована в 1766). Среди литературного наследия Ломоносова - послания, идиллии, эпиграммы, оды, поэмы, трагедии: "На взятие Хотина" (1739, ода, опубликована в 1751), "Ода на торжественный праздник рождения Императора Иоанна III" и "Первые трофеи Его Величества Иоанна III чрез преславную над шведами победу" (1741, обе оды составляют библиографическую редкость, так как подверглись общей участи - истреблению всего, что относилось ко времени императора Иоанна Антоновича), "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния" (1743, ода), "Утреннее размышление о Божием величестве" (1743, ода), "Тамира и Селим" (1750, трагедия), "Демофонт" (1752, трагедия), "Письмо о пользе стекла" (1753, стихотворение), "Гимн бороде" (1757, сатира), "Петр Великий" (1760, поэма не закончена).

 

       

2. Русский литературный язык второй половиныXVIII века.

       XVIII век — время расцвета русской культуры, науки и литературы. В 1725 г. открылась Академия Наук с гимназией и университетом. С 1727 г. начинают выходить «Санкт-Петербургские ведомости» с «Примечаниями», где печатаются научные сочинения. В Академии работают В. К. Тредиаковский, В. Е. Адодуров, М. В. Ломоносов, ботаник и этнограф С. П. Крашенинников, физики Г. В. Крафт и Р. В. Рихман, крупнейший математик XVIII в. Л. Эйлер и др. В 1755 г. открывается Московский университет с гимназией, в 1757 г. — Академия художеств.

       Важную  роль в развитии общественно-политической и философской мысли в России сыграли просветители XVIII в.: М. В. Ломоносов, Н. Н. Поповский, А. А. Барсов, Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий, Я. П. Козельский, Н. И. Новиков, оказавшие влияние на формирование воззрений А. Н. Радищева.-Интенсивно развивается во второй половине XVIII в. журналистика, появляются частные журналы: «Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова (1759), «Полезное увеселение» М. М. Хераскова (1760—1762) и др., сатирические журналы 1769—1774 гг.: «Всякая всячина» (1769—:Т770), «Смесь», «Трутень» Н. И. Новикова, «Адская почта» и др.1

       XVIII в. — время расцвета в России барочной и классицистической архитектуры, развития национальной живописи и музыки, создания постоянного русского театра со своим репертуаром.

       XVIII  в. — это яркий период в развитии  русской литературы.

       В XVIII в. осваивается античное наследие (русские читатели были знакомы с произведениями Цицерона, Сенеки, Апулея, Платона, Лукиана и др.), переводятся произведения Мольера и Буало, Тассо, Расина, Мильтона, Фонтенеля, Вольтера, Корнеля и других западноевропейских писателей.

       Возникает новая русская литература, связанная  с традициями древнерусской литературы, особенно — литературы XVII в., и с западной литературой классицизма — появляются произведения А. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, И. Ф. Богдановича, М. М. Хераскова и других писателей.

       XVIII век — время постепенного сложения единой литературно-языковой нормы на национальной основе: «устранения двуязычия и нивелирования противопоставленных типов письменного языка», утверждение системы «трех штилей», связанной с определенными жанрами письменности, «сосуществованием и взаимодействием различных норм (узусов) языкового употребления»2 при строгости системы «трех штилей».

 

3. Роль Ломоносова в формировании русского языка.

       Великой исторической заслугой Ломоносова было преобразование русского языка. Ломоносов  первый стал научно изучать русский  язык во всем его многообразии. Он изучал вопросы грамматики и стихосложения, разрабатывал основы риторики и стилистики и закладывал основы русской научной  терминологии для самых различных  наук, от химии и физики до горного дела и мореплавания. Петровские реформы внесли в русскую жизнь множество новых понятий и наводнили язык варваризмами (иноземными словами), которыми без разбору начиняли свою речь представители господствующих классов.

       Тяжеловесный  синтаксис, следующий иностранным формам речи, в котором плохо усвоенные, нескладные и неуклюжие иностранные слова причудливо сочетались с обветшалыми церковнославянскими речениями, пестрота и разнобой в правописании, отсутствие каких-либо твердых правил грамматики — все это становилось серьезной помехой для дальнейшего развития русской культуры и требовало решительного и неотложного упорядочения. На долю Ломоносова выпала поистине гигантская работа, сделавшая его подлинным создателем русского поэтического языка и языка русской науки.

       Ломоносов оказал неоценимую услугу русской науке, заложив правильные основы для построения и развития научной и технической терминологии.

       Для этого ему пришлось преодолеть почти  неисчислимые трудности и препятствия. «Принужден я был, — пишет Ломоносов в предисловии к своему переводу «Волфианской експерименталыюй физики», — искать слов для наименования некоторых физических инструментов, действий и натуральных вещей, которые хотя сперва покажутся несколько странны, однако надеюсь, что они со временем чрез употребленное знакомее будут».

       Главное требование, которое выдвигал при  этом Ломоносов и которым он сам неуклонно руководствовался, было исходить из свойств и особенностей русского языка и прежде всего в нем самом искать необходимых средств для выражения новых понятий и терминов, создаваемых наукой. Ломоносов был убежден, что русский язык так богат и гибок, что в нем всегда можно найти нужные и точные слова для обозначения любых понятий и нам не для чего для этого обращаться к иностранцам. «Тончайшие философские воображения и рассуждения, — писал Ломоносов, — многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему н нем искусству приписать долженствуем. Кто от часу далее в нем углубляется... тот увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющее море».

Информация о работе Роль Ломоносова в развитии русского языка