Символизм в творчестве Брюсова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:28, реферат

Описание

Символизм в России развивался по двум линиям, которые часто пересекались и переплетались между собой у многих крупнейших символистов:
1.символизм, как художественное направление;
2.символизм, как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни.
В своём реферате я хотел бы рассмотреть основные взгляды символистов, более подробно ознакомиться с особенностями символизма, на примере творчества Брюсова Валерия Яковлевича.

Содержание

Содержание.
Введение………………………………………………………………3
Краткая биография Брюсова В.Я……………………………………5
Символизм в творчестве Брюсова В.Я………………………...……7
Заключение…………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………….…15

Работа состоит из  1 файл

Реферат по литре.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

   Содержание. 

   Введение………………………………………………………………3 

   Краткая биография Брюсова В.Я……………………………………5 

   Символизм в творчестве Брюсова В.Я………………………...……7 

   Заключение…………………………………………………………..13 

   Список  литературы……………………………………………….…15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение.

   Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. «Серебряный век» протекал с 1892 до 1921 годов. Одним из его поэтических течений стал символизм.

   Символизм как явление в литературе и  искусстве впервые появился во Франции  в последней четверти XIX века и  к концу века распространился  в большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Многие представители русского символизма приносят в это направление новые, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России, под влиянием которого находятся, хотя бы отчасти, всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе. Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров. Возможно, единственное, что объединяло русских символистов — это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов.

   Русский символизм поначалу имел в основном те же предпосылки, что и символизм  западный: «кризис позитивного мировоззрения  и морали». Главным принципом  ранних русских символистов становится панэстетизм; эстетизация жизни  и стремление к различным формам замещения эстетикой логики и морали. «Красота спасёт мир» — получает новое освещение.

   Само  искусство начинает пониматься как  накопитель и сохранитель прекрасного (чистого опыта и истинного  знания).

   Первые  публикации русских символистов, еще не адаптированные к русскому духу, встретили более чем холодный приём. У следующего поколения в какой-то степени продолжается напряженная работа над интерпретациями «панэстетизма», но уже не доминирует, смешиваясь со всё более актуальными религиозно-философскими и мифотворческими исканиями.

   Старшие русские символисты (1890-е годы) поначалу встречали у критики и читающей публики в основном неприятие  и насмешки. Как наиболее убедительное и оригинальное явление, русский  символизм заявил о себе в начале двадцатого века, с приходом нового поколения, с их интересом к народности и русской песне, с их более чутким и органичным обращением к русским литературным традициям.

   Символисты  создали свой мир и отвергли существующую  реальность.  Этот мир без правил впоследствии превратился в настоящую действительность. Искусство, жизнь по символизму – это театр, в  котором  каждый  играет свои роли.

   Кажущиеся бессмысленными стихотворения,  странные  выходки  молодых поэтов шокировали  всех. Психиатры  утверждали,  что новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы с нею связанные,  не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир. Наверное, они делали это потому, что мир реальный полон грязи, пошлости, предательства, из-за этого они словно совершают прорыв в свой новый мир, мир теней, образов и красок.

   Символизм в России развивался по двум линиям, которые часто пересекались и  переплетались между собой у  многих крупнейших символистов:

   1.символизм, как художественное направление;

   2.символизм, как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни.

   В своём реферате я хотел бы рассмотреть  основные взгляды символистов, более  подробно ознакомиться с особенностями  символизма, на примере творчества Брюсова Валерия Яковлевича.

   Краткая биография Брюсова  В.Я. 

    Валерий Яковлевич Брюсов – поэт, драматург, прозаик, критик. Родился 1  декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье среднего достатка. От сказок, от всякой “чертовщины” его усердно  оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма он узнал раньше, чем научился умножению. Он не читал ни Толстого, ни Тургенева, ни даже Пушкина; изо всех поэтов у него в доме было сделано исключение только для Некрасова, и мальчиком большинство его стихов он знал наизусть.

   Детство и юношеские годы Брюсова не отмечены чем-либо особенным. Гимназия, которую  он окончил в 1893 году, все более  глубокое увлечение чтением, литературой. Потом историко-филологический факультет  Московского университета. Десяти-пятнадцатилетним подростком он пробует свои силы в прозе, пытается переводить античных и новых авторов. Его страсть к литературе всё возрастала. Беспрестанно начинал он новые произведения. Писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь. Он перепробовал все формы - сонеты,  октавы, триолеты, рондо, все размеры. Брюсов писал драмы, рассказы, романы...  Каждый день увлекал его все дальше. На пути в гимназию Валерий Яковлевич обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, он писал.

   Все более ясным становилось желание целиком посвятить себя литературному творчеству. К гимназическим годам  относятся и его первые выступления в печати, в том числе и такой характерный случай. Поместив в “Листке объявлений и спорта” небольшую заметку без подписи, Брюсов в другом журнале выступил под псевдонимом с возражением на свою же статью. Он намеревался и дальше продолжить эту полемику с самим собой, но отказался издатель. Эта первая, еще полудетская мистификация явилась своеобразной прелюдией к тем развернутым мистификациям будущих лет, когда он создавал несуществующих поэтов, публиковал стихи под столь разными и причудливыми псевдонимами, что исследователи и поныне спорят об их авторстве. Первые стихотворения Брюсова были написаны еще в юношестве.

