Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:28, реферат
Символизм в России развивался по двум линиям, которые часто пересекались и переплетались между собой у многих крупнейших символистов:
1.символизм, как художественное направление;
2.символизм, как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни.
В своём реферате я хотел бы рассмотреть основные взгляды символистов, более подробно ознакомиться с особенностями символизма, на примере творчества Брюсова Валерия Яковлевича.
Содержание.
Введение………………………………………………………………3
Краткая биография Брюсова В.Я……………………………………5
Символизм в творчестве Брюсова В.Я………………………...……7
Заключение…………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………….…15
Стихотворение
Брюсова – это призыв, предупреждение
скорого конца. На улицах этого города
кошмар: «буря», «адский шепот», «грохот»,
«рокот колес» - все это создает неприятную
атмосферу. Но в эту «бурю» врывается «чужой»,
«заглушая гулы, говор, грохот карет»,
будто действительно звук «г», умело использованный
автором стихотворения, заглушает мирские
звуки, порожденные суетой. Конь – вестник
неминуемой смерти, но люди испытывали
«мгновенный великий ужас». Они не наблюдали
за временем, впустую проходит их жизнь.
Люди этого города «опьянены» своей свободой,
но, на самом деле, закованы в цепи, создаваемые
обществом, его устоями, мнениями, и не
способны изменить что-либо и разрушить
эти цепи. Кольцевая композиция стихотворения
позволяет судить о том, что прибытие посланника
на землю не заставило задуматься о времени,
о жизни, о смерти, потому что все стало
на круги своя:
Мчались омнибусы, кебы и автомобили,
Был
неисчерпаем яростный людской поток.
Но видение было, пусть даже воспоминания о нем смыли «людские волны», но вестник Смерти посетил землю, а это значит, что автор хочет предупредить о неминуемой кончине города, буржуазных отношений и человека-лирика в руках общества.
Так же для примера я взял стихотворение «Ночью», в нем Брюсов также передает описание города, в данном случае города Москвы, посредством символов:
Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,
Грязные крылья по темной почве раскинуты,
Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,
Тянется
шея – беззвучная, черная Яуза.
Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе.
Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники?
Нет! качая грозными крыльями в воздухе,
То
приближаются хищные птицы – стервятники.
Падали запах знаком крылатым разбойникам,
Грозен голос близкого к жизни возмездия.
Встанешь, глядишь…а они все кружат над покойником,
В
небе ж тропическом ярко сверкают
созвездия.
В этом стихотворении Брюсов словно уводит нас в иную реальность, в
иное
измерение, он противопоставляет Россию
с Африкой и сравнивает Москву
с самкой страуса. В данном случае
самка спящего страуса является
символом Москвы. Повторение звуков гр
– кр – рск – кр напоминают нам крики
страуса. Все это навевает мистический
трепет. Брюсов выбрал необычайный для
русской поэзии размер – с разным
количеством ударных слогов в строчках.
Он показывает красоту безобразного (грязные
крылья, стервятники, падаль).
Мы как будто находимся в нереальном мире,
космосе, где царит тишина и покой.
В первой строфе через страуса Брюсов
проводит аналогию с Москвой,
говоря:
«Грязные крылья по темной почве раскинуты,
Кругло-тяжелые веки безжизненно сдвинуты,
Тянется
шея – беззвучная, черная
Яуза»,
он имеет ввиду то, что Москву заполнила грязь и тени заняли все ее пространство. Она устала терпеть всю пошлость, которая заполонила все!
Основа стиха в поэзии Брюсова — метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Брюсов употребляет в своих произведениях составные эпитеты. Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха.
Брюсов
добивается максимального использования
звучания слова. Он передает в стихе не
предмет, а впечатление от него:
Если б некогда гостем я прибыл,
К вам, мои отдаленные предки, —
Вы собратом гордиться смогли бы.
Полюбили
бы, взор мой меткий...
Я буду, как все — и особый.
Волхвы меня примут, как сына.
Я сложу им песню для пробы,
Но
от них уйду я в дружину.
Гей вы! Слушайте, вольные волки!
Повинуйтесь жданному кличу!
У коней развеваются челки,
Мы
опять летим на добычу.
Заключение.
Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия. В их стихах запечатлен романтический порыв к миропорядку, где царили бы духовная свобода и единение людей. Лучшие произведения корифеев русского символизма ныне представляют собой огромную эстетическую ценность. Символизм выдвинул творцов-художников европейского, мирового масштаба. Это были поэты и прозаики, и одновременно философы, мыслители, высокие эрудиты, люди обширных знаний.
“Лелеять слово, оживлять слова забытые, но выразительные, создавать новые для новых понятий, заботиться о гармоничном сочетании слов, вообще работать над развитием словаря и синтаксиса,– писал Брюсов,– было одной из главнейших задач школы”. Сама образность символистов была новой для русской поэзии и открывала для поэтов позднейшей поры возможность творческих поисков и проб.
К 1917 году произошло окончательное падение школы символизма. В
основном, это случилось по двум причинам. Во-первых, поэзия символистов утратила свою подлинность. Во-вторых, поэзия начала терять свой логический смысл. Это произошло из-за того, что символизм – течение слишком сложное и неоднородное. У каждого поэта существовали свои особые символы, своё видение мира. Символисты разошлись между собой во взглядах.
Не смотря на всё выше изложенное, поэзия символизма до сих пор
популярна и любима в нашей стране, а имя, Брюсова Валерия Яковлевича известно всем. Поэтому я и рассмотрел особенности русского символизма на примере его творчества, так как его считают вождем и основоположником символизма. В истории русской литературы Брюсов навсегда остался открывателем новых путей, «искателем смутного рая», великолепным мастером стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих страстей, все «сокровища», заложенные в чувстве с помощью символов. Именно символисты выходят за рамки аллегорий. У них символ приобретает более обширные границы, принимая при этом самые необычайные формы, в то время как у остальных поэтов, не символистов, символ принимает более аллегоричную форму, форму сравнений.
На протяжении всего творческого пути Брюсов искал "ключи тайн" к самым сокровенным человеческим чувствам, пытался понять причины рождения новых форм в искусстве. Он внес значительный вклад в русскую культуру, его творчество подготовило почву для развития многих советских поэтов.
Брюсов не мог предположить, что новая литература, новое общество, которое он столь восторженно приветствовал, на десятки лет практически забудут о нем, вспоминая только тогда, когда будут ругать введенный им в литературу символизм.
Но не смотря на это стихи Валерия Яковлевича выдержали испытание временем, а это главное для поэта и для поэзии в целом.
В
конце хочется добавить, что символизм
– течение исключительно
Список
литературы.
1.Библиография В. Я. Брюсова: 1884—1973. Ереван: 1976.
2.Гудзий
Н. К. «Литературное
3.Жирмунский
В. М. «Валерий Брюсов и
4.
Лавров А. В. «Русские
5.
Гаспаров М. Л. «Академический
авангардизм (Природа и