Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 20:19, реферат
Сон у человека, как и у животного, вызывается усталостью и переутомлением,
что создает потребность отдыха и покоя. В состоянии сна к переутомленному,
уставшему организму возвращается необходимая бодрость и сила для новых действий,
из которых слагается жизнь.
I Глава первая.
Сны и сновидения. Определение понятий и обоснование работы стр.3
II Глава вторая.
Сны героев Пушкина стр.5
1. Сон Марьи Гавриловны из повести «Метель» стр.6
2. Сон Адрияна Прохорова (повесть "Гробовщик) стр. 8
3. Сновидение Григория из «Бориса Годунова» стр.10
4. Сон Петра Гринева из повести "Капитанская дочка" стр.11
5. Сон Татьяны из романа «Евгений Онегин» стр. 13
III Глава третья.
Поэтика сновидений стр.14
IV Список используемой литературы стр.15
А дальше начинается кошмар. "Комната
полна была мертвецами. Луна сквозь
окна освещала их желтые и синие лица,
ввалившиеся рты, мутные полузакрытые
глаза и
высунувшиеся носы..." Все это были клиенты,
приглашенные им попировать в отместку
сапожнику, булочнику, переплетчику, которые
задели его: «пей за здоровье своих
мертвецов». И опять все кажется в порядке
и нет ничего неожиданного. Но такие сны
так просто не кончаются: отставной сержант
гвардии Петр Петрович Курилкин,
которому гробовщик
продал свой гроб и не без обмана:
сосновый за дубовый, -
напомнив о себе, "простер ему костяные
объятия". Гробовщика это задело, он
оттолкнул
Курилкина, а тот, несчастный, не выдержал,
упал и рассыпался. И вот конец: мертвецы,
заступаясь за Курилкина, набросились
на гробовщика - "оглушенный их криком
и почти
задавленный, сам упал он на кости отставного
сержанта и лишился чувств".
Сон Адрияна - это метафора неправедной
жизни - с ложью и обманом,
сословными предрассудками, по которым
бедняк и на том свете стесняется своего
рубища и не участвует в общем бале мертвецов.
Такая жизнь хуже смерти, и поэтому
Адриян лишается чувств.
Пробуждение после хмельного бредового
сна тяжело: "С ужасом вспомнил Адриан
все
вчерашние происшествия. Трюхина, бригадир
и сержант Курилкин смутно
представились его воображению. Он молча
ждал, чтобы работница начала с ним
разговор и объявила о последствиях ночных
приключений".
Ему страшно первому начать разговор -
вот следствие сна! И он даже спорит с
ней, но где-то внутри уже рождается совершенно
противоположное чувство - радость:
это был лишь сон, и еще полдня впереди.
И впереди жизнь! Именно потрясение от
сна
дает герою ощущение, что живому человеку
место среди живых. Все происшедшее в
повести и есть пробуждение совести Адрияна
от неправедной жизни... Поэтому рассказ
заканчивается предвкушением самовара
и чая с дочерьми.
Сновидение Григория из «Бориса Годунова»
Это необычное сновидение прекрасно подтверждает
романтический и страстный
характер авантюриста, предвещает скорое
будущее:
"Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню: с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне, и страшно становилось
И, падая стремглав, я пробуждался..."
"Проклятый сон"
снится в третий раз, поэтому так отчетливы
в нем детали и
эмоции. И опять падение, как в "Метели",
во сне Марьи Гавриловны. Но там было
темное, бездонное подземелье, куда летела
она (с земли вниз, под землю) с
"неизъяснимым замиранием сердца",
а здесь падение с крутой лестницы, с башни
(с
высоты на землю), в людской муравейник
с чувством стыда и страха.
«Сновидения - это ведь моменты пробуждения...
мы видим свою жизнь вне
времени, видим соединенным в одно то,
что разбито по времени; видим сущность
своей
жизни: степень своего роста», - писал в
своем дневнике Л.Н. Толстой. Действительно,
во
сне самозванца отразилась его сущность
- он человек, играющий со своей судьбой
и
судьбами других людей, он "глядит в
Наполеоны", и перевоплощение - непременный
атрибут его игры.
Для него нет ПРАВДЫ, он легкомысленно
воспринимает своего духовного
руководителя Пимена, человека, с которым
живет в одной келье. Не услышанное, ложно
понятое слово правды Пимена о народном
грехе, о своем грехе вне его ведома
подвигает молодого честолюбца выдать
себя за убитого Димитрия, делает Григория
"бичом Божьим".
