Смысл названия стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:43, контрольная работа

Описание

Николай Гумилев написал стихотворение «Шестое чувство» за год до своей гибели. Оно вошло в последний прижизненный сборник стихов «Огненный столп», в котором звучит голос зрелого поэта и человека. В этом сборнике мы видим «высокого» Гумилева, который за годы творчества отточил свое поэтическое искусство и обогатил его простотой высокой мудрости, чистыми красками. Он мастерски использует и переплетает между собой прозаически-бытовые и фантастические детали, создавая тем самым многомерный художественный

Содержание

Введение……………………………………………………….………3
Шестое – чувство прекрасного в человеке…………………………4
Выразительные средства в стихотворении…………………………6
Две грани – «земное» и «небесное»…………………………………7
Заключение……………………………………………………………9
Список используемой литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 35.95 Кб (Скачать документ)

 

    1. Две грани – «земное» и «небесное».

 

Стихотворение подводит итог размышлениям автора о природе человека. Оно  полемически направлено против романтико-символистской  идеи «двоемирия». В трех первых строфах  вводится традиционный конфликт между  прикованной к земным наслаждениям («хлеб», «женщина», «вино») плотской стороной человека и его духовным миром, устремленным к небесам. Возможно ли такое примирение? – как бы спрашивает автор. Убежденному романтику сама возможность постановки подобного вопроса не придет в голову. Два полюса романтического сознания – дух и плоть – непримиримы по своей сути. Так или иначе, ко концу третьей строфы развитие лирического сюжета достигает наивысшей остроты: кажется, что «земное» начало в человеке одерживает верх над «небесным»

…И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти все мимо, мимо.

Безнадежность подчеркивается двойным  повторением наречия «Мимо» и  интонационной паузой.

Но затем автор все же находит  путь к выходу из тупика. Он рисует нам  фантастическую картину появления  у человека нового органа, способного улавливать высшие, божественные импульсы. Таким образом, духовное и плотское начала становятся поистине неразделимы. «Орган для шестого чувства» - это, конечно, символ. Истинная тема стихотворения – внутренняя гармонизация каждой отдельной личности, гармонизация, которая дается постоянными усилиями над собой, настойчивым движением к трудно осуществимым целям.

Идея синтеза «земного» и  «небесного» не сразу встает перед  читателем во всей своей полноте. Сначала она подготавливается двумя  развернутыми сравнениями в четвертой  и пятой строфах. Эти сравнения  – не простое «украшательство», они важны для развития лирического  сюжета. Что же, собственно, в них  описывается? Мальчик, променявший  свои незатейливые детские игры на едва осознанное «взрослое» любовное влечение, и некая «скользкая тварь», готовая вот-вот покинуть привычную  среду обитания – «разросшиеся хвощи» - для того, чтобы подняться в  небо. Эти образы несут в себе необходимый для понимания последней  строфы мотив эволюции.

Можно сказать, что перед нами лирический миф о самой большой и всепоглощающей страсти поэта. Миф — потому что  здесь Гумилёв воскресил роль поэта, как она культивировалась у символистов: жреца и пророка. Его лирическое «я» стремится не только воплотить общечеловеческое устремление к прекрасному, но и соединить края расходящихся начал: звериного и человеческого, природы и искусства, чувственного и рационального, духа и плоти, цели и целесообразности, мгновенного и вечного, конечного и бесконечного. Представление о красоте и совершенстве мира предстаёт не застывшей абстракцией, тавтологически повторяющейся в зеркалах философии и поэзии, а постоянно осуществляющимся и вечно недостижимым свойством мира и жизни как таковой. Прекрасное в этом стихотворении — не только мечта о всеедином совершенстве, но и главный движитель всякого существования.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В стихотворении «Шестое чувство», написанном в последний год жизни, Николай Гумилев рассуждает об ограниченности привычных чувств, дающих человеку возможность воспринимать материальный мир, и предрекает неизбежное становление  какого-то иного, дополнительного чувства, без которого мир неполон. Гумилев, видимо, подразумевал под «шестым чувством» нечто, помогающее в полной мере ощутить «розовую зарю над холодеющими небесами» и «бессмертные стихи» – чувство прекрасного.

Шестое чувство - это чувство  прекрасного. Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти органов чувств, данных ему творцом. Когда поэт говорит о специальном органе для восприятия прекрасного, то это огромной впечатляющей силы художественный образ, усиливающий и как бы материализующий основную идею стихотворения.

