Символизм в творчестве Брюсова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:28, реферат

Описание

Символизм в России развивался по двум линиям, которые часто пересекались и переплетались между собой у многих крупнейших символистов:
1.символизм, как художественное направление;
2.символизм, как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни.
В своём реферате я хотел бы рассмотреть основные взгляды символистов, более подробно ознакомиться с особенностями символизма, на примере творчества Брюсова Валерия Яковлевича.

Содержание

Содержание.
Введение………………………………………………………………3
Краткая биография Брюсова В.Я……………………………………5
Символизм в творчестве Брюсова В.Я………………………...……7
Заключение…………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………….…15

Работа состоит из  1 файл

Реферат по литре.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

   Стихотворение Брюсова – это призыв, предупреждение скорого конца. На улицах этого города кошмар: «буря», «адский шепот», «грохот», «рокот колес» - все это создает неприятную атмосферу. Но в эту «бурю» врывается «чужой», «заглушая гулы, говор, грохот карет», будто действительно звук «г», умело использованный автором стихотворения, заглушает мирские звуки, порожденные суетой. Конь – вестник неминуемой смерти, но люди испытывали «мгновенный великий ужас». Они не наблюдали за временем, впустую проходит их жизнь. Люди этого города «опьянены» своей свободой, но, на самом деле, закованы в цепи, создаваемые обществом, его устоями, мнениями, и не способны изменить что-либо и разрушить эти цепи. Кольцевая композиция стихотворения позволяет судить о том, что прибытие посланника на землю не заставило задуматься о времени, о жизни, о смерти, потому что все стало на круги своя: 

   Мчались омнибусы, кебы и автомобили,

   Был неисчерпаем яростный людской поток. 

   Но  видение было, пусть даже воспоминания о нем смыли «людские волны», но вестник Смерти посетил землю, а это значит, что автор хочет предупредить о неминуемой кончине города, буржуазных отношений и человека-лирика в руках общества.

   Так же для примера я взял стихотворение  «Ночью», в нем Брюсов также передает описание города, в данном случае города Москвы, посредством символов:

         

   Дремлет Москва, словно самка спящего страуса,

   Грязные крылья по темной почве раскинуты,

   Кругло-тяжелые  веки безжизненно сдвинуты,

   Тянется шея – беззвучная, черная Яуза. 

   Чуешь себя в африканской пустыне на роздыхе.

   Чу! что за шум? не летят ли арабские всадники?

   Нет! качая грозными крыльями в воздухе,

   То  приближаются хищные птицы – стервятники. 

   Падали  запах знаком крылатым разбойникам,

   Грозен  голос близкого к жизни возмездия.

   Встанешь, глядишь…а они все кружат над покойником,

   В небе ж тропическом ярко сверкают созвездия. 
 

     В этом стихотворении Брюсов  словно уводит нас в иную  реальность,  в

иное  измерение, он противопоставляет Россию с Африкой и сравнивает Москву  с самкой страуса. В данном случае  самка  спящего страуса является  символом Москвы. Повторение звуков гр – кр – рск – кр напоминают нам крики страуса. Все это навевает мистический трепет. Брюсов выбрал необычайный для русской поэзии  размер  – с разным  количеством ударных слогов  в строчках.  Он показывает красоту безобразного (грязные крылья,  стервятники,  падаль).  Мы как будто находимся в нереальном мире, космосе, где царит тишина и покой.  В первой строфе через страуса  Брюсов  проводит  аналогию  с Москвой,  говоря: 

   «Грязные  крылья  по   темной   почве   раскинуты, 

   Кругло-тяжелые   веки безжизненно сдвинуты,

   Тянется шея –  беззвучная,  черная  Яуза»,   

   он  имеет ввиду то, что Москву заполнила  грязь и тени заняли все ее пространство.  Она устала терпеть всю пошлость, которая заполонила все!

   Основа  стиха в поэзии Брюсова — метафора, создающая образ, символ. Здесь видится  стремление найти великий синтез человека и красоты. Поэт старается  отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Брюсов употребляет в своих произведениях составные эпитеты. Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха.

