Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 20:43, контрольная работа
Николай Гумилев написал стихотворение «Шестое чувство» за год до своей гибели. Оно вошло в последний прижизненный сборник стихов «Огненный столп», в котором звучит голос зрелого поэта и человека. В этом сборнике мы видим «высокого» Гумилева, который за годы творчества отточил свое поэтическое искусство и обогатил его простотой высокой мудрости, чистыми красками. Он мастерски использует и переплетает между собой прозаически-бытовые и фантастические детали, создавая тем самым многомерный художественный
Введение……………………………………………………….………3
Шестое – чувство прекрасного в человеке…………………………4
Выразительные средства в стихотворении…………………………6
Две грани – «земное» и «небесное»…………………………………7
Заключение……………………………………………………………9
Список используемой литературы……………
Стихотворение подводит итог размышлениям автора о природе человека. Оно полемически направлено против романтико-символистской идеи «двоемирия». В трех первых строфах вводится традиционный конфликт между прикованной к земным наслаждениям («хлеб», «женщина», «вино») плотской стороной человека и его духовным миром, устремленным к небесам. Возможно ли такое примирение? – как бы спрашивает автор. Убежденному романтику сама возможность постановки подобного вопроса не придет в голову. Два полюса романтического сознания – дух и плоть – непримиримы по своей сути. Так или иначе, ко концу третьей строфы развитие лирического сюжета достигает наивысшей остроты: кажется, что «земное» начало в человеке одерживает верх над «небесным»
…И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти все мимо, мимо.
Безнадежность подчеркивается двойным повторением наречия «Мимо» и интонационной паузой.
Но затем автор все же находит путь к выходу из тупика. Он рисует нам фантастическую картину появления у человека нового органа, способного улавливать высшие, божественные импульсы. Таким образом, духовное и плотское начала становятся поистине неразделимы. «Орган для шестого чувства» - это, конечно, символ. Истинная тема стихотворения – внутренняя гармонизация каждой отдельной личности, гармонизация, которая дается постоянными усилиями над собой, настойчивым движением к трудно осуществимым целям.
Идея синтеза «земного» и
«небесного» не сразу встает перед
читателем во всей своей полноте.
Сначала она подготавливается двумя
развернутыми сравнениями в четвертой
и пятой строфах. Эти сравнения
– не простое «украшательство»,
они важны для развития лирического
сюжета. Что же, собственно, в них
описывается? Мальчик, променявший
свои незатейливые детские игры на
едва осознанное «взрослое» любовное
влечение, и некая «скользкая тварь»,
готовая вот-вот покинуть привычную
среду обитания – «разросшиеся хвощи»
- для того, чтобы подняться в
небо. Эти образы несут в себе
необходимый для понимания
Можно сказать, что перед нами лирический
миф о самой большой и
Заключение.
В стихотворении «Шестое чувство»
Шестое чувство - это чувство прекрасного. Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти органов чувств, данных ему творцом. Когда поэт говорит о специальном органе для восприятия прекрасного, то это огромной впечатляющей силы художественный образ, усиливающий и как бы материализующий основную идею стихотворения.
В наш век снижения духовности, в век погони за материальным это гениальное стихотворение помогает человеку сохранить и усилить тягу к красоте природы и творений разума и сердца человеческого. В стихотворении поэт показал, с какой мукой выбирается из плотской оболочки земного существа духовное начало, заложенное в человеке как искра, которая, разгораясь, жжет и мучает "естество" человека.
В этом стихотворении
раскрываются две темы. Одна, более
узкая, - это мечта поэта о торжестве
поэзии в мире, о владычестве красоты,
которая, как и по Достоевскому, должна
спасти мир. Но ассоциативный круг произведения
шире проблемы искусства и даже красоты.
Вторая тема - философская. К концу жизни
Н. Гумилев подошел к лироэпосу особого
склада - его интересует человеческая
жизнь как уникальное явление планетарной
эволюции. Он пишет о Земле как о звезде
и о человеке как о зыбком, несовершенном
разуме. Своеобразный космический взгляд
на мир, попытки создать особый эпос, где
была бы дана "биография" Земли, а,
может быть, и всей Вселенной, - это самая
отличительная черта позднего творчества
Гумилева. Он ищет универсальные связи,
соединяющие мир и человечество в единое
разумное и вечное целое. Нарастающая
"космичность" взгляда и мироощущения
зримо проявляется в стихах "Огненного
столпа".
О том, что жизнь и искусство должны быть в творчестве художника нерасторжимы, - к такой мысли пришел Н. Гумилев. Он начал быстрое, подобно рывку, восхождение к лирике и эпосу широкого философского плана. Смерть оборвала это движение.
Поэт проявлял целомудрие, не называя искомое, постоянно напоминая самому себе и читателям о границах, препятствиях, расстояниях, отделяющих его от предмета жажды, но на самом деле он дал нам образ нарастающей страсти, неодолимой и всепоглощающей, трагически неразделимой и в то же время столь могучей, что последняя строка, лишь перифрастически, эвфимистически дающая понять о сути притяжения, в то же время именно своей целомудренностью побеждает все препятствия. Последние слова — «шестое чувство» — это знак достижимости и обретения.
Можно сказать,
что перед нами лирический миф
о самой большой и
Его лирическое «я» стремится не только воплотить общечеловеческое устремление к прекрасному, но и соединить края расходящихся начал: звериного и человеческого, природы и искусства, чувственного и рационального, духа и плоти, цели и целесообразности, мгновенного и вечного, конечного и бесконечного. Представление о красоте и совершенстве мира предстаёт не застывшей абстракцией, тавтологически повторяющейся в зеркалах философии и поэзии, а постоянно осуществляющимся и вечно недостижимым свойством мира и жизни как таковой. Прекрасное в этом стихотворении — не только мечта о всеедином совершенстве, но и главный движитель всякого существования.
Список использованной литературы.
Информация о работе Смысл названия стихотворения Н. Гумилева «Шестое чувство»