В наш  век снижения духовности, в век  погони за материальным это гениальное стихотворение помогает человеку сохранить и усилить тягу к красоте природы и творений разума и сердца человеческого. В стихотворении поэт  показал, с какой мукой выбирается из плотской оболочки земного существа духовное начало, заложенное в человеке как искра, которая, разгораясь, жжет и мучает "естество" человека.

В этом стихотворении  раскрываются две темы. Одна, более  узкая, - это мечта поэта о торжестве  поэзии в мире, о владычестве красоты, которая, как и по Достоевскому, должна спасти мир. Но ассоциативный круг произведения шире проблемы искусства и даже красоты. 
Вторая тема - философская. К концу жизни Н. Гумилев подошел к лироэпосу особого склада - его интересует человеческая жизнь как уникальное явление планетарной эволюции. Он пишет о Земле как о звезде и о человеке как о зыбком, несовершенном разуме. Своеобразный космический взгляд на мир, попытки создать особый эпос, где была бы дана "биография" Земли, а, может быть, и всей Вселенной, - это самая отличительная черта позднего творчества Гумилева. Он ищет универсальные связи, соединяющие мир и человечество в единое разумное и вечное целое. Нарастающая "космичность" взгляда и мироощущения зримо проявляется в стихах "Огненного столпа".

О том, что  жизнь и искусство должны быть в творчестве художника нерасторжимы, - к такой мысли пришел Н. Гумилев. Он начал быстрое, подобно рывку, восхождение к лирике и эпосу  широкого философского плана. Смерть оборвала это движение.

Поэт  проявлял целомудрие, не называя искомое, постоянно напоминая самому себе и читателям о границах, препятствиях, расстояниях, отделяющих его от предмета жажды, но на самом деле он дал нам  образ нарастающей страсти, неодолимой и всепоглощающей, трагически неразделимой и в то же время столь могучей, что последняя строка, лишь перифрастически, эвфимистически дающая понять о сути притяжения, в то же время именно своей целомудренностью побеждает все препятствия. Последние слова — «шестое чувство» — это знак достижимости и обретения.

Можно сказать, что перед нами лирический миф  о самой большой и всепоглощающей страсти поэта. Миф — потому что  здесь Гумилёв воскресил роль поэта, как она культивировалась у символистов: жреца и пророка.

Его лирическое «я» стремится не только воплотить  общечеловеческое устремление к  прекрасному, но и соединить края расходящихся начал: звериного и  человеческого, природы и искусства, чувственного и рационального, духа и плоти, цели и целесообразности, мгновенного и вечного, конечного  и бесконечного. Представление о красоте и совершенстве мира предстаёт не застывшей абстракцией, тавтологически повторяющейся в зеркалах философии и поэзии, а постоянно осуществляющимся и вечно недостижимым свойством мира и жизни как таковой. Прекрасное в этом стихотворении — не только мечта о всеедином совершенстве, но и главный движитель всякого существования.

Список использованной литературы.

  1. Гумилёв Н.С. Избранное. — М.: Сов. Россия, 1989. — 469 с.
  2. Гумилёв Н. Наследие  символизма и акмеизм //Русская литература ХХ в. Дооктябрьский период/ Сост. Н.А.Трифонов.- М., 1960. – 288с.
  3. Иванов Г. О поэзии Н. Гумилева [Электронный ресурс]/Г. Иванов. — Режим доступа: http://www.silverage.ru/poets/ivanov_g/ivanov_g_gumil.html
  4. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. Под редакцией С.И. Кормилова. М., 2003. – 203с.
  5. Лукницкая В. К. Николай Гумилёв: Жизнь поэта по материалам домашних архивов семьи Лукницких. – Л., 1990. – 243с.
  6. Русская литература: ХХ в.: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся ст. классов/ Сост. Л.А.Смирнова. – М.:Просвещение, 1995. – 298с.
  7. Русова Н.Ю., Шевцов В.Г. Читаем русскую классику: хрестоматия с пояснениями, - Нижний Новгород: Деком, 2001. – 198с.
  8. Смирнов В. Поэзия Николая Гумилева [Электронный ресурс]/В. Смирнов. — Режим доступа:http://hajam2.narod.ru/poety/gum.html
  9. Фрилендер Г. Н. С. Гумилев -- критик и теоретик поэзии.: М., 1999. – 167с.

 

 


Информация о работе Смысл названия стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство»