Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является выявление своеобразия конфликта в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
-раскрыть новаторский характер романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»;
-определить содержание темы: движение от внутреннего к внешнему типов конфликта; соединение социального (внешнего), внутреннего (личностного) типов конфликта;
-выявить конфронтацию викторианских устоев с образом главной героини;
-проанализировать художественные особенности изображения этой конфронтации на примере персонажей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Художественные приемы в реализации системы конфликтов……...5
2. Новаторский характер романа Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”………….6
3. Детство главной героини романа Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Зарождение социального конфликта
4. Ловудская школа. Углубление социального конфликта романа. Становление личности главной героини
5. Рождение и развитие чувства Джейн к Рочестеру. Конфликт любви и брака в романе
6. Этический конфликт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс зарубежная литература.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

 Характеризуя       это      сложное    сочетание     компонентов       двух  эстетических    категорий   мы    можем    сослаться     на    известные     слова    Г.А. Гуковского:   «Трудно,  трудно   удержать    середину,    трудно   изгнать   воображение    и    любимую прекрасную  мечту,  когда   они   существуют   в  голове нашей, трудно вдруг и совершенно  обратиться к настоящей прозе…» [18, c.82].

Последний   эпизод   романа    –   бегство    Джейн    из    замка    после неудавшегося    венчания   и   «разоблачение»   Рочестера   братом  его  жены, скитания  Джейн   по   дорогам   и   селам   графства   и,  наконец,   встреча   и Риверсами –решен в реалистической манере. 

«Весь   эпизод в доме   Риверсов,  как  и портрет Сент-Джона  –одна из больших удач Бронте –реалиста» – замечает В. В. Ивашева [14, c. 266]. 

Реалистическое  начало  проявляется  в  глубоко   типических  образах антагонистов главной героини,  в   четкости   и  строгости   психологического рисунка  ее   образа,   и   в  подчеркнуто  суховатой  манере  повествования,  а главное –  в   созвучности   ее  образа революционной атмосфере 40-х гг. XIX века,   когда необычайно   актуально   прозвучали   слова героини     романа  Бронте – сельской   учительницы   Джейн Эйр:    «I must not  forget  that  these  coarsely-clad   little   peasants   are   of   flesh   and  blood  as  good  as  the   scions of   gentlest   genealogy;   and  that    the    germs   ofnative excellence, refinement, intelligence,  kind  feeling,  are  as   likely   to exist in their hearts as in those of the best-born. [1, c363]. 

«Роман   Шарлотты   Бронте      «Джейн   Эйр»     обладает      большой познавательной   и    эстетической   силой   как   произведение   критического реализма» – пишет В. В. Ивашева [14, c. 266].

 

 

    1. Новаторский характер романа Шарлотты Бронте  “Джейн Эйр”

В  романе   Шарлотты    Бронте    «Джейн  Эйр»    сочетаются     черты    автобиографического  и социального психологического романа.

«Джейн Эйр» - роман от  первого лица. Все, что  показывает Шарлотта Бронте,  показано  от  имени   восемнадцатилетней   героини;   настроение    и  чувства Джейн –это настроение и  чувства самой Шарлотты. 

Роман  строится по канону романа воспитания, показывая становление незаурядной    личности.    Исключительность       произведения         является наблюдением за девушкой, что было не свойственно тому времени.

«В образе своей  героини писательница воплотила  свои  представления о современной женщине, способной определить свою жизнь, стать  не только женой но и достойной подругой мужчин. В условиях Викторианской  Англии такая   постановка   проблемы   была   воспринята   как   проявление  крайней смелости  взглядов писательницы. Образ,  подобного  Джейн Эйр не было  ни у  кого  из  ее современников.   Она   являлась  носительницей   нового    типа самосознания» [12, c. 195-196]. 

Первым   автором   описывающим   дух   свободолюбивой и мятежной женщины,  открыто  заявляющей  о  своих   стремлениях   и   чувствах – была Шарлотта Бронте.

