Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:22, реферат
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.
Введения
1.Место и роль темы детства в романе “Братья Карамазовы”.
-Значение для романа и способ описания детства главных героев (Митя, Алеша и Иван Карамазовы, Смердяков.) -
2. Смысл детства в понимании Ф.М. Достоевского
-Тема детства как способ выражения и обоснования христианской позиции Ф.М. Достоевского (чистота, любовь, слабость, незащищенность).
-Роль образа Коли Красоткина в общей концепции романа.
Заключение.
Содержание:
Введения
1.Место и роль темы детства в романе “Братья Карамазовы”.
-Значение для романа и способ описания детства главных героев (Митя, Алеша и Иван Карамазовы, Смердяков.) -
2. Смысл детства в понимании Ф.М. Достоевского
-Тема детства как способ выражения и обоснования христианской позиции Ф.М. Достоевского (чистота, любовь, слабость, незащищенность).
-Роль образа
Коли Красоткина в общей
Заключение.
Введение.
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.
Раздвоенность терзала Достоевского, становясь для него и его героев источником мучительного своеобразного и мстительного наслаждения – болезненной формой признания безвыходности мучений.
Он сам был жестоко унижен и оскорблён страшной действительностью, превращавшей его героев в изломанных людей. Его жизненный и литературный путь представляет собой трагедию, содержание которой является подавление и уродование человеческой души действительностью, враждебной гению, свободе, искусству, красоте. В произведениях этого субъективнейшего писателя, всегда являющихся его личной исповедью, с их угрюмой тревогой, лихорадочными метаниями и колебаниями, неизбывным страхом перед хаосом и тьмой окружавшей жизни, запечатлелась скорбная история великой, но больной души, заболевшей человеческими страданиями и отчаявшейся, то есть изжившей свои чаяния, мечты, надежды молодости, - души, полюбившей боль, потому что ей нечем стало жить, а значит, и нечего стало любить, кроме боли.
Достоевский
– создатель глубоких реалистических
картин людского горя, классических по
своей художественной правде, неотразимой
силе, мастер реализма, введший в литературу
новые социальные типы.
1.
Место и роль темы детства
в романе “Братья Карамазовы”
Тема
детства в романе проходит красной
нитью через все повествование,
но в то же время не выделяется в
качестве центральной. Ее можно определить
как некое фоновое звучание голоса
автора, однако, обращаясь к ней,
Достоевский, с одной стороны, раскрывает
наиболее существенные стороны жизни
героев, выявляет зависимость их характеров
от обстоятельств их взросления. С другой
– автор обращается неоднократно детству,
как таковому, как к символу – символу
чистоты, нежности, и т.д., тема детства
приобретает метафорически-аллегорческое
звучание. Это позволяет говорить о том,
что он создает в романе особый образ детства,
реалистичный и трагический с одной стороны,
высокий, романтический, жизнеутверждающий
– с другой.
Значение
для романа и способ описания детства
главных героев (Митя, Алеша и Иван Карамазовы,
Смердяков).
Детство
братьев Карамазовых в
Митя Карамазов в возрасте трех лет оставшийся без матери, сначала оказался на попечении верного Григория, и если бы не Григорий, “на ребенке некому было бы переменить рубашонку”. Затем он попал в дом двоюродного дяди по матери, потом двоюродной тетки т.д., всего, он сменил четыре дома и четыре семьи, совершенно неудивительно, что он “рос в убеждении, что он все же имеет некоторое состояние и когда достигнет совершенных лет, то будет независим”. “.., отца своего он увидел и узнал уже после совершеннолетия, родитель ему и тогда не понравился”. Эта первая встреча Мити с отцом, его уверенность в том, что тот обманывает его по поводу его, Митиного, состояния и остается должен ему, стала завязкой основного конфликта романа. Сам Достоевский так фиксирует этот момент: “Вот это-то обстоятельства и привело к катастрофе, изложение которой и составит предмет моего первого вступительного романа или лучше сказать его внешнюю сторону”.
Нетрудно проследить, что источником конфликта Мити с отцом, который впоследствии, как мы знаем, приводит к трагической несправедливости – осуждение Мити за убийство Федора Павловича – является детство Мити, лишенное любви, понимания, отеческой заботы. Не нужно быть психологом, чтобы понять, что отсутствие любви в детском возрасте, ощущение ненужности и заброшенности губительны для любого человека, являются деформирующими личность факторами развития. “Личность ребенка очень хрупка, – пишет известный психолог В.В.Зеньковский, – и требует к себе внимательного и бережного отношения, так как иначе она легко может согнуться под действием внешних сил, может искривится, приостановиться в своем развитии, приобрести черты извращенности. Эта легкая податливость ребенка, малая сопротивляемость, чрезвычайная хрупкость детской души ведет к тому, что ей чрезвычайно легко нанести глубокую рану. Само дитя может скоро забыть эту рану, но ее объективное действие на детскую душу может быть очень длительным, словно яд забирается в самую глубину души и оттуда отравляет различные психические движения”. Когда знакомишься с личностью Мити Карамазова на протяжении всего романа, поражает его надорванность, необузданность, какая-то трагическая наполненность всех его переживаний, мыслей и поступков. Лишенный в детстве любви, он не умеет распорядиться и собственной любовью, она приобретает черты буйной фанатической, можно даже сказать, нездоровой привязанности( которая сравнима с любовью Рогожина к Настасье Филипповне в “Идиоте”) к Грушеньке. Его любовь не укладывается в рамки традиционных обыденных представлений о сущем и должном. Отказываясь от любви “порядочной”, красивой, умной и богатой Катерины Ивановны, он добивается любви “падшей” женщины – Грушеньки, которую оспаривает у своего отца. Интересно, однако, что первая, в конце концов, его предает, а вторая готова принять любую судьбу рядом с ним. Заметим, что для Достоевского это становится вполне традиционным способом утверждения нравственной чистоты в лице женщины по представлениям обыденной морали, ханжеского миропонимания недостойной и падшей: это и Сонечка Мармеладова в “Преступлении и наказании”, и Настасья Филипповна в “Идиоте” – их подлинность, их искренность, глубину чувств (ибо их коснулось страдание) Достоевский противопоставляет наигранности и легковесности “хороших” барышень.
