Социальные услуги.
Обязательное
образование является бесплатным.
Система здравоохранения также
бесплатная. Однако недостаток средств
и недостаточно развитая система
платных медицинских услуг приводят
к необходимости реформ в этой
сфере. В ближайшие годы в
Великобритании предполагается
разработать проект развития
системы платных медицинских
услуг, что предусматривает широкие
возможности для пациентов в
выборе врачей и больниц.
Американская
модель государства благосостояния.
Данная модель социальной политики
базируется на индивидуалистических
принципах при отсутствии сильного
социального законодательства и
относительно слабой роли профдвижения
в общественно-политической жизни
страны. Начало развитию современной
системы социального обеспечения в США
было положено принятием в 1935 г. президентом
Ф. Рузвельтом фундаментального Закона
о социальном страховании.
Социальное обеспечение.
В США основным адресатом социальной
помощи является семья. Основной
критерий получения материальной
поддержки – бедность, то есть
доход ниже официально установленного
прожиточного минимума на члена
семьи. Основным видом помощи
малоимущим семьям в США является
пособие на детей. Особенностью
социальной политики США является
преобладание “натуральных” видов
помощи нуждающимся над денежными.
Это могут быть, например, талоны
на питание, которые включают
покупку только пищевых продуктов
(за исключением корма для животных,
алкоголя, табака и импортных
продуктов). Страхование является
строго персонифицированным.
Социальная модель в рамках Европейского
Союза.
На
сегодняшний день правомерно
говорить о создании и развитии
новой модели социальной политики
– общеевропейской, в соответствии
с которой развертываются интеграционные
процессы в социальной сфере
в рамках государств-членов ЕС.
Вырабатываемая модель сближает
концепции социальной политики
в различных странах. [7] Доминирующей
является мысль, что государственный
контроль препятствует не только
экономическому, но и социальному
развитию. Это приводит к пересмотру
роли государства в социальной
сфере в тех странах, где
оно было традиционно сильным,
например, в скандинавской модели.
Происходит процесс переориентации
социальных программ с универсального
уровня на индивидуальный, что
значительно дешевле и эффективнее,
так как адресная помощь предоставляется
только действительно в ней
нуждающимся.
В основу
общеевропейской социальной политики
положен принцип совмещения экономической
эффективности и социальной солидарности.
Упор делается на сбалансированное
развитие социальной политики
Европы, транспарентность и соблюдение
интересов всех стран-членов ЕС.
Регулярные встречи министров
по социальной политике позволяют
обмениваться опытом и вырабатывать
общую концепцию. Еврокомиссия
оказывает содействие в подготовке
отчетов и проведении исследований.
Все правительства европейских
государств сходятся в том,
что социальная политика это
прежде всего ответственность
каждой из стран, входящих в
ЕС.
Россия.
Рассмотрев
модели социальной политики стран
Запада, нельзя не задаться вопросом
о месте российской социальной
политики в этих структурах. Проанализируем
опыт СССР и социальную политику
России переходного периода.
Советская социальная модель
характеризовалась главенствующей
ролью государства в социальной
сфере. В стране существовала система
государственного бесплатного здравоохранения,
образования и социального обслуживания.
В системе производственных отношений
партийно-государственный аппарат
осуществлял централизованный контроль
над работодателями и профсоюзами.
Социальная защита основывалась не на
институте социального страхования,
как в большинстве развитых стран,
а на государственном социальном
обеспечении. Считалось, что в плановой
экономике социальные риски отсутствуют,
а социальное страхование относится
к атрибутам исключительно рыночной
экономики. Некоторые услуги недофинансировались
(например, здравоохранение), а некоторые,
наоборот, имели сверхсубсидирование
(например, жилье).
Перемены
в экономике, произошедшие после
распада СССР, проявились и в
социальной политике. Главное –
системы государственных бесплатных
социальных услуг распались, а
условия для создания новой
системы, к сожалению, не созданы.
Это объясняется тем, что социальная
сфера в России в прошедший
период реформ не была приоритетной
в плане преобразований. При отсутствии
целенаправленного воздействия
объектами социальной политики
становилась то одна социальная
группа, то другая. Однако предпринимаемые
меры (выплаты пособий по безработице
и компенсации роста цен, а
также другие) к желаемым результатам
не привели. Сегодня вполне
очевидно, что социальные ресурсы
в обществе постепенно истощились.
Незначительное увеличение трудовой
активности населения на начальном
этапе реформ за счет возникновения
новых сфер и видов деятельности,
а также появления новых источников
дохода к предполагаемому росту
уровня жизни в России не
привело. Напротив, в обществе
обострился социальный кризис
ввиду резкого снижения качества
жизни населения, что заставило
правительство начать корректировку
курса реформ и рассматривать
социальную политику как существенное
и приоритетное направление деятельности
государства.
Переход
к новой социальной политике
сегодня предполагает отказ от
патернализма, где государство жестко
детерминирует поведение человека
в социальной сфере. Вместо
этого предполагается:
- формирование
рынка социальных услуг с реально
возникающей конкуренцией их
производителей;
- повышение качества
данных услуг;
- снижение издержек на
их производство;
- изменение модели социальной
защиты от превалирующей социальной
поддержки к преимущественно
социальному страхованию с дифференциацией
рисков и зависимостью размеров
страховых выплат от страховых
взносов.
Необходимым
условием системного изменения
модели социальной политики является
также перераспределение роли
государства и местного самоуправления.
Перечислим основы проводимой
на сегодняшний день в России социальной
политики. Так, защита от безработицы
реализуется через подготовку кадров,
организацию фонда помощи безработным
с установлением величины пособия.
Защитой от инфляции является индексация
доходов, т.е. увеличение их номинальной
величины для предотвращения снижения
реального уровня. Детям, инвалидам
и некоторым другим категориям граждан
выплачиваются ежемесячные пособия.
Вместе с тем существует неопределенность
в определении доли бесплатных услуг,
финансируемых государством.
Среди проблем, требующих
скорейшего урегулирования в социальной
сфере, можно выделить следующие:
- необходимость
стабилизации финансового положения
государственных внебюджетных социальных
фондов;
- погашение
задолженности работникам по
заработной плате;
- расширение
источников финансирования социальных
услуг;
- внедрение
адресной системы социальной
поддержки населения;
- введение
единого порядка корректировки
шкалы и ставок подоходного
налогообложения.
Пока
для России остается открытым
вопрос о том, какая именно
модель социальной политики будет
наиболее адекватной для развития
страны. Но уже сегодня очевидна
необходимость коренных изменений
в обязанностях государства, предприятий
и личности, активизация роли
государства в социальной сфере
и регулировании социальных процессов.
Правильный, разумный
выбор стратегии социальной политики,
отвечающей всем реалиям сегодняшнего
дня и в то же время базирующийся
на традициях государства, собственном
историческом опыте и опыте
зарубежных стран, является главной
задачей на пути построения
социально ориентированной рыночной
экономики. От этого выбора
зависит благосостояние нации,
а следовательно, и будущее
России.