Падение с огромной высоты во сне символизирует
его человеческое, личностное
падение. Перед нами герой - фанатик, роль
которого, начатая с пробуждения и с
рассказа о преследующем его сне, сном
и заканчивается.
Сон Петра Гринева из повести "Капитанская дочка"
Говоря о снах героев Пушкина, нельзя пройти
мимо замечательного сна в повести
"Капитанская дочка". Ко времени сна
герой уже встретил своего вожатого, и
мимолетный сон демонстрирует будущие
встречи, перекрещение судеб. "Мне казалось,
буран еще свирепствовал, и мы еще блуждали
по снежной пустыне...Вдруг увидел я
ворота и въехал на барский двор нашей
усадьбы...С беспокойством выпрыгнул я
из
кибитки и вижу: матушка встречает меня
на крыльце... "Тише, - говорит она мне,
- отец
болен, при смерти, и желает с тобой проститься".
Пораженный страхом, я иду за нею в
спальню ... Что ж? Вместо отца моего вижу
- в постеле лежит мужик с черной бородою,
весело на меня поглядывая. Я в недоумении
обратился к матушке: "Что это значит?
Это
не батюшка. И с какой мне стати просить
благословения у мужика?" — "Все равно,
Петруша, - отвечала мне матушка, - это твой
посаженный отец; поцелуй у него ручку,
и
пусть он тебя благословит..." Я не соглашался.
Тогда мужик вскочил с постели,
выхватил топор из-за спины и стал махать
во все стороны. Я хотел бежать... и не мог;
комната наполнилась мертвыми телами;
я спотыкался о тела и скользил в кровавых
лужах... Страшный мужик ласково меня кликал,
говоря: "Не бойсь, подойди под мое
благословение..." Ужас и недоумение
овладели мною... "
Бросается в глаза явная абсурдность "сюжета"
сновидения: "отец оказывается
мужиком с бородой", он весело "поглядывает",
вскакивает с постели и машет топором.
Сновидение наполнено нарастающими и
эмоциональными переживаниями героя:
беспокойство, страх, ужас и недоумение.
Финал сна Гринева схож с финалом сна
Григория: пробуждение в момент наивысшего
психологического напряжения.
Интересно, что переживания героя отражаются
в природных явлениях ("буран еще
свирепствовал"). "Буран" - в контексте
повести - весьма многозначительный образ,
связанный не только с чувствами Гринева,
но и с историческими событиями того
времени. Здесь так же, как и во сне Григория,
поведение "сновидца" пассивно:
случайный приезд домой ( на самом деле
Гринев едет из дома), подчинение
обстоятельствам, невозможность убежать
от мужика с черной бородой, образ которого,
кстати, возникает
не случайно: сну предшествовала встреча
с вожатым, который
впоследствии окажется Емельяном Пугачевым
- царем-самозванцем (во сне он
фигурирует как отец-самозванец). Мать
Гринева называет мужика "посаженым
отцом",
это опять-таки не случайно - достаточно
вспомнить, какую роль Пугачев сыграет
в
судьбе Гринева и Маши Мироновой. Гринев
признает, что это "сон в котором до
сих пор
он видит нечто пророческое, когда соображает
с ним странные обстоятельства своей
жизни".
В этом сне Пугачев благословляет, направляет
Петрушу, оберегает на жизненном
пути. Сколько раз он прощает его и в реальной
жизни! Ему больно, что Гринев не
оправдал его доверия, как больно отцу
за сына, но Пугачев все равно отпускает
его
вместе с невестой на все четыре стороны,
по-христиански. Как пишет М. Цветаева,
отпускает "изнутри своей волчьей любви".
Л. Толстой считал. Что "в зеркале снов
можно увидеть внутренний мир
персонажа" В "Капитанской дочке"
сон Гринева - осколок от зеркала, мимолетное
видение под вой ветра и ритма раскачивающейся
кибитки. Но как важен он для
понимания глубинных смыслов произведения.
И топор, и мертвецы - страшная
символика, которая воплотится в реальный
бунт со всеми его последствиями. Во сне
Гринев бежит от махающего топором мужика,
в реальности - не приемлет стихии
"русского бунта", "бессмысленного
и беспощадного", он умеет разглядеть
в грозном
бунтовщике Пугачеве незаурядную личность
и отдать должное его справедливости и
великодушию. Вчерашний дворянский недоросль,
"домашний мальчик", он
предпочитает смерть малейшему отступлению
от велений долга, чести, отказывается
от
компромиссов с Пугачевым и в трудной
ситуации стремительно меняется, вырастает
духовно и нравственно.