Шарлотта   Бронте   в  «Джейн  Эйр»  поднимала   и,   в    соответствии  со своими взглядами  на вещи,  решала  многие  актуальные   вопросы   своего времени:  вопрос  воспитания и образования малоимущих, вопрос положения женщины,   самоопределение  личности,  бьющейся  в тисках враждебного ей мира,  вопрос  об  отношениях  между  людьми   в   обществе,   где    мерилом ценностей выступали деньги. 

«В романе писательница выступает пламенной  защитницей  женского    равноправия,   пока    еще    не    политического,    но    равенства  женщины с  мужчиной    в    семье    и    трудовой     деятельности»  [14, c. 351].  Со    всей    страстностью  эмоциональной  натуры  Бронте рвалась к широким просторам большой и осмысленной жизни.

«В решении  «женского вопроса»,  как  и  в  литературном  творчестве, Шарлотта сближалась со своей любимой писательницей  Жорж Санд, которая пришла  к  выводу, что спасение для женщины –не  только в праве на свободу и   равенство   в   любви,   но  и в упорном самостоятельном труде. Не будучи официальной участницей  борьбы за женскую эмансипацию и даже  отрицая в   письмах    феминистические    тенденции   своего    творчества,   Шарлотта  избегала  многих  отрицательных сторон  феминизма,  но  до  конца осталась    верна прогрессивному и несомненному для  нее   принципу равенства полов» -пишет З. Т. Гражданская [14, c. 356].

Рецензент  консервативной  «Куортерли ревю»  заявил,  что  в «Джейн Эйр» выражены те же самые  взгляды и мысли , которые ниспровергли власть и отрицают законы божеские  и человеческие, за границей, и питают  чартизм и смуту в стране.

Вот    что   об  этом   пишет   В. В.   Ивашева:  «Бронте,   выросшая    и прожившая   почти   всю   жизнь    Западном Рединге, не  могла  не  испытать  влияния    духа   народного   сопротивления.   К   тому    же   самолюбивая    и     чрезвычайно     ранимая     Шарлотта,      как     дочь     плохо    обеспеченного   провинциального пастыря, на   себе   испытала   вопиющие несправедливости современного   общественного   строя.   Шарлотта   была  воспитана  отцом  в  духе   уважения   существующего   порядка   к    английской    церкви.   В ней  боролись две  противоположные силы: воздействия торийских идеалов    отца  –  представлений и идеалов, в которых она  выросла,   и протест против всего того, что отец стремился защитить и сохранить» [14, c. 256]. 

Творчество    Шарлотты    Бронте    овеяно   критикой   существующих порядков:     бунтарством      и     непокорностью     духа.       Перекликаясь    с революционными   романтиками   Байроном   и    Шелли,  Шарлотта передает положительные качества  через образ бунтарки,  не  желающей мириться со своей   судьбой   и   законами   окружающей   ее   буржуазного общества. Все творчество  Шарлотты  Бронте  пропитано протестом направленным   против неравноправия среди социальных слоев буржуазного общества.

 

Шарлотта    Бронте    всем   своим    существом    протестовала  против смирения  неимущих  и  претензий  тех, кто распоряжался страной, пользуясь привилегий титулов,  но  еще  больше  денег.   Все  в  ней  восставало  против ханжества  и  лицемерия  попечителей  школ для бедных детей  церковников. Ей пришлось столкнуться  с  этим  в  раннем   детстве,   и   она   впоследствии изобразила пережитое в своем романе.

Вместе  с  протестом против лицемерия духовенства  пришли и первые сомнения  в   непреложности  того  откровения, которым якобы владеет лишь одна «истинная» церковь.

