Социальная политика
играет огромную роль во внутренней
политике любого государства,
так как проблемы, возникающие
в социальной сфере, напрямую
связаны с развитием экономической
и политической жизни страны,
а следовательно, являются своеобразным
индикатором развития общества.
Для России этот вопрос сегодня
особенно актуален в связи
с необходимостью формирования
новой модели социальной политики.
Процесс трансформации патерналистской
модели, которая существовала в
эпоху СССР, непростой, и прежде
всего требует решения вопрос
о роли государства в новой
социальной политике, его функциях
и взаимодействии с общественными
институтами.
Правильно проводимая социальная
политика государства, в широком
смысле являясь одним из направлений
макроэкономического регулирования,
действительно обеспечивает снижение
социальной напряженности, рост благосостояния
населения, достижение равновесия и
стабильности в обществе. [1] В
узком смысле социальную политику можно
определить как систему мер, направленных
на осуществление социальных программ,
в частности, на поддержание доходов,
уровня жизни населения, обеспечение
занятости, поддержки отраслей социальной
сферы, предотвращение социальных конфликтов.
Основными индикаторами общественного
развития, находящимися под воздействием
социальной политики, являются:
- доходы как
материальные источники существования;
- занятость;
- здоровье;
- жилье;
- культура;
- образование;
- окружающая
среда.
Социальная политика
государства реализуется через
механизм государственных программ
социального обеспечения и системы
социальных услуг. Социальное
обеспечение включает социальное
страхование и общественное вспомоществование,
направленное на поддержание
дохода беднейших слоев населения
независимо от их участия в
трудовой деятельности и выплаты страховых
взносов. Система социальных услуг включает
здравоохранение, образование, профессиональную
подготовку, службу занятости и некоторые
другие сферы.
Главное место в социальном
регулировании принадлежит государству,
которое формулирует общую концепцию
и основные направления социальной
политики, обеспечивает законодательную
и правовую основу. Помимо государства
в решении социальных проблем
принимают участие отдельные
предприятия и фирмы, общественные,
политические и профсоюзные объединения,
а также организации, базирующиеся
на благотворительных и добровольных
началах, наконец, частные лица.
Степень участия
государственного сектора в социальной
сфере во многом определяет
масштабы и характер проводимой
социальной политики. Расширенная
социальная политика означает
общедоступность социальных программ,
универсальность социальных выплат,
всеобъемлющий характер перераспределенной
деятельности государства. Ограничительная
социальная политика предполагает
сведение к минимуму ее масштабов,
содержания и объектов.
Существуют
различные классификации моделей
социальной политики, но так или
иначе большинство из них базируются
на принципах, вытекающих из
роли и степени участия в
реализации социальной политики
государства, институтов гражданского
общества и отдельных граждан.
Основываясь на геополитическом
аспекте, выделяют скандинавскую,
континентальную и американо-британскую
модели социальной политики. Зачастую,
исходя из преемственности от
той или иной политической
партии, скандинавскую социальную
модель называют также социал-демократической,
континентальную – социально-рыночной,
а американо-британскую – либеральной
моделью социальной политики. Рассмотрим
их основные черты.
Скандинавская модель.
В
модели социальной политики этого
типа значительную часть расходов
на социальные нужды берет
на себя государство, и основным
каналом перераспределения является
бюджет. Государство несет основную
ответственность за социальное
благополучие своих граждан и
является основным производителем
социальных услуг. Услуги (образование,
здравоохранение, забота о детях
и престарелых и т.п.) в большинстве
случаев организовываются муниципалитетами.
Данная система действует через
перераспределение (например, бюджет
или социально-страховые фонды),
и доля социальных расходов очень высока.
Эта модель в той или иной мере воплощается
в политике таких стран, как Швеция, Финляндия,
Дания, Норвегия.
Шведская модель.
Термин «шведская модель» появился
в конце 60-х годов в связи
с приобретением Швецией статуса
государства, одного из самых
развитых в социально-экономическом
отношении. Именно в Швеции
возникли и получили развитие
понятия “политика полной занятости”,
“солидарная система зарплат”.
Основными целями шведской социальной
политики являются полная занятость
и выравнивание доходов. [3] Осуществление
целей идет через преднамеренное
перераспределение доходов, прежде
всего через налоговую и трансфертную
политику, для чего были созданы
специальные государственные и
негосударственные институты. Универсальность
модели выражается во всеобщности
и общедоступности социальной
защиты, которая распространяется
на все население. Оказываемая
помощь обеспечивает социальную
защиту населения на уровне
нормального жизненного стандарта.
[4]
Социальное
обеспечение находится на высоком
уровне и предусматривает выплату
пособий по безработице, детские
пособия и ряд других. Пособия
по безработице позволяют сохранить
достойный уровень жизни в
случае потери работы, а сокращение
расходов на выплаты по безработице
достигается за счет развитой
системы служб трудоустройства.
Дети, независимо от доходов родителей,
получают ежемесячное пособие,
которое выплачивается до 18 лет.
Дополнительные пособия получают
семьи с тремя и более детьми.
В дополнение к услугам социального
обеспечения действуют негосударственные
организации, выполняющие различные
виды социальной работы, например,
защиту прав инвалидов.
Социальные услуги.
Образование в
Швеции охватывает все население
и обеспечивает практически полную
грамотность. Бесплатным является
среднее и высшее образование,
а также программы переквалификации
и ряд других образовательных
программ. Разнообразие форм обучения
взрослого населения дает возможность
непрерывного образования на
протяжении всей жизни. Подготовка,
переподготовка и повышение квалификации
кадров при общедоступности образования
значительно снижают уровень
безработицы и отражают политику
полной занятости населения. В
самом законодательстве Швеции закреплено
предоставление оплачиваемого учебного
отпуска. Швеция вообще тратит на образование
больше ВНП, чем любая другая страна, и
занимает одно из ведущих мест по уровню
грамотности. Расходы на образование окупаются,
так как способствуют развитию поведенческой
гибкости людей, их мобильности в меняющейся
ситуации на рынке труда. Здравоохранение
в Швеции доступно для всех граждан посредством
всеобщего социального страхования независимо
от доходов и уплачиваемых налогов.
На сегодняшний
день социальная модель в Швеции
требует серьезного пересмотра
в сторону либеральных реформ.
К этому обязывает членство
в ЕС, которое требует согласия
с его основополагающими неолиберальными
принципами и стандартами социального
регулирования. Возникает вопрос
о слишком высоких социальных
издержках в Швеции по сравнению
с другими членами ЕС, где расходы
на социальную защиту значительно
ниже. В целом ситуацию в области
социальной защиты продолжают
определять принципы солидарности
и социальной справедливости. [5]
Континентальная модель.
В этой модели
государство, как правило, несет
ответственность только за выдачу
социальных пособий получателям,
то есть за социальное обеспечение,
но не организует социальные
услуги. Здесь бюджетные отчисления
и страховые взносы работника
и работодателя на социальные
мероприятия примерно равны, и
основными каналами перераспределения
являются как государственные,
так и частные (но находящиеся
под контролем государства) социально-страховые
фонды. Этой модели следуют
Германия, Франция, Австрия, Бельгия.
Немецкая модель социального рыночного
хозяйства.
Понятие
“социальное рыночное хозяйство”
было введено в 1946 г. Альфредом
Мюллером-Армаком для определения
парадигмы экономической политики,
сочетающей принципы “рыночной
свободы” и “социального выравнивания”.
Целью такой социальной политики
является создание условий для
активной самореализации каждого
члена общества в экономической
сфере. Для этого требуются
общие институциональные условия,
которые регулируют хозяйственную
деятельность индивидуумов. На первый
план выходит не перераспределение
дохода через бюджет и бесплатные
социальные услуги как в шведской
модели, а создание благоприятных
экономических условий для трудоактивного
населения, на которое и сориентированы
основные меры социальной защиты.
Социальное обеспечение.
В Германии
действует 4 вида социального
страхования: пенсионное, медицинское,
от безработицы и от несчастных
случаев. Социальное страхование
финансируется совместно работодателями,
а также наемными работниками
и дифференцируется по видам
деятельности. Принцип страхования
означает право на получение
услуг теми, кто делает взносы
в соответствующие фонды. Уплата
взноса дает право на соответствующую
услугу независимо от действительной
потребности в ней. Система
социального обеспечения включает
также государственные средства,
отпускаемые в виде пособий
на детей (единовременные выплаты
при рождении ребенка, дотации
малообеспеченным и многодетным
семьям), помощь беженцам, пособия
для получения образования, помощь
молодежи, пособия на лечение,
пенсионные субсидии, помощь жертвам
войны, инвалидам, а также социальную
помощь малообеспеченным гражданам.
Социальные услуги.
В системе
здравоохранения действует система
обязательного медицинского страхования,
в результате 90% населения охвачено
обязательным страхованием, 8% –
частным и за 2% неимущих граждан
платит государство. В системе
образования главным является
принцип “академической свободы”,
т. е. в образовательное учреждение
может поступить любой желающий,
если он удовлетворяет всем
условиям допуска. Среднее и
высшее образование является
бесплатным.
Германия
в конце 1990-х гг. достигла определенного
пика развития своей социально-ориентированной
экономики, которая теперь, как
и шведская модель, нуждается
в серьезной модернизации. Политику
социального рыночного хозяйства
Германии усложняет проблема, связанная
со структурными преобразованиями
в Восточных землях, где продолжается
закрытие неконкурентоспособных
производств, идет рост безработицы
и социальной напряженности. На
ближайшие годы в Германии
намечена окончательная интеграция
новых федеральных земель в
экономическую систему единой
Германии, снижение безработицы
и проведение пенсионной реформы,
где наряду с государственным
социальным страхованием будет
развиваться частная система
страхования.
Американо- британская модель.
Данная
модель характеризуется минимальным
участием государства в социальной
сфере. Финансовую основу реализации
социальных программ составляют
в первую очередь частные сбережения
и частное страхование, а не
средства государственного бюджета.
Государство берет на себя
ответственность лишь за сохранение
минимальных доходов всех граждан
и за благополучие наименее
слабых и обездоленных слоев
населения. Однако оно максимально
стимулирует создание и развитие
в обществе различных форм
негосударственного социального
страхования и социальной поддержки,
а также различных средств
и способов получения и повышения
гражданами своих доходов. Подобная
модель социального государства
характерна для США, Англии
и Ирландии.
Британская модель государства
благосостояния. Социальное обеспечение.
Социальные программы
строго индивидуализированы, и
большинство из них приватизированы.
Вместо равенства возможностей
для всех групп нуждающихся
введен принцип выборочной помощи
отдельным категориям населения.
К ним отнесены пенсионеры, инвалиды,
больные и недееспособные лица,
малооплачиваемые семьи с детьми,
неполные семьи. В настоящее
время пособия на детей выплачиваются
всем детям до 16 лет, а также
малообеспеченным семьям, но только
в том случае, если семья является
полной. Пособие выплачивают и
после 16 лет, если ребенок учится
в дневном колледже.