Сон Татьяны из романа «Евгений Онегин»
«Чудный сон» Татьяны изучен вдоль и поперек
и с точки зрения народной гадательной
символики, и как сон - предзнаменование
будущих событий. Это сон
влюбленной девушки, и все в нем значимо,
тем более что рассказчик уж так
неравнодушен к своей героине (об этом
свидетельствует обилие уменьшительно-
ласкательной лексики: « ручкой оперлась»,
« с ножки милой» башмачок слетел и т.д.)
Сон Татьяны - это не только плод ее девичьего
воображения, но результат долгой
упорной работы измученного сердца. Обращение
ко сну помогает Пушкину объяснить
всю горечь участи своей героини. В этом
смысле сои даже не предупреждение, а
утверждение опасения.
Суеверная Татьяна верит в то, что ее сон
сбудется, потому что идут Святки, время
чудес, время гаданий.
Первый образ сна - снеговая поляна, «печальная
мгла» вокруг и «дрожащий
гибельный мосток», который среди безмолвия,
скуки, одиночества, окружающих
Татьяну в жизни, символизирует единственный
верный путь в будущее. Несмотря на
обилие символики, сон наполнен и реальными
деталями: зимний лес с клоками снега на
соснах, нагие липы, осины, березы, занесенные
снегом кусты, убогий шалаш, наконец
Онегин, Ленский и Ольга.
Сон Татьяны не бредовое виденье, как в
рассказе «Метель», а реалистичное,
наполненное ясностью и смыслом постижения
сути происходящего с героиней в жизни.
Это зеркало, гротесковое, утрированное,
но зеркало будущего сельского бала - именин
Татьяны, который станет роковым в судьбах
героев романа.
В ее сне нет мистической силы, подавляющей
сознание и эмоции; в нем глубина,
поэтичность, мудрость простой созерцательной
души, отважность и целомудрие,
естественность своих порывов - все то,
что составляет природу Татьяны.
Любовь становится мощной силой ее познания,
ее нравственного роста. Она сама
сотворила себе веру, сама сделала свой
выбор, и сон помогает ей постичь свой
внутренний мир.
Поэтика снов и сновидений составляет
отдельную область изучения. Ведь автор
пытается через эти описания передать
душевно - чувственные особенности героев:
Адриан Прохоров пьян и озлоблен, потому
что унизили; Марья Гавриловна вся в
противоречиях: и хочется, и боится; Гринев
еще слишком близок к дому, но уже
пережил буран в степи, страх,
Микротексты сновидений отличаются особой
фонетикой, лексикой, синтаксисом.
В них часты умолчания, инверсии, повторы,
которые создают загадочную,
таинственную, мистическую атмосферу;
метафоры, синонимы, символы, перифразы
-
все это нити, из которых создается полотно
сна как текстового эпизода.
Сон несет и поток звуковых и слуховых
ассоциаций, цветовую гамму, которые
усиливают эмоциональный настрой читателя.
Например, сон Татьяны черно-белый, но
именно эта строгость придает ему серьезность,
тревожность. Постоянно повторяющиеся
цвета будто усиливают страх: белый снег
- бурый медведь, ярко светится окошко
-
темная шайка и т.д.
Сны Прохорова и Гринева - цветные, динамичные,
там льется красная кровь,
мелькают мертвецы, много движения. Почти
все сны Пушкина полны диалогов, споров,
криков людей и природного шума: метель
воет, медведь ревет, мосток дрожит, поток
кипит, шумит, клубит...
Несколько слов
нужно сказать и о построении
снов. Композиционная структура
их отличается дробностью, фрагментарностью,
особой ритмичностью. Они несут
связующую функцию в сюжете, соединяя
в одно то, что в действительности разбито
по
времени и пространству.
Одним словом, мир снов и сновидений героев
Пушкина необычайно богат и
врастает в текст произведений, как дерево
в почву.
Список используемой литературы.
1. Порудоминский
В. В. Особенно оживленная
сновидения в духовных исканиях Толстого
//Человек. - 1997. - № 6
2. Руднев В.
П. Культура и сон// Даугава. - №
3. - Рига, 1990.
3. Зуев Н. "Повести
Белкина" А. С. Пушкина как одна из вершин
философской
прозы. В сб. "Наш Пушкин". М.: Деком,
2003.
4. Лотман Ю.
М. Роман А. С. Пушкина "