Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:19, реферат
Сон у человека, как и у животного, вызывается усталостью и переутомлением,
что создает потребность отдыха и покоя. В состоянии сна к переутомленному,
уставшему организму возвращается необходимая бодрость и сила для новых действий,
из которых слагается жизнь.
I Глава первая.
Сны и сновидения. Определение понятий и обоснование работы стр.3
II Глава вторая.
Сны героев Пушкина стр.5
1. Сон Марьи Гавриловны из повести «Метель» стр.6
2. Сон Адрияна Прохорова (повесть "Гробовщик) стр. 8
3. Сновидение Григория из «Бориса Годунова» стр.10
4. Сон Петра Гринева из повести "Капитанская дочка" стр.11
5. Сон Татьяны из романа «Евгений Онегин» стр. 13
III Глава третья.
Поэтика сновидений стр.14
IV Список используемой литературы стр.15
I Глава первая.
Сны
и сновидения. Определение
понятий и обоснование
работы
стр.3
II Глава вторая.
Сны
героев Пушкина
1. Сон Марьи
Гавриловны из повести «Метель»
2. Сон Адрияна
Прохорова (повесть "Гробовщик)
3. Сновидение Григория
из «Бориса Годунова»
4. Сон Петра
Гринева из повести "
5. Сон Татьяны
из романа «Евгений Онегин»
III Глава третья.
Поэтика сновидений
IV Список используемой
литературы
Сон у человека, как и у животного, вызывается
усталостью и переутомлением,
что создает потребность отдыха и покоя.
В состоянии сна к переутомленному,
уставшему организму возвращается необходимая
бодрость и сила для новых действий,
из которых слагается жизнь.
Какова физиологическая природа сна? Истощение
нервной системы вызывает
замедление кровообращения, что, в свою
очередь, обусловливает замедление всех
жизненных функций. Вследствие этого внимание
и воля утрачиваются, и наступает
забытье - сон. Когда человек засыпает,
у него прекращается связь с внешним миром,
он отчасти теряет сознание собственного
бытия, наружные предметы и явления не
действуют на него более. Только мозг продолжает
свою деятельность, которая создает
грезы и сновидения.
Сновидения и грезы являются оттого,
что некоторые органы засыпают, а другие
продолжают бодрствовать. Постепенно
все органы успокаиваются, и настает глубокий
и
спокойный сон. После нескольких
часов такого сна, когда органы приобретают
достаточную силу и нуждаются в новом
труде, а уставшие органы зрения продолжают
свой путь, снова приходят сновидения,
но более определенные, часто хорошо
запоминаемые.
Сновидения являются результатом деятельности
памяти и воображения, поэтому-
то они и бывают так различны по смыслу
и имеют так мало общего с тем, что может
происходить в действительной жизни. Но
сновидения, по своему смыслу почти всегда
соответствуют общественному положению,
умственному развитию, физическому
состоянию, темпераменту и возрасту спящего.
Сны поэта никогда не снятся сапожнику.
Нищий никогда не увидит снов миллионера.
Сновидения ужасные, тяжелые, страшные
бывают вызваны следующими
причинами: сильными впечатлениями, получаемыми
в бодрствующем состоянии, каким
- либо из ряда вон выходящим случаем или
событием, личным участием в каком - либо
выдающемся происшествии; наконец, плохим
состоянием желудка, неудобной постелью
или неудобным положением во время сна.
Поэтому весьма немногие сны имеют
прозаическое, реальное значение. Так
сон трактует традиционная медицина.
Но есть и другие точки зрения. Сновидения
издревле волновали людей, ощущавших в
них нечто неподвластное разуму. Именно
разуму, потому что все рациональные и
психоаналитические толкования проблему
не решили.
Сны снятся, люди в них верят или не верят,
но рассказывают друг другу и пытаются
толковать. Именно иррациональность сна
всегда влекла искусство (в том числе русское):
и музыку, и живопись, и литературу.
