Специфика детей в романе Достоевского Братья Карамазовы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 03:22, реферат

Описание

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.

Содержание

Введения
1.Место и роль темы детства в романе “Братья Карамазовы”.
-Значение для романа и способ описания детства главных героев (Митя, Алеша и Иван Карамазовы, Смердяков.) -
2. Смысл детства в понимании Ф.М. Достоевского
-Тема детства как способ выражения и обоснования христианской позиции Ф.М. Достоевского (чистота, любовь, слабость, незащищенность).
-Роль образа Коли Красоткина в общей концепции романа.
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

достоевский.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, детство – это не только и не столько подготовка, пропедевтика взрослой жизни, сколько самобытное и самоценное явление. Различия людей (ибо все люди разные и это –  аксиома) прослеживаются в самом  раннем возрасте, это тоже ярко показывает Ф.М.Достоевский, описывая детство своих героев.

     2. Смысл детства  в понимании Ф.М.  Достоевского.

     Однако  описанием детства героев не исчерпывается  тема детства в романе. Он приобретает  здесь и общемировоззренческий  философский смысл. Детство как  таковое выступает символом чистоты, высшей реальности, источником радости бытия. Например, Достоевский подробно описывает разговор старца Зосимы с женщиной потерявшей ребенка и неутешно страдающей от этого. “И не утешайся, – говорит ей старец, – и не надо тебе утешаться, не утишайся и плачь, только каждый раз, когда плачешь, вспоминай неуклонно, что сыночек твой – есть единый из ангелов божьих, оттуда на тебя смотрит и видит тебя и на слезы твои радуется, и на них господу богу указывает. И надолго тебе сего материнского плача будет, но обратится он под конец тебе в тихую радость, и будут горькие слезы твои лишь слезами тихого умиления и сердечного очищения, от грехов спасающего”. Звали умершего мальчика Алексеем. Случайно ли это совпадение имен - безгрешно ушедшего в мир иной в чистоте радующего бога и очищающего скорбящих о нем, и живущего Алеши Карамазова, несущего радость и любовь всем окружающим, принимающим на себя их скорби и несчастья? Наверное, нет. Образ плачущей матери можно рассматривать как образ рыдающего человечества по утраченной чистоте и искренности, поэтому ответ старца можно адресовать всем людям. Чем больше мы плачем об утрате чистого, тем надежнее мы защищены от грязи и греха, проникающих и калечащих души наши. Поэтому старец и говорит - “не утешайся”, ибо нет нам утешения, но есть радость в памяти о чистоте и невинности. Даже самые человеколюбивые и добрые намерения часто приобретают форму агрессии и ненависти. Об этом напоминает нам Достоевский, описывая сцену нападения на Алешу Карамазова мальчика Илюши. Через образ этого мальчика писатель показывает, что добро бывает и с кулаками, нужно ли осуждать борющихся за правду, старающихся отомстить обидчикам? Вопрос остается открытым, как, впрочем, и многие другие нравственные вопросы, поднимаемые Достоевским, нет и не может быть на них однозначного ответа. Недоумевая, почему незнакомый мальчик вдруг кинулся на него с дракой, Алеша приходит к нему в дом и выясняет, что это сын того самого штабс-капитана, которого недавно обидел и унизил Митя Карамазов. “Я, кажется теперь все понял, – тихо и грустно ответил Алеша, продолжая сидеть. – Значит, ваш мальчик – добрый мальчик, и бросился на меня как на брата вашего обидчика”. Вкладывая эту агрессию в руки маленького мальчика, Достоевский возможно еще раз подчеркивает, что пути добра неоднозначны, ибо изначально доброе и чистое создание – ребенок стремится сотворить зло (побить невинного человека), бесконечно уверенный в правоте своей. Глубоко и проникновенно звучат слова отца Илюши, рассказывавшего Алеше об этом происшествии. “ В маленьком существе великий гнев.. Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы божьи, а вместе, а вместе, особенно в школах, весьма безжалостны Начали его дразнить, воспрянул в Илюше благородный дух. Обыкновенный, слабый сын, – тот бы смирился, отца своего застыдился, а этот один против всех восстал за отца. За отца и за истину-с, за правду-с. И вот так-то детки наши , детки презренных, но благородных нищих-с, правду на земле еще девять лет от роду узнают-с. Богатым где: те всю жизнь такой глубины не исследуют ”.