Неудивительно,   что     роман   «Джейн Эйр»     вызвал     негодование реакционных     кругов.     Этот   роман    был    назван   «антихристианским».   В рецензии, помещенной  в    журнале   «Quarterly  Review»  (1848),    автором которой   была   некая  мисс  Ригби, говорилось: «Джейн Эйр горда,  а потому  и крайне    неблагодарна;    Богу    было     угодно    сделать    ее    одинокой  и беззащитной сиротой,  и тем не менее она никого не  благодарит –ни   друзей,   ни руководителей своей беспомощной юности за одежду и пищу,  за  доброту  и   воспитание.   Автобиография  Джейн  Эйр   – целиком    антихристианское сочинение. Оно проникнуто ропотом  против  комфорта богатых   и  лишений бедняков….» [14, с.357-358].

Таким    образом,   публикация  «Джейн Эйр»  вызвала   бурю   споров  и откликов. Спорили по существу книги. Несмотря  на  огромное  количество рецензий,  большинство журналов  восхищенно  писали  о рождении  нового гения,   нашлись,   однако,   и   такие   как   Истлейк, который наравне с мисс  Ригби,   сурово     осуждали     роман,       объявляли       его     возбуждающим  недовольство  и скрывающим дух бунта и протеста. 

Раздраженная   несправедливостью   выпадов   против   нее, Шарлотта Бронте   писала   Уильямсу,  редактору   издательства  Смита: «Как бы там  ни было, но я намерена писать только так, как писала, и никак иначе…»

Роман  Шарлотты    Бронте     открыл     новую     эру    в    литературе: писательница,   обратившись   к   изображению   душевной  жизни   человека, столкнулась  с необъяснимыми фактами, только не в мире природы, а в душе. 

 

 

    1. Детство главной героини романа Шарлотты Бронте                                                                      «Джейн Эйр». Зарождение социального конфликта

 

Образ   главной  героини  в  романе  Шарлотты  Бронте  «Джейн  Эйр» представляет  собой полную противоположность буржуазно-викторианскому идеалу «кроткого ангела».

Фрагментарно  в  начале  произведения  появляется семья миссис Рид, чтобы показать,  что  уже  в раннем детстве героиня  не способна поступиться своим человеческим достоинствам.

Над этой темой  рассуждает Майя Тугушева: «Джейн  Эйр - «странный   ребенок»,  вызывающий  инстинктивную  неприязнь   у  миссис  Рид, которой      приходится  воспитывать  ее  вопреки  своему желанию.  Двоюродные  сестры  и  кузен Джейн   жестоки    по отношению  к тихой и застенчивой   девочке, в  которой,  однако, чувствуется недетская сила воли [18, c. 48].

«Джейн  была презрена  родственниками  и  рано испытала всю горечь попреков  куском  хлеба.  Десятилетнюю  сироту   постоянно окружает холод неприязни и отчуждения. Гэдехед-Плейс,  где она  живет  под   опекой   жены  умершего  дяди, мистера Рида,   жестокосердечной  миссис   Рид,   для Джейн чужой  дом, где ее никто не любит. И  все  потому, что она бедна. Все же, как Джейн  ни  мала,  как ни несчастна,  она не совсем беззащитна: ее оружие - ее непокорный дух»-пишет М.Тугушева [18, c. 51].

Маленькая   героиня  обладает  исключительно  сильным характером и проницательностью, по-романтически возвышающими ее над  окружающими.   Джейн   присуща   романтическая   одержимость    в   стремлении  отстаивать  собственное достоинство и личную свободу.

  Еще в детстве   она   открыто   восстает   против   своей     богатой    и лицемерной  воспитательницы   и  ее  жестокого, избалованного  сына.  Джейн не  склонна  к  обману  и  говорит  все, что у нее не сердце.

«Она  еще  может смириться с холодностью  и отчужденностью, хотя и тяжелы  они  для  детской  души,  но  не с прямым насилием и оскорблением. Когда  юный  Джон,  гордость  материнского  сердца, пытается   унизить   ее, потому  что она бедна и зависима,  а затем бьет,  Джейн бунтует,  отвечая ударом на удар.  За  это    мятежницу   постигает   жестокое     наказание:     ее запирают  в холодной парадной спальне – «красной комнате», где со времени смерти дяди никто не спал» -заявляет М. Тугушева [18, c. 50]. 

