Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:01, курсовая работа
Выбор темы объясняется нашим интересом к творчеству Н. М. Карамзина как сентименталиста русской литературы. Будучи крупнейшим представителем русского сентиментализма он внес огромный вклад в литературу. На протяжении всей своей литературной деятельности, которая продолжалась свыше сорока лет, Карамзин изо всех сил старался ради просвещения русского народа.
Актуальность исследования заключается в том, что Карамзин как писатель-сентименталист интересен и по нынешний день. Его произведения с большой любовью и интересом читает также и наше поколение.
1. Введение
2. Сентиментализм как литературное направление
3. Отличия сентиментализма от других русских и европейских литературных направлений
4. Н.М.Карамзин как представитель русского сентиментализма
5. Заключение
6. Литература
1.
Введение
2.
Сентиментализм как
3.
Отличия сентиментализма от
4.
Н.М.Карамзин как
5.
Заключение
6.
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы объясняется
нашим интересом к творчеству
Н. М. Карамзина как сентименталиста
русской литературы. Будучи крупнейшим
представителем русского сентиментализма
он внес огромный вклад в литературу.
На протяжении всей своей литературной
деятельности, которая продолжалась свыше
сорока лет, Карамзин изо всех сил старался
ради просвещения русского народа.
Актуальность
исследования заключается в
Цель и
задачи курсовой работы
Во второй половине
XVIII в. во многих европейских странах
распространяется новое литературное
направление, получившее название сентиментализм.
Его появление было вызвано глубоким кризисом,
который переживал феодально абсолютистский
режим. В сентиментальной литературе нашло
отражение настроение широких слоев европейского
общества. По идейной направленности сентиментализм
- одно из явлений Просвещения. Антифеодальный
пафос его произведений особенно четко
выражается в проповеди внесословной
ценности человеческой личности. Лучшими
образцами сентиментальной литературы
были признаны «Сентиментальное путешествие
по Франции и Италии» Стерна, «Векфилдский
священник» Голдсмита, «Юлия, или Новая
Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера»
Гете[1].
В отличие от
классицистов, сентименталисты объявили
высшей ценностью не государство, а
человека, потребностям которого, по их
мнению, должны отвечать государственные
законы и учреждения. Несправедливым порядком
феодального мира просветители сентименталисты
противопоставляли вечные и разумные
законы природы. В связи с этим природа
выступает в их произведениях не только
как объект созерцания и любования, но
и как высшее мерило всех ценностей, в
том числе и самого человека. «От природы,
- писал Руссо, - люди не короли, не вельможи,
не богачи: все родятся нагими и бедными.
Начните же изучение человеческой природы
с того, что действительно неразлучно
с нею, что составляет суть человечества».
Официальным учреждениям абсолютистского
государства сентименталисты противопоставили
союзы, основанные на природных, родственных
отношениях или взаимных симпатиях: семью
и дружбу. В семье они видели самую прочную
социальную ячейку, а в хорошем домашнем
воспитании ребенка - залог его будущих
гражданских добродетелей. 'Как будто
любовь к ближнему, - недоумевал Руссо,
- не является началом той, которой он обязан
по отношению к государству... Как будто
доброго гражданина не образует добрый
сын, добрый муж, добрый отец». Следующей
ступенью формирования общественного
поведения человека считалась дружба,
в которой главную роль играет сходство
взглядов, вкусов, убеждений[2].
Первостепенное
место в представлениях сентименталистов
занимают чувства, или, как говорили в
России в XVIII в., чувствительность. От этого
слова (пофранцузски sentiment) получило название
и само литературное направление. В отличие
от классицизма, философской основой которого
был рационализм, сентиментализм опирался
на сенсуалистическую философию английского
ученого, Локка, объявившего отправной
точкой познания - ощущения. Чувствительность
понимается сентименталистами не только
как орудие познания, но и как область
эмоций, переживаний, как способность
отзываться на радости и страдания других
людей, т. е. как основа общественной солидарности.
В Словаре Академии Российской, выпущенном
в конце XVIII в., слово «чувствительность»
определялось как «качество трогающегося
человека несчастиями другого».