Сон Святослава в «Слове о полку Игореве»,
сон Обломова, бредовые сновидения
Роди Раскольникова, сны героев Л.Н.Толстого,
знаменитые сны героини Чернышевского
Веры Павловны - даже этот небольшой перечень
говорит о том, что в русской
литературе сон всегда нес смысловую нагрузку,
в нем подспудно, а иногда и явно
раскрывались будущие испытания героя,
шла психологическая мотивация его
поступков.
А. М. Ремизов пишет об этом так: «В снах
дается и познание, и сознание, и
провидение».
В словаре В.И.Даля
понятия «сон» и «сновиденье»
разделены. Даль многозначен:
сон- это отдых тела в забытьи чувств,
причем это забытье трактуется дальше
как морока, бред - сон на яву. Сновиденье-это
виденье во сне, грезы бред, игра воображения.
Если
говорить о снах и сновидениях в произведениях
русской литературы, то эти понятия
порой трудно разделить, ибо забытье героев
это и есть их отдых (как у Обломова,
например), или короткий бред беспокойного
сознания, напряженность чувств (как у
Пети Ростова) и т. д. Для нас важно прежде
всего, что сны - всегда значимые эпизоды
произведений, которые раскрывают концепцию,
образа и несут смысловую нагрузку.
Говоря о значении
сна в осмыслении глубинных течений
литературного произведения, нельзя пройти
мимо пушкинских творений: «Бориса Годунова»,
«Евгения
Онегина», «Капитанской дочки», «Пиковой
дамы», «Гробовщика». Все вместе они
составляют большое «сновиденческое пространство».
Эти произведения знает каждый
школьник, и тем не менее сны героев А.С.
Пушкина, в которых особенно раскрывается
его мастерство как психолога как-то не
очень четко запечатлеваются в нашей школьной
памяти. Поэтому я хочу подробно остановиться
на теме «Сны и сновидения героев А. С.
Пушкина». Меня привлекает эта тема еще
и тем, что, кроме "говорящей мистики",
в
снах отразилась своя специфическая поэтика.
"Борис Годунов", "Евгений Онегин",
"Повести Белкина", "Капитанская
дочка" -
любимые произведения читающих людей.
Попытаемся определить место сновидения
в
развитии каждого из перечисленных произведений.
Внимательно читая текст, нетрудно заметить,
что сны герои видят перед какими -
либо решающими событиями. И связано это
с тем, что в судьбе каждого героя сны
играют роль пророчества, предсказания:
такова первая и, несомненно, важнейшая
функция сна в сюжете пушкинских произведений.
Характерно и
то, что пробуждение пушкинских героев
происходит в кульминационный
момент сновидений. Свои сновидения герои,
как правило, не «досматривают».
Примечательна также эмоциональная наполненность
сновидения. Падение в конце сна -
тоже эмоция, хотя и видоизмененная и,
очевидно, самая сильная, поскольку приводит
к
пробуждению.
Сон Марьи Гавриловны из повести «Метель»
"Метель" - повесть о том, как живая
жизнь побеждает книжное представление
о
жизни; повесть о следовании духу судьбы,
божьему промыслу. Символом этой живой
жизни является метель. Именно метель
сотворяет то, что распадается нежизнеспособная
романтическая любовь и неожиданное продолжение
и разрешение получает поговорка
родителей Марьи Гавриловны "Суженого
конем не объедешь". Решающая ночь, когда
героиня видит вещий сон, - ночь метельная:
ветер воет, ставни трясутся и стучат -
и все
это кажется ей угрозой и печальным предзнаменованием.
Вспомним пушкинский текст: "...Перед
самым рассветом она задремала; но и тут
ужасные мечтания поминутно ее пробуждали.
