Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 09:24, реферат
Цель данной работы – наиболее полно представить символы животного мира, используемые в «Слове о полку Игореве». Для этого необходимо дать общую характеристику используемым символам и на примерах рассмотреть особенности изображения животных и их символическое значение в «Слове о полку Игореве».
3. Символическое значение птиц и животных в «Слове о полку Игореве»
По мнению исследователей, сложно найти в древнерусской литературе другое произведение, в котором мир фауны был бы представлен так разнообразно и поэтично, как в «Слове о полку Игореве». Сегодня говорят о «феномене анималистической поэтики «Слова».[2]. Многогранны и семантическая нагрузка, и изобразительное значение образов живой природы в художественной структуре произведения. Звери и птицы выступают как в роли реально-физических участников событий, так и в символико-аллегорическом их воспроизведении, метафористике.
Чаще всего автор использует персонификацию образа человека в образе животного или птицы. Например, Боян – соловей, князья – соколы, половцы – вороны, гепардово гнездо. В своих характеристиках автор отталкивается от стереотипов, берет за основу внешнее сходство и поведенческое (способность к быстрому передвижению, шумовые действия и т.д.). По мнению Д.С. Лихачева, сравнение людей с птицами и зверями - типичная черта средневековой литературы.[2].
Ученый-биолог Г.В. Сумаруков отметил в своем исследовании «Слова», что «практически во всех многочисленных сравнениях и метафорах автор <…> не совершил ни одной биологической ошибки.[4, с. 78]. На это указывает и Д.С. Лихачев, цитируя природоведа Н.В. Шарлеманя: «Внимательный наблюдатель природы, автор «Слова», с изумительной точностью передает своеобразный характер звуков, издаваемых животными – зверями и птицами. Лебедь у него «пояше» или, будучи вспугнутым «крычит», соловей «ущекотал», его пение – «щекот»; орлы «клектом зовут»; дятлы «тектом путь кажут»; вороны «граяхуть»; галки «говоряхуть», их крик – говор; сороки «троскоташа»; кони «ржуть»; степные зверьки, байбаки и суслики, издают свист; лисицы «брешут»; туры «рыкают».[1, с. 99].
Использование сравнений при создании образов также поражает точностью и детальностью оценки поведенческих особенностей зверей и птиц. Вероятно, источником анималистической символики автора явились не только фольклорные и мифологические заимствования, но и непосредственные наблюдения за животным миром. «Создается впечатление, что ему был ведом сам процесс охоты, предполагающий знание повадок и привычек зверей, их поведения». [5, с. 178].
Точность
наблюдения природы неразрывно связана
с богатством языка поэта, жизненный
опыт – с талантом художника и
поэта. Явления животного и
В первой сцене автор предсказывает будущее поражение Игоря: «Уже бо беды его пасеть птиць по дубию», т.е. собираются вокруг птицы по дубам в ожидании добычи. В «Слове» Святослав произносит: «Коли сокол в мытехъ бывает, высоко птицъ възбиваетъ: не дастъ гнезда своего в обиду». Н. В. Шарлемань отмечает, что выражение «в мытехъ», используется среди охотников по сей день, и означает линьку – период полового созревания птиц. В этот время сокол способен прогнать от своего гнезда даже значительно более сильную птицу, чем он сам. Наполнено драматизмом и другое выражение автора «Слова»: «дружину твою, княже птицъ крилы приодъ», - садясь на трупы убитых, хищные птицы как бы «продевают» их своими мощными распущенными крыльями, чтобы не допустить к добыче других хищников. [1, с. 100].
Следует отметить, что в первой сцене активны животные «чужого пространства» - вестники беды, предсказывающие кровавый исход сражения. Пассивны – только соловьи, олицетворяющие в «Слове» символ «своей» территории. На противопоставление шума голосов проснувшихся галок и умолкшего пения соловьев указывает в своей статье Шелемова, по ее мнению, оно придает сюжетному моменту характер звуковой антитезы (крик галок – молчание соловьев), усиливающей драматизм картины-символа. [5, с. 178].
Возвращение же героя на родину сопровождается радостными трелями самых разных представителей певческого мира птиц, в то время как крики сорок, галок и ворон умолкают. А гоголи, чайки и черняди, чуткие к человеческому приближению, предупреждают Игоря о погоне во время бегства из плена. Главный герой хвалит Дон за то, что он его сторожил «гоголем на водъ, чайцами на струяхъ, чрьнядьми на струяхъ». [1, с. 100].
Таким образом, Шелемова приходит к выводу о том, что птичьи голоса в художественном пространстве «Слова» выполняют поэтическую функцию, создавая звуковую картину как эвфоническую параллель основной повествовательной коллизии. [5, с. 178].
Очень
подробно с использованием многочисленных
примеров «зоологические» метафоры
и сравнения «Слова»
В своей работе Сумаруков предпринял попытку пересмотреть традиционный взгляд на природу в «Слове». Автор, анализируя описание повадок зверей и птиц, пришел к выводу, что в произведении действуют странные животные и птицы, ведущие себя, с точки зрения биолога, неестественно, не так, как должны вести себя они в подобных ситуациях. Неестественно и их сочувствие к людям: они «проявляют себя как разумные сентиментальные пейзажные животные», которых литература XII в. не знала. Поэтому Сумаруков полагает, что сокол, кречет, ворон, лебедь, галка — это «орды половцев, названные по их родовым тотемам». [4, с 113]. Сумаруков насчитывает 11 таких тотемных названий орд: Волки, Вороны, Галки, Гуси, Дятлы, Лебеди, Лисицы, Орлы, Полозы, Соловьи, Сороки. В откликах на работу Сумарукова (В. Н. Миротворцева, М. Ф. Гетманца) подчеркивалось, что, во-первых, нам неизвестно существование стольких тотемов у половецких племен (их тотемами могли быть лишь волки и лебеди), а во-вторых, неестественное поведение зверей и птиц могло объясняться всего лишь обычной условностью, характерной для литературы и искусства. Оценка поведения животных в этих случаях с чисто биологических позиций является совершенно неправомерной, а «идея тотемизма... не только обедняет выдающийся художественный памятник, но разрушает его образную систему изнутри». [8].
Шелемова
отмечает, что в анималистке «Слова»
из присущего ему принципа семантической
многозначности выпадают боевые кони
(комони). Автор статьи относит их
к образам реально-
Список
литературы
Информация о работе Символы из животного мира в «Слове о полку Игореве»