Специфика детей в романе Достоевского Братья Карамазовы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:22, реферат

Описание

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.

Содержание

Введения
1.Место и роль темы детства в романе “Братья Карамазовы”.
-Значение для романа и способ описания детства главных героев (Митя, Алеша и Иван Карамазовы, Смердяков.) -
2. Смысл детства в понимании Ф.М. Достоевского
-Тема детства как способ выражения и обоснования христианской позиции Ф.М. Достоевского (чистота, любовь, слабость, незащищенность).
-Роль образа Коли Красоткина в общей концепции романа.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

достоевский.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)
 

           Содержание: 

Введения

1.Место и  роль темы детства в романе  “Братья Карамазовы”. 

-Значение  для романа и способ описания  детства главных героев (Митя, Алеша  и Иван Карамазовы, Смердяков.) -

2. Смысл детства  в понимании Ф.М. Достоевского

 -Тема детства как способ выражения и обоснования христианской позиции Ф.М. Достоевского (чистота, любовь, слабость, незащищенность).

-Роль образа  Коли Красоткина в общей концепции  романа.

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Великий  русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.

        Раздвоенность терзала Достоевского, становясь для него и его героев источником мучительного своеобразного и мстительного наслаждения – болезненной формой признания безвыходности мучений.

        Он сам был жестоко унижен и оскорблён страшной действительностью, превращавшей его героев в изломанных людей. Его жизненный и литературный путь представляет собой трагедию, содержание которой является подавление и уродование человеческой души действительностью, враждебной гению, свободе, искусству, красоте. В произведениях этого субъективнейшего писателя, всегда являющихся его личной исповедью, с их угрюмой тревогой, лихорадочными метаниями и колебаниями, неизбывным страхом перед хаосом и тьмой окружавшей жизни, запечатлелась скорбная история великой, но больной души, заболевшей человеческими страданиями и отчаявшейся, то есть изжившей свои чаяния, мечты, надежды молодости, - души, полюбившей боль, потому что ей нечем стало жить, а значит, и нечего стало любить, кроме боли.

     Достоевский – создатель глубоких реалистических картин людского горя, классических по своей художественной правде, неотразимой силе, мастер реализма, введший в литературу новые социальные типы. 
 
 
 
 
 
 

     1. Место и роль темы детства в романе “Братья Карамазовы”  

     Тема  детства в романе проходит красной  нитью через все повествование, но в то же время не выделяется в  качестве центральной. Ее можно определить как некое фоновое звучание голоса автора, однако, обращаясь к ней, Достоевский, с одной стороны, раскрывает наиболее существенные стороны жизни героев, выявляет зависимость их характеров от обстоятельств их взросления. С другой – автор обращается неоднократно детству, как таковому, как к символу – символу чистоты, нежности, и т.д., тема детства приобретает метафорически-аллегорческое звучание. Это позволяет говорить о том, что он создает в романе особый образ детства, реалистичный и трагический с одной стороны, высокий, романтический, жизнеутверждающий – с другой.  

     Значение  для романа и способ описания детства  главных героев (Митя, Алеша и Иван Карамазовы, Смердяков). 

     Детство братьев Карамазовых в общепринятом смысле нельзя назвать счастливым. Жизнь начинается с трагедии потери матери, как для Мити, сына Федора Павловича от первого брака, так  и для Ивана и Алеши, детей от второго брака. Единственным источником любви, в которой так нуждается ребенок, для них становится слуга – Григорий и его жена Марфа. “Брошенные” отцом, они живут у чужих людей, где находят сострадание и заботу. Иными словами, объективные обстоятельства их взросления трагичны. Сам Достоевский не останавливается подробно на их описании, а замечает:” В подробный рассказ их детства и юности я опять пока не вступаю, а обозначу лишь самые главные обстоятельства”. Какие же это обстоятельства?

     Митя  Карамазов в возрасте трех лет оставшийся без матери, сначала оказался на попечении верного Григория, и если бы не Григорий, “на ребенке некому было бы переменить рубашонку”. Затем он попал в дом двоюродного дяди по матери, потом двоюродной тетки т.д., всего, он сменил четыре дома и четыре семьи, совершенно неудивительно, что он “рос в убеждении, что он все же имеет некоторое состояние и когда достигнет совершенных лет, то будет независим”. “.., отца своего он увидел и узнал уже после совершеннолетия, родитель ему и тогда не понравился”. Эта первая встреча Мити с отцом, его уверенность в том, что тот обманывает его по поводу его, Митиного, состояния и остается должен ему, стала завязкой основного конфликта романа. Сам Достоевский так фиксирует этот момент: “Вот это-то обстоятельства и привело к катастрофе, изложение которой и составит предмет моего первого вступительного романа или лучше сказать его внешнюю сторону”.