То казалось ей, что в самую минуту, когда
она садилась в сани, чтобы ехать венчаться,
отец останавливал ее, с мучительной
быстротой тащил ее по снегу и бросал в
темное, бездонное подземе лье... и она
летела
стремглав, с неизъяснимым замиранием
сердца.. То видела она Владимира, лежащего
на
траве, бледного, окровавленного. Он, умирая,
молил ее пронзительным голосом
поспешить с ним обвенчаться.. Другие безобразные,
бессмысленные видения неслись
перед нею одно за другим."
Видела она это окровавленное и пронзительное,
очутившись на дне «бездонного
подземелья», куда сбросил ее отец. Этот
звучащий - с пронзительным голосом - вещий
сон есть концентрированное образно-символическое
воплощение идеи произведения.
Мария Гавриловна - единственное дитя
уже немолодых родителей, которые хотят
ей счастья и проницательны в оценке Владимира
как потенциального мужа дочери. И
она терзается противоречиями, поэтому
во сне отец тащит ее из саней, причем «с
мучительной быстротой», как будто хочет
спрятать, скрыть от глаз, но одновременно
он
бросает ее в подземелье (мотив наказания
за своеволие, запрета). Во сне Марья
Гавриловна видит препятствия к своему
браку с Владимиром.
И судьба Владимира предрешена в сне Марьи
Гавриловны: он бледен, слаб,
беспомощен и окровавлен. Он в ее сне умирает,
и эта вещая смерть есть
предзнаменование будущей реальной смерти
героя. У него во сне ни сил, ни желаний
нет, лишь мольба и пронзительный голос,
который звучит в душе у бедной Марьи
Гавриловны. На самом деле описание его
блужданий ломают романтическую мечту.
В
противоположность героине, Владимир
лишен дара судьбы, дара предвидения, поэтому
он обречен блуждать в жизненной метели
и потерпеть неудачу. Нет Божьего
благословения - нет пути.
Бурмин, подобно Марье Гавриловне, тоже
следует Божьему промыслу. Вот как
передает Пушкин его состояние: "... непонятное
беспокойство овладело мною; казалось,
кто-то меня так и толкал. Между тем метель
не унималась; я поехал в самую бурю..."
И
герой, и героиня инстинктивно чувствуют,
что метель в корне изменила их жизнь,
и
судьба действительно расставляет все
по своим местам.
Мимолетным оказалось стремление Марьи
Гавриловны к независимости, ее «романтический
бунт» ничем не завершился, она быстро
подчинилась власти
обстоятельств и стала жить по законам
предков (родителей и дедов). Но ситуация
выбора, мятежность героини великолепно
отражены в ее сне. Именно сон и образ
метели как метафоры жизни выводят бытовой
рассказ в разряд философских
произведений о человеческом бытии, о
способности слышать глас судьбы. Об этом
слова Баратынского:
Сон Адрияна Прохорова (повесть "Гробовщик")
"Г робовщик" - произведение о том
же: о жизни и о судьбе. Адриян допускает
отступление от закона нравственного,
Господнего - и получает своеобразное
предупреждение в виде "бала мертвецов".
В чем заключается это отступление? Он
привык на смерть людей смотреть с точки
зрения выгоды: "в мыслях он хоронит
живых", он растерял простые человеческие
связи, человеческое отношение к миру.
Из
повести мы узнаем, что тайна материального
благополучия Адрияна кроется в обмане
и
мертвых, и живых. Постоянная забота о
том, как бы половчее продать свой товар,
как бы
получить богатый заказ, мечта о смерти
купчихи Трюхиной, "которая уже около
года
находилась при смерти", - все это живет
в подсознании героя и нравственно его
разлагает. Эпизод сна настолько тонко
и талантливо вплетен в сюжет рассказа,
что
трудно оторвать пьяные сновидения героя
от его реальных обид, ворчаний, тайных
желаний и предвкушения подзаработать.
Это достигается, в частности, такими
конкретными деталями сна, как «гривенник
на водку», « поехал на Разгуляй», «модный
сюртук» наследника купчихи Трюхиной,
живая картина отпевания и т.д.