Идея страдания – его возвышающей и очищающей силе, одна из основных идей Достоевского, сквозь призму которой, он разрабатывает и тему детства в романе “Братья Карамазовы”. Детство героев, т.е. уже самое начало жизни отмечено печатью страдания. Может быть, пройдя через него, братья Карамазовы, несмотря на явную нравственную порочность своего отца, вырастают достойными, честными и порядочными людьми, способными на высокие чувства, сострадание и понимание ближнего, и, что важнее всего для Достоевского, принятию и постижению Бога.
Детство младших братьев чуть отличается от Митиного, им посчастливилось попасть в дом к единственному наследнику генеральши - воспитательницы их матери, Ефиму Петровичу Поленову, человеку “благороднейшему и гуманнейшему, из таких, какие редко встречаются”. Он встретил мальчиков с любовью и искренне полюбил обоих, особенно младшего Алешу, за старшим Иваном признавал необыкновенные способности, но так и не сумел заменить ему отца. Душевная травма Ивана, та самая детская рана, о которой говорилось выше, была столь велика, что ему трудно было “отогреться”. “он рос каким-то угрюмым и замкнувшимся отроком, далеко неробким, но как бы еще с десяти лет проникнувшим в то, что растут они все-таки в чужой семье и на чужих милостях и что отец у них какой-то такой, о котором даже и говорить стыдно”. Алеша, напротив, с искренней готовностью принял любовь семейства своего благодетеля и щедро делился своей любовью, чистой не обезображенной, искренней, которой был щедро одарен от природы. Образ Алеши Карамазова можно назвать непосредственным продолжением образа князя Мышкина в творчестве Достоевского, с той разницей, что, будучи иным по сравнению с окружающими, нравственно полноценным и цельным, Мышкин все-таки отторгается людьми, как нечто чуждое и ущербное; Алеша же безоговорочно принимается всеми без исключения героями романа. Именно к нему апеллируют как к судье, признавая его нравственное превосходство, его природную мудрость, продиктованную неподдельной любовью, живущей в нем с самого детства, братья, Грушенька, Катерина Ивановна, Илюша даже своенравный Коля Красоткин. “ все этого юношу любили, где бы он не появлялся, и это с самых детских лет его . дар возбуждать к себе особенную любовь он заключал в себе, так сказать в самой природе, безыскусственно и непосредственно”. Его любили в семье, где он рос, любили сверстники, полюбил даже отец, казалось бы, уже не способный любить. Он не помнил обид, любил уединение и чтение, был трогательно стыдлив и целомудрен, никогда не поддерживал столь любимых мальчиками во все времена разговоров про женщин, за что был прозван “девочкой”, но это не уничтожало доброго к нему отношения товарищей. В возрасте 20 лет он встретился со старцем Зосимой, “к которому привязался всею горячею первою любовью своего неутолимого сердца”. Эта встреча и определила его судьбу, он ушел в монастырь.
Итак, детство братьев Карамазовых Достоевский описывает как бы вскользь, но считает это описание совершенно необходимым для дальнейшего повествования. Может быть, потому, что именно в детстве формируется личность человека, там закладываются основы его духовной и нравственной культуры. Невольно возникает вопрос – быть может, именно уход из родительского дома, взросление вне влияния глубоко порочного отца, каким его описывает автор, несмотря на всю свою трагичность, и позволил им стать людьми достойными и в общем-то, нравственными?
Этот вопрос звучит рельефнее, когда сравниваешь с ребенком, появившемся и выросшем рядом с Федором Павловичем, и являвшимся по предположениям сограждан, его незаконнорожденным сыном от городской юродивой – Лизаветы Смердящей. Отсюда и фамилия – Смердяков. Смердяков стал приемным сыном все того же слуги Карамазовых – Григория. “Воспитали его Марфа Игнатьевана и Григорий Васильевич, но мальчик рос “безо всякой благодарности”, как выражался о нем Григорий, мальчиком диким и смотря на свет из-за угла. В детстве он очень любил вешать кошек и потом хоронить их с церемонией.” Смердяков с детства, в отличие от Алеши, любившего людей, всех вокруг себя ненавидел и презирал, даже Федора Павловича, который по-своему любил мальчика и заботился о нем. Итак, Смердяков – мальчик, убивающий кошек в детстве, человек – убивший человека в зрелом возрасте. Есть ли здесь связь? Безусловно, Достоевский прослеживает ее, и еще раз показывает, как важно, то, что происходит в детстве, как детство влияет на всю последующую жизнь. Именно этим определяется место и роль темы детства в романе.
Психологи
считают, что личность человека формируется
до 5 лет, потом она только шлифуется
и незначительно
Информация о работе Специфика детей в романе Достоевского Братья Карамазовы