Как и любой
дар природы, чувствительность нуждается
в воспитании и руководстве со
стороны родителей и
Политическое
устройство общества также влияет на
природу человека: деспотическое правление
убивает в людях чувствительность, ослабляет
их солидарность, свободное общество благоприятствует
формированию социальных эмоций. Чувствительность,
по учению просветителей сенсуалистов,
- основа «страстей», волевых импульсов,
побуждающих человека к различным, в том
числе и общественным, действиям. Поэтому
в лучших произведениях сентиментализма
она - не прекраснодушие, не слезливость,
а драгоценный дар природы, определяющий
его гражданские добродетели.
Чувствительность
лежит в основе и творческого
метода писателей сентименталистов. Классицисты
типизировали моральные качества людей,
создавали обобщенные характеры ханжи,
скупца, хвастуна и т. п. Их интересовал
не конкретный, реальный человек, а черты,
присущие типу. Главную роль у них играл
абстрагирующий разум писателя, вычленяющий
однотипные психологические явления и
воплощающий их в одном персонаже.
Творческий метод
сентименталистов покоится не на разуме,
а на чувствах, на ощущениях, отражающих
действительность в ее единичных
проявлениях. Их интересуют конкретные
люди с индивидуальной судьбой. В связи
с этим в произведениях сентиментализма
часто выступают реально существовавшие
лица, иногда даже с сохранением их имени.
Это не лишает сентиментальных героев
типичности, поскольку их черты мыслятся
как характерные для той среды, к которой
они принадлежат.
Открытие сентименталистами
нового вида мироощущения было ступенью
в поступательном движении литературного
процесса. Вместе с тем его проявление
часто приобретало в
В России сентиментализм
зарождается в 60е годы, но лучшие
его произведения - «Путешествие из
Петербурга в Москву» Радищева, «Письма
русского путешественника» и повести
Карамзина - относятся к последнему десятилетию
XVIII в. Как и в других литературных направлениях,
общность творческого метода писателей
не означает тождества их политических
и социальных взглядов, В русском сентиментализме
можно выделить два течения: демократическое,
представленное творчеством А. Н. Радищева
и близких к нему писателей - Н. С. Смирнова
и И. И. Мартынова, и более обширное по своему
составу - дворянское, видными деятелями
которого были М. М. Херасков, М. Н. Муравьев,
И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин, П. Ю. Львов,
Ю. А. Нелединский Мелецкий, П. И. Шаликов[3].
В отличие от
западноевропейского
Дворянские сентименталисты
также говорят о моральном
превосходстве крестьян над помещиками,
но факты насилия, бессердечия и
произвола крепостников представлены
в их произведениях в виде исключения,
как своего рода заблуждение обидчика,
ж чаще всего завершаются его чистосердечным
раскаянием. С большим удовольствием пишут
они о добрых, гуманных помещиках, о гармонических
отношениях между ними и крестьянами.
Дворянские сентименталисты последовательно
обходят грубые черты крестьянского быта.
Отсюда известный налет пасторальности
на изображаемых ими деревенских сценах.
Гамма чувствительности героев здесь
гораздо беднее, чем в демократическом
сентиментализме. Сельские жители, как
правило, добры, любвеобильны, смиренны
и послушны. И все же было бы неправильно
называть дворянский сентиментализм реакционным
явлением. Главная его цель - восстановить
в глазах общества попранное человеческое
достоинство крепостного крестьянина,
раскрыть его духовное богатство, изобразить
семейные и гражданские добродетели. И
хотя писатели этого течения не отважились
поставить вопрос об отмене крепостного
права, но их деятельность подготавливала
общественное мнение к разрешению этой
задачи, русский сентиментализм прошел
в своем развитии четыре этапа, которые
объединяет использование писателями
сентименталистами одного и того же творческого
метода, а разделяет разная степень его
глубины и совершенства. При этом наблюдается
следующая закономерность: от первого
этапа к третьему творческий метод обогащается,
на четвертом - оскудевает.
Границы первого
этапа с 1760 по 1775 г. В 1760 г. появляется
журнал «Полезное увеселение», сплотивший
вокруг себя молодых поэтов сентименталистов
- А. А. Ржевского, С. Г. Домашнева, В. Д. Санковского,
А. В. Нарышкина и некоторых других. Во
главе этой группы стоял М. М. Херасков.