       Нетрудно проследить, что источником конфликта Мити с отцом, который впоследствии, как мы знаем, приводит к трагической несправедливости – осуждение Мити за убийство Федора Павловича – является детство Мити, лишенное любви, понимания, отеческой заботы. Не нужно быть психологом, чтобы понять, что отсутствие любви в детском возрасте, ощущение ненужности и заброшенности губительны для любого человека, являются деформирующими личность факторами развития. “Личность ребенка очень хрупка, – пишет известный психолог В.В.Зеньковский, – и требует к себе внимательного и бережного отношения, так как иначе она легко может согнуться под действием внешних сил, может искривится, приостановиться в своем развитии, приобрести черты извращенности. Эта легкая податливость ребенка, малая сопротивляемость, чрезвычайная хрупкость детской души ведет к тому, что ей чрезвычайно легко нанести глубокую рану. Само дитя может скоро забыть эту рану, но ее объективное действие на детскую душу может быть очень длительным, словно яд забирается в самую глубину души и оттуда отравляет различные психические движения”. Когда знакомишься с личностью Мити Карамазова на протяжении всего романа, поражает его надорванность, необузданность, какая-то трагическая наполненность всех его переживаний, мыслей и поступков. Лишенный в детстве любви, он не умеет распорядиться и собственной любовью, она приобретает черты буйной фанатической, можно даже сказать, нездоровой привязанности( которая сравнима с любовью Рогожина к Настасье Филипповне в “Идиоте”) к Грушеньке. Его любовь не укладывается в рамки традиционных обыденных представлений о сущем и должном. Отказываясь от любви “порядочной”, красивой, умной и богатой Катерины Ивановны, он добивается любви “падшей” женщины – Грушеньки, которую оспаривает у своего отца. Интересно, однако, что первая, в конце концов, его предает, а вторая готова принять любую судьбу рядом с ним. Заметим, что для Достоевского это становится вполне традиционным способом утверждения нравственной чистоты в лице женщины по представлениям обыденной морали, ханжеского миропонимания недостойной и падшей: это и Сонечка Мармеладова в “Преступлении и наказании”, и Настасья Филипповна в “Идиоте” – их подлинность, их искренность, глубину чувств (ибо их коснулось страдание) Достоевский противопоставляет наигранности и легковесности “хороших” барышень.

     Идея  страдания – его возвышающей  и очищающей силе, одна из основных идей Достоевского, сквозь призму которой, он разрабатывает и тему детства в романе “Братья Карамазовы”. Детство героев, т.е. уже самое начало жизни отмечено печатью страдания. Может быть, пройдя через него, братья Карамазовы, несмотря на явную нравственную порочность своего отца, вырастают достойными, честными и порядочными людьми, способными на высокие чувства, сострадание и понимание ближнего, и, что важнее всего для Достоевского, принятию и постижению Бога.

     Детство младших братьев чуть отличается от Митиного, им посчастливилось попасть в дом к единственному наследнику генеральши - воспитательницы их матери, Ефиму Петровичу Поленову, человеку “благороднейшему и гуманнейшему, из таких, какие редко встречаются”. Он встретил мальчиков с любовью и искренне полюбил обоих, особенно младшего Алешу, за старшим Иваном признавал необыкновенные способности, но так и не сумел заменить ему отца. Душевная травма Ивана, та самая детская рана, о которой говорилось выше, была столь велика, что ему трудно было “отогреться”. “он рос каким-то угрюмым и замкнувшимся отроком, далеко неробким, но как бы еще с десяти лет проникнувшим в то, что растут они все-таки в чужой семье и на чужих милостях и что отец у них какой-то такой, о котором даже и говорить стыдно”. Алеша, напротив, с искренней готовностью принял любовь семейства своего благодетеля и щедро делился своей любовью, чистой не обезображенной, искренней, которой был щедро одарен от природы. Образ Алеши Карамазова можно назвать непосредственным продолжением образа князя Мышкина в творчестве Достоевского, с той разницей, что, будучи иным по сравнению с окружающими, нравственно полноценным и цельным, Мышкин все-таки отторгается людьми, как нечто чуждое и ущербное; Алеша же безоговорочно принимается всеми без исключения героями романа. Именно к нему апеллируют как к судье, признавая его нравственное превосходство, его природную мудрость, продиктованную неподдельной любовью, живущей в нем с самого детства, братья, Грушенька, Катерина Ивановна, Илюша даже своенравный Коля Красоткин. “ все этого юношу любили, где бы он не появлялся, и это с самых детских лет его . дар возбуждать к себе особенную любовь он заключал в себе, так сказать в самой природе, безыскусственно и непосредственно”. Его любили в семье, где он рос, любили сверстники, полюбил даже отец, казалось бы, уже не способный любить. Он не помнил обид, любил уединение и чтение, был трогательно стыдлив и целомудрен, никогда не поддерживал столь любимых мальчиками во все времена разговоров про женщин, за что был прозван “девочкой”, но это не уничтожало доброго к нему отношения товарищей. В возрасте 20 лет он встретился со старцем Зосимой, “к которому привязался всею горячею первою любовью своего неутолимого сердца”. Эта встреча и определила его судьбу, он ушел в монастырь.