   Наконец для Брюсова в биографии наступает этап, когда его признают критики, он становится великим поэтом (после выхода в свет книги «Третья стража»). Затем появляются книги «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

   Брюсов  посвящает себя военным вопросам, когда отправляется на фронт во время Первой Мировой войны от газеты «Русские ведомости». Анализ творчества Брюсова того периода показывает, что после разочарования в патриотизме, он ищет способы придания своим стихам изысканности.

   Он  пишет сонеты, издает сборник «Опыты», трудится над грандиозным произведением  «Сны человечества». Затем в биографии  Николая Брюсова наступает этап работы над армянской культурой. Он публикует сборник «Поэзия  Армении» (1916), труд «Летопись исторических судеб армянского народа», статьи.

   В 1920 г. он вступает в Коммунистическую партию, работает в Наркомпросе, возглавляет  президиум Всероссийского союза  поэтов, читает разнообразные лекционные курсы, организует (1921) и руководит  Высшим литературно-художественным институтом.

   Умер  поэт в Москве 9 октября 1924 года, похоронен  на Новодевичьем кладбище. 
 
 
 
 
 

   Символизм в творчестве Брюсова  В.Я. 

   Основой теоретических взглядов и поэтической  практики в искусстве для Брюсова  стали индивидуализм и субъективизм. "В поэзии, в искусстве на первом месте сама личность художника! - писал Брюсов. - Она и есть сущность - все остальное форма! и сюжет, и "идея" - все только форма! Всякое искусство есть лирика, всякое наслаждение искусством есть общение с душою художника..."

   Знакомство с французскими поэтами-символистами оказывает на Брюсова большое влияние. С 1894 по 1895 поэтом составлены сборники стихотворений «Русские символисты». В 1895 году издается его книга «Шедевры». Творчество Брюсова на данном этапе характеризуется стремлением уйти от действительности в лучший мир. Следующие стихи Брюсова, опубликованные в сборнике «Это я», поддерживают эту тенденцию.

   Свою  программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении “Юному поэту”: 

   Юноша бледный со взором, горящим.

   Ныне  даю я тебе три завета:

   Первый  прими: не живи настоящим.

   Только  грядущее — область поэта.

   Помни второй: никому не сочувствуй.

   Сам же себя полюби беспредельно.

   Третий, храни: поклоняйся искусству.

   Только  ему, безраздельно, бесцельно.

   Юноша бледный со взором смущенным!

   Если  ты примешь мои три завета.

   Молча паду я бойцом, побежденным.

   Зная, что в мире оставлю поэта. 

   В моменты творческого озарения, считал Брюсов, поэта посещают удивительные и странные образы. Передать их можно  только с помощью символов, которые должны «как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение»,   которые рождают не логическую, смысловую, а лишь ассоциативную связь, поэтому особенностью символизма становится бессюжетность или размытость его. Основа стиха — не событие, а движение души. От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее.

   И Брюсову блестяще удавалось передавать образы с помощью символов. Вот  два четверостишия из стихотворения  «Творчество»:. 

   Тень  несозданных созданий

   Колыхается  во сне,

   Словно лопасти латаний

   На  эмалевой стене.

   Фиолетовые  руки

   На  эмалевой стене 

   Полусонно чертят звуки 

   В звонко-звучной тишине. 

   Объяснение  этого стихотворения таково: латуни - комнатные пальмы, чьи резные листья отражались по вечерам на кафельном  зеркале печки в комнате Брюсова. То же самое и о месяце, который  в этом стихотворении оказывается  по соседству с луной. Здесь, по словам жены Брюсова, подразумевался большой фонарь, горевший напротив его комнаты. Вполне возможно, что толчками к созданию этих образов послужили именно эти житейские впечатления. Но важно здесь другое - стремление Брюсова придать вещественность этим преходящим впечатлениям, четко их зафиксировать, сообщить зыбким и неясным чувствами ощущениям особую рельефность. Также и любовные стихи, наполненные ошарашивающими сравнениями и уподоблениями, их яркие и странные картины служили тому, чтобы раскрыть силу человеческого чувства, богатство страстей и желаний человека. Брюсов писал “Моя любовь - палящий полдень Явы” вовсе не потому, что испытывал какую-то особую, ни на что не похожую испепеляющую страсть. Он стремился подчеркнуть этим право человека на такую любовь, на такое чувство.

   Для Брюсова-символиста искусство —  это «постижение мира другими, не рассудочными путями». Он хотел подняться  над действительностью в миры высокой культуры. Для этого, как  ему кажется, нужно только уйти от грязи современности.

   Брюсов  всегда был певцом города («Я люблю заставы, переулки Москвы», «Огни электрических конок», «Городу»). Город для него — центр цивилизации, разума, знаний, торжества возможностей человека: 

   Я люблю большие дома

   И узкие улицы города, — 

   В дни, когда не настала зима,

   А осень повеяла холодом. 

     Понимание неотвратимости Рока, который обрушится на город-спрут,  где пока еще царит бездумие, отражено в символической форме  в стихотворении «Конь блед»  (1903). Читая это стихотворение,  написанное в 1903-1904 годах, можно   почувствовать что-то таинственное, что-то космическое, ведь, действительно, эпиграфом к нему служат строки из «Апокалипсиса», откровения апостола Иоанна Богослова. По «Апокалипсису», на землю прибудут четыре вестника, среди которых будет конь Блед.

Информация о работе Символизм в творчестве Брюсова