   Брюсов  добивается максимального использования  звучания слова. Он передает в стихе не предмет, а впечатление от него: 

   Если  б некогда гостем я прибыл,

   К вам, мои отдаленные предки, — 

   Вы  собратом гордиться смогли бы.

   Полюбили  бы, взор мой меткий...  

   Я буду, как все — и особый.

   Волхвы  меня примут, как сына.

   Я сложу им песню для пробы,

   Но  от них уйду я в дружину.  

   Гей вы! Слушайте, вольные волки!

   Повинуйтесь жданному кличу!

   У коней развеваются челки,

   Мы  опять летим на добычу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение. 

   Историческое  значение русского  символизма  велико.  Символисты  чутко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных  катастроф и потрясений начала нашего столетия. В их  стихах  запечатлен  романтический порыв к миропорядку, где  царили  бы  духовная  свобода  и  единение  людей. Лучшие произведения корифеев русского  символизма  ныне  представляют  собой огромную эстетическую ценность. Символизм  выдвинул  творцов-художников  европейского, мирового масштаба. Это были поэты и прозаики,  и  одновременно философы,  мыслители,  высокие  эрудиты,  люди  обширных  знаний.

   “Лелеять  слово, оживлять  слова  забытые, но  выразительные,  создавать  новые  для  новых   понятий,   заботиться   о гармоничном  сочетании  слов,  вообще  работать  над развитием  словаря   и  синтаксиса,– писал Брюсов,–  было одной  из  главнейших  задач школы”.  Сама образность символистов была новой для русской поэзии и открывала для поэтов позднейшей поры возможность творческих поисков и проб.

   К 1917 году произошло  окончательное  падение  школы  символизма.  В

   основном, это случилось по  двум  причинам.  Во-первых,  поэзия  символистов утратила свою подлинность. Во-вторых, поэзия начала терять  свой  логический смысл. Это произошло из-за того, что символизм – течение слишком  сложное  и неоднородное.  У  каждого  поэта  существовали  свои  особые  символы,  своё видение мира. Символисты разошлись  между  собой  во  взглядах. 

   Не  смотря на всё выше  изложенное,  поэзия  символизма  до  сих  пор

популярна и любима в нашей стране, а имя,  Брюсова Валерия Яковлевича  известно всем. Поэтому я и рассмотрел особенности русского  символизма на примере его творчества, так как его считают вождем и основоположником символизма. В истории русской литературы Брюсов  навсегда  остался открывателем новых путей,  «искателем  смутного  рая»,  великолепным   мастером   стиха, доказавшим, что поэт может передать все многообразие человеческих  страстей, все «сокровища», заложенные в чувстве с помощью символов. Именно символисты  выходят  за рамки аллегорий. У них символ приобретает более  обширные  границы,  принимая  при этом самые необычайные формы, в то время как у остальных поэтов,  не  символистов,  символ  принимает более аллегоричную  форму,  форму сравнений.

   На  протяжении всего творческого пути Брюсов искал "ключи тайн" к  самым сокровенным человеческим чувствам, пытался понять причины рождения новых форм в искусстве. Он внес значительный вклад в русскую культуру, его творчество подготовило почву для развития многих советских поэтов.

   Брюсов  не мог предположить, что новая  литература, новое общество, которое он столь восторженно приветствовал, на десятки лет практически забудут о нем, вспоминая только тогда, когда будут ругать введенный им в литературу символизм.

   Но  не смотря на это стихи Валерия  Яковлевича выдержали испытание  временем, а это главное для поэта и для поэзии в целом.

   В конце хочется добавить, что  символизм  – течение исключительно художественное, сравнительно далёкое  от  общественной и политической борьбы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы. 

   1.Библиография  В. Я. Брюсова: 1884—1973. Ереван: 1976.

   2.Гудзий  Н. К. «Литературное наследство»,  Харьков: 1975.

   3.Жирмунский  В. М. «Валерий Брюсов и наследие  Пушкина», Петроград:  1922.

   4. Лавров А. В. «Русские символисты»,  Москва: 2006.

   5. Гаспаров М. Л. «Академический  авангардизм (Природа и культура в поэзии позднего Брюсова)», Москва: 1995.

Информация о работе Символизм в творчестве Брюсова