Продолжением «Полезного увеселения»
(1760-1762) были журналы «Свободные часы»
(1763), «Невинное упражнение» (1763) и «Доброе
намерение» (1764). Прозаические произведения
этого периода представлены романом Ф.
А. Эмина «Письма Эрнеста и Доравры», «Дневником
одной недели» А. Н. Радищева и «Утренниками
влюбленного» В. А. Лёвшина; драматические
- «слезными» пьесами М. М. Хераскова, В.
И. Лукина.
Сентиментально
- просветительский творческий метод
еще не раскрывает в этот период
всех своих возможностей. Авторов
пока интересует только любовная, дружеская
и семейная проблематика. Критическое
острие сентиментального метода направлено
лишь против светской жизни и неправосудия.
Крестьяне, хотя и вызывают сочувствие,
но не выступают главными героями произведений
и чаще всего являются лишь объектом сострадательного
отношения к себе в репликах идеальных
дворян. Это период зарождения русского
сентиментализма. Поэтому авторы часто
заимствуют жанры у предшествующей классицистической
литературы (анакреонтическая ода, идиллия)
или используют готовые европейские образцы
(«Новая Элоиза» Руссо, «Мот, или Добродетельная
обманщица» Детуша, «Неимущие» Мерсье).
Второй этап
русского сентиментализма начинается
с 1776 и продолжается до 1789 г. В 1776 г. Н.
П. Николевым была написана сентиментальная
комическая опера 'Розана и Любим', положившая
начало ряду однотипных произведений.
Именно в этом жанре прежде всего
осуществляется дальнейшее углубление
творческого метода писателей сентименталистов.
В своих лучших образцах сентиментальная
комическая опера обращается к социальным
противоречиям крепостнической России.
В основе конфликта таких пьес - факты
помещичьего произвола над добродетельными,
'чувствительными' крестьянами, которые
впервые выступают как главные герои,
превосходящие по духовному развитию
своих обидчиков. В том же 1776 г. наблюдаются
резкие изменения в лирике талантливого
поэта сентименталиста М. Н. Муравьева,
который после классицистического сборника
«Оды» (1775) переходит к сентиментальной
поэзии. В его творчестве, по сравнению
с поэтами «херасковцами», углубляется
интерес к частной жизни и общественным
добродетелям простого человека, в том
числе и крестьянина.
Третий период
(1789-1796)-наиболее яркий и плодотворный
в истории русского сентиментализма.
Его успехи теснейшим образом
связаны с судьбами русского Просвещения,
которое в эти годы особенно оживляется
под влиянием начавшейся во Франции
революции. «Первые годы революции...- указывает
историк М. М. Штранге, - были годами большого
общественного подъема в России». Французская
революция на первых порах ее развития
«была принята русской интеллигенцией
чуть ли не с единодушным подъемом». Оживление
общественной мысли благотворно повлияло
на развитие просветительства, что, в свою
очередь, не замедлило отразиться на сентиментальной
литературе[5].
В этот период сентиментально-
Четвертый и
последний период (1797-1811) - время постепенного
упадка русского сентиментализма, вызванное
ослаблением просветительского движения
XVIII в. под влиянием русской и европейской
реакции. Недавнюю славу сентиментализма
поддерживают только Карамзин своими
повестями в 'Вестнике Европы' и молодой
Жуковский. Но Карамзин с 1803 г. отходит
от художественной литературы и начинает
работу над 'Историей государства Российского'.
Для творчества же большинства сентименталистов
характерно эпигонское повторение. Этот
период заканчивается Отечественной войной
1812 г., которая вызвала в России новый общественный
подъем, благотворно отозвавшийся в новом
литературном направлении - романтизме.
Для России начала
XIXв. характерно стремительное хронологическое
выравнивание художественных стадий с
соответствующими западноевропейскими
стадиями. Русский классицизм отставал
от французского - наиболее яркой и сильной
формы классицизма - почти на столетие.
Русский сентиментализм отставал от западноевропейского
лишь на несколько десятилетий, подхватив
и продолжив его последние, угасающие
отзвуки, что дало основание А. Веселовскому
говорить об единой для всей Европы "эпохе
чувствительности". Последующие художественные
направления (романтизм и реализм), а также
их разновидности возникали и оформлялись
в России уже одновременно или почти одновременно
с соответствующими направлениями на
Западе.[6].
Таким образом,
главное русло русской