Описывая   ощущения   одолевающие    юную    Джейн     в    «красной комнате»:   чувство   гнетущего   страха,    одиночества,   отчуждения   и даже предательства,  хотя,  Джейн  еще  не  может  осознать  в десять лет, по какой причине  ее  родная  тетя  не  хочет  или  не  может  принять ее в свою семью, Шарлотта   Бронте    изображает     кульминационный      момент    на  первом жизненном   этапе юной   героини.   Джейн   остается   чужой,   не  понятой и совершенно  не  нужной  в доме   Ридов.   В   стенах «красной комнаты»  дух бунтарства еще сильнее укореняется в сознании юной героини.

Чтобы  Джейн  не  подавала  «дурной  пример»,  миссис   Рид   решает отправить  непокорную  девочку  в благотворительную  школу, для чего в дом принимается  казначей и эконом «Ловудского приюта», преподобный  мистер Броклхерст. Миссис Рид рекомендовала ему Джейн как малолетнюю лгунью, требующую особенно  сурового с ней обращения.   Этого  Джейн    простить   не может.  Крошечная  девочка  бросает в лицо миссис Рид гневные слова:  «I am   not  deceitful: if  I  were,  I  should  say  I  loved you,  but  I  declare  I  do  not   love you: I  dislike  you  the  worst of anybody in the world except John Reed. I am glad   you  are  no  relation  of   mine: I  will  never  call you aunt again as long as I live. I will  never  come  to  see  you when I am grown up; and if  any  one asks me how  I  liked  you,   and   how  you  treated  me, I will say the very thought  of  you makes me sick, and that you treated me with miserable cruelty» [1, c. 31-32].

«Высказав правду, Джейн вдруг почувствовала себя счастливой  -  она освободилась  от  зависимости,  гнета  молчания,  стремления  угодить и этим вызвать  снисхождение. Так  родилось  чувство  самоуважения,  так,  защитив свое   достоинство,   Джейн    почувствовала    себя    свободным    человеком. Интересно отметить,  что  Ш. Бронте не раз и не два заставит Джейн думать и говорить о «рабстве» и «освобождении». Например,  своего мучителя  Джона Рида    она     называет   «надсмотрщиком  над  рабами»     и     сравнивает     с «римскими  императорами».  И  то,  что она прямо высказывает ему все это, - уже  есть  победа  над  рабством  своего  собственного    положения    в   доме миссис Рид –пишет М. Тугушева [18, c. 51-52].

На  смертном  одре  миссис  Рид  признается,  что   ненавидела  Джейн всеми  фибрами  своей   души  именно из-за  бунтарства маленькой Джейн. «I had  more troubles with that child than any one would believe. Such a burden to be  left  on  my  hands-and so such  annoyance as she caused me daily and hourly, with her  incomprehensible  disposition,   and  her  sudden  starts  of   temper   and    her continual,  unnatural   watchings  of  one`s  movements! I declare she talked  to me once  like  something mad, or like a fiend –no child ever spoke or look as she  did» [1, c. 233].

 Дух  протеста   и  стремление   к   независимости  ни  на    минуту   не  покидает  Джейн  Эйр   и  придает  ее образу живое  обаяние,  он   определяет  многочисленные  конфликты, в которые она вступает с  окружающей средой.    Искра, которая зажгла  огонь  протеста  и неповиновения  в  душе  маленькой  героини,   против   миссис    Рид    и    ее  семейства,   было   сильное чувство,  захватившее  и  потрясшее Джейн до глубины ее существа.  Чувство, которое определило «завязку» социального конфликта  в романе и вызвало  движение от внешнего к внутреннему конфликту главной героини.

 

 

4. Ловудская школа. Углубление социального конфликта романа. Становление личности главной героини

Информация о работе Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”