     Итак, детство братьев Карамазовых  Достоевский описывает как бы вскользь, но считает это описание совершенно необходимым для дальнейшего  повествования. Может быть, потому, что именно в детстве формируется  личность человека, там закладываются основы его духовной и нравственной культуры. Невольно возникает вопрос – быть может, именно уход из родительского дома, взросление вне влияния глубоко порочного отца, каким его описывает автор, несмотря на всю свою трагичность, и позволил им стать людьми достойными и в общем-то, нравственными?

       Этот вопрос звучит рельефнее, когда сравниваешь с ребенком, появившемся и выросшем рядом с Федором Павловичем, и являвшимся по предположениям сограждан, его незаконнорожденным сыном от городской юродивой – Лизаветы Смердящей. Отсюда и фамилия – Смердяков. Смердяков стал приемным сыном все того же слуги Карамазовых – Григория. “Воспитали его Марфа Игнатьевана и Григорий Васильевич, но мальчик рос “безо всякой благодарности”, как выражался о нем Григорий, мальчиком диким и смотря на свет из-за угла. В детстве он очень любил вешать кошек и потом хоронить их с церемонией.” Смердяков с детства, в отличие от Алеши, любившего людей, всех вокруг себя ненавидел и презирал, даже Федора Павловича, который по-своему любил мальчика и заботился о нем. Итак, Смердяков – мальчик, убивающий кошек в детстве, человек – убивший человека в зрелом возрасте. Есть ли здесь связь? Безусловно, Достоевский прослеживает ее, и еще раз показывает, как важно, то, что происходит в детстве, как детство влияет на всю последующую жизнь. Именно этим определяется место и роль темы детства в романе.

     Психологи считают, что личность человека формируется  до 5 лет, потом она только шлифуется  и незначительно трансформируется, следовательно, любое воспитательное воздействие необходимо именно в раннем возрасте, потом бывает часто уже поздно воспитывать. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей. Для современного российского общества – это и переполненные детские дома, и беспризорники, и жестокие и равнодушные “сынки” богатых и влиятельных родителей. Поэтому так важны все обстоятельства детства, поэтому великий “исследователь душ человеческих” – Федор Михайлович Достоевский начинает создание образов главных героев с описания их детства, в зависимость от которых ставит формирование их характеров. Однако было бы неправильным предполагать, что Достоевский выводит личность человека исключительно из окружающей среды. Он, безусловно, признает тот факт, что многое, что развивается впоследствии в человеке заложено в нем изначально. Иначе как можно было бы объяснить, что родные братья Алексей и Иван, выросшие в одних и тех же условиях становятся столь разными? А не лишенный любви окружающих в детстве, в отличие от Дмитрия Карамазова, Смердяков становится жестоким человеконенавистником? Разумеется, тогда еще не шла речь о генетическом факторе и т.п. вещах, однако уверенность в изначальной исключительности и самобытности каждой личности четко прослеживается во всех произведениях Достоевского, в том числе, и в “Братьях Карамазовых”. Снова обратимся к исследованиям В.В.Зеньковского: "Личность ребенка есть живое и органическое единство, основа которого лежит во внеэмпирической сфере; от первых дней его жизни личность уже окрашена чем-то индивидуальным ”.

Информация о работе Специфика детей в романе Достоевского Братья Карамазовы