Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является выявление своеобразия конфликта в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
-раскрыть новаторский характер романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»;
-определить содержание темы: движение от внутреннего к внешнему типов конфликта; соединение социального (внешнего), внутреннего (личностного) типов конфликта;
-выявить конфронтацию викторианских устоев с образом главной героини;
-проанализировать художественные особенности изображения этой конфронтации на примере персонажей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Художественные приемы в реализации системы конфликтов……...5
2. Новаторский характер романа Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”………….6
3. Детство главной героини романа Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Зарождение социального конфликта
4. Ловудская школа. Углубление социального конфликта романа. Становление личности главной героини
5. Рождение и развитие чувства Джейн к Рочестеру. Конфликт любви и брака в романе
6. Этический конфликт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2 курс зарубежная литература.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

Реальность     жизни     отображенная    в     «Джейн   Эйр»   органично переплетается с вымыслом.  Шарлотта  Бронте   отстаивает   свое  право,  как писателя   на   использование    воображения   в   «мощной    и    беспокойной творческой способности».

Важной     чертой   в    романе      является      образ   героини, успешно   сопротивляющейся     ненавистным   ей      условия    буржуазного общества.   Джейн   Эйр   не  поддается тлетворному влиянию современного ей общества  и сохраняет   верность   моральным   принципам,   несмотря    на   жизненные обстоятельства, поэтому не вполне реальна для своего времени. 

«Широкая всеобъемлющая  форма  романа  позволила  с  максимальной полнотой отразить быт  общества,   судьбу   отдельных   личностей   и  целых общественных классов» [2, c. 280].

Композиция   романа   подчинена     раскрытию     характера    главной героини, все сюжетные  конфликты как бы   ответвляются от главной линии романа, связанной с историей Джейн.

История Джейн  – это  история ее  духовного  взросления: ее страстная натура не изменяется, но характер становится более  уравновешенным.

Первая   сцена   романа  связана  с  семьей  миссис  Рид  и   ее  детьми, чтобы показать непримиримость и  бунтарство характера маленькой  героини. Ловудский  пансион  раскрывает  нравственный  выбор  героини, выявляет ее жизненную позицию. Дом Рочестера –помогает увидеть доброту,  душевную выдержку главной героини.  Эпизод с Сент-Джоном и его сестрами  еще раз показал,   что только    любовь может быть  для Джейн основой брака:   без любви она воспринимает его как безнравственный поступок.

«В   романе   «Джейн Эйр»   критика      жестокого     и     лицемерного буржуазно-аристократического      общества     звучит    с    полной   силой.  В  душе   Джейн    Эйр      живет     стихийный     протест    против   социального   угнетения.   Еще   в   детстве Джейн  открыто восстает против своей   богатой    лицемерной     тетки      и      ее    грубых,    избалованных    детей.    Поистине     страшны    картины    Ловудского    приюта,   где девочек-сирот воспитывают     самыми     бесчеловечными    методами.    Правдиво        показано     бессилие   благородной и умной мисс  Темпл,  которая    лишь    считается   начальницей    приюта,   но    вынуждена   терпеть    издевательства    богатых    попечителей     над       ее    ученицами.    Так    Шарлотта     Бронте    раскрывает  бесправное  положение  интеллигенции»  [18, c. 56].  «Став воспитательницей сиротского приюта, Джейн в беседе  с Элен Бернс высказывает мысль о необходимости сопротивления.    Этот    дух    протеста  и независимости   ни  на  минуту  не  покидает    Джейн    и     придает  ее образу   живое   обаяние;  он   определяет    многочисленные конфликты,  в которые она вступает с окружающей средой» [7, c.  356]. 

Несомненно, творчество  Шарлотты  Бронте   одушевленно  протестом против   социальной    несправедливости    и     неравноправного    положения женщины в буржуазном обществе.

Критика  существующих   порядков  овеяна   в  ее   творчестве   духом бунтарства  и  непокорности. Перекликаясь с  революционными романтиками Байроном  и  Шелли,  Шарлотта   Бронте   воплощает   свои    положительные идеалы  в образах бунтарей, не желающих мириться с законами  буржуазного мира и  предназначенной  им   судьбой.    Этот   дух    протеста   и   активного противодействия составляет сильную сторону творчества Шарлотты Бронте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Charlotte Bronte Jane Eyre. - Collins Classics, 2010.
  2. Аникин  Г. В.,  Михальская Н. П.   История   Английской  Литературы. – М.: Высшая школа, 1975. – С. 257-280, 303-304.
  3. Вулф В. Избранное. – М., 1989.
  4. Гаскелл  Е. Ю.  Развитие  критического реализма // История всемирной литературы: В 9т. – М.: Наука, 1989. – Т.6. – С. 116-119.
  5. Гениев Е. Ю. Эти загадочные англичанки. – М.: Прогресс, 1992.
  6. Гражданская З.Т. Сестры Бронте// Наследие английского романтизма и  современность// Елистратова А.А. - М.: Академия наук СССР, 1960. – С. 351-355
  7. Дискуссия о романтизме - Вопр. лит., 1964, №9.
  8. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и  современность. – М.: Академия наук СССР, 1960. – С. 3-35, 351-356.
  9. Есин А.Б. Принципы и  приемы  анализа  литературного произведения. – М.: Флинта, 2000.
  10. Зарубежная  литература  XIX века:  Реализм:  Хрестоматия /  Под   ред.  Засурского Л. Н. – М., 1980.
  11. Ивашева В.В.  Век нынешний  и Век минувший:  Английский   роман XIX   века    в    его    современном   звучании. – М.:     Художественная  литература, 1990. – С. 105-107, 250-269.
  12. История   зарубежной   литературы  XIX века /Под ред.  Апенко  Е. М. – М., 2001.
  13. История западноевропейской литературы XIX века: Англия..
  14. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Михальской Н.П. – М.: Просвещение, 1991. – С. 194-199.
  15. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Соловьевой Н.А. - М.: Высшая школа, 1991. – С. 593-602.
  16. Кеттл  А.  Введение  в  историю английского  романа.  – М.:  Прогресс, 1966. – С. 5-18, 40-54.
  17. Левидова  И.   М.   Шарлотта  Бронте:   Библиографический указатель. – М.: Всесоюзн. кн. палата, 1956. - 23 с.
  18. Михальская Н.П. Бронте // Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2т. М., 2003.-Т.1. – С. 118-120.
  19. Тугушева  М.  Шарлотта  Бронте:  Очерк  жизни  и   творчества.   – М.: Художественная литература, 1982.
  20. Тураев С. В. От Просвещение к романтизму – М., 1989.
  21. Фокс Р. Роман и народ. – М., 1960. – С. 63-78, 92-143.
  22. Хализев В. Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2002.
  23. Храповицкая Г. Н., Солодуб Ю. П. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.). – М.: Академия, 2005. – С.167-171.

 

 


Информация о работе Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”