     Таким образом, вечные проблема добра и  зла, “униженных и оскорбленных”  раскрываются писателем и через  тему детства, в том числе. Вечный поиск справедливости воплощается  в действиях маленького мальчика Илюши, пытающегося изо всех своих детских сил, превозмогая страх “воевать”, доказывая всему миру свое право на достоинство и честь. Однако, невольно вспоминается библейская мудрость, ставшая поговоркой, о том, что" благими намерениями вымощена дорога в ад”. Илюша умирает впоследствии, но умирает, раскаиваясь в совершенных злых поступках, как в “нападении” на Алешу, так и в том, что по наущению Смердякова подкинул бродячей собаке кусок хлеба с иголкой. Он умирает большим другом Алеши Карамазова, тихо и спокойно простясь с отцом и друзьями. Быть может, именно его смертью Достоевский вновь пытается утвердить мысль об изначальной близости ребенка к богу, к горнему, к чистому. Так “согрешивший” девятилетний мальчик все же очищается и очищает своей смертью, родных, друзей, забывших про “традиционную” детскую жестокость, он возвышает своей смертью всех окружающих его. Детство, таким образом, еще раз признается источником чистоты.

     Неотъемлемой  составляющей, образа детства, является любовь. “ деток можно любить даже и вблизи, даже и грязных, даже дурных лицом (мне, однако же, кажется, что детки никогда не бывают дурны лицом) о больших я и потому говорить не буду, что, кроме того, что они отвратительны и любви не заслуживают, у них есть возмездие: они съели яблоко и познали добро и зло и стали “яко бози”. Продолжают и теперь его есть. Но деточки ничего не съели и пока еще ни в чем не виновны”, говорит Иван Карамазов. Именно невинность, чистота детская в наибольшей степени кощунственной делает страдания детей, принимаемые за чужие грехи. Эта несправедливость мира глубоко волнует Ивана Карамазова, он ищет и не находит ответа на вопрос - за что? Этот парадокс приводит его к неверию в мудрость творения, к сомнению в непогрешимости бога, допускающего это. Таким образом, проблема всеобщей справедливости и гармонии тоже находит свое отражение в раскрытии темы детства в романе. В том же разговоре с Алешей Иван рассказывает страшные вещи, как турки и черкесы в Болгарии изощренно убивали детей на глазах их матерей, получая удовольствие. Такие факты рождают в его душе бунт, пугающий Алешу, и острое неприятие действительности. “Бунт? Можно ли жить бунтом, а я хочу жить”.

     Как уже говорилось выше, Иван был необыкновенно  талантлив, может быть в нем иногда видит себя Достоевский, т.к. именно ему он “дарит” авторство величайшего самостоятельного произведения, если можно так выразиться, “романа в романе” - поэмы о Великом Инквизиторе. Здесь Достоевский использует тот же литературный прием, что до него применил Шекспир в “Гамлете”, разыграв пьесу внутри пьесы, после него – Михаил Булгаков в “Мастере и Маргарите”, включив в повествование совершенно самостоятельное произведение – роман о Понтии Пилате. Зачем? Быть может, для того, чтобы сконцентрировать внимание на глубинных, сущностных проблемах. Поэма о Великом Инквизиторе написана в романтическом стиле легенды, в литературоведческих источниках ее часто так и называют Легенда о Великом Инквизиторе, она повествует о втором пришествии Христа, которое произошло без шума и помпы, сопровождающими официальные богослужения, а просто и естественно. Событийная канва имеет трагический финал – Христос попадает в тюрьму инквизиции и, как и прежде, готовится принять мученическую смерть. Суть же легенды – монолог самого Великого инквизитора, объясняющего Христу - почему он не нужен в мире. “Клянусь, – говорит он Христу, – человек слабее и ниже создан, чем ты о нем думал”. Сам бунт человеческий в массе своей есть проявление детскости и безответственности людей, ибо они слабы и лишь небольшое их число способно приять ту свободу и свободную любовь, за которую Иисус принес себя в жертву. А по слабости своей, ибо в силу слабости они были и остаются детьми, они нуждаются в жесткой власти, которой чужда проповедь всеобщей любви и прощения. “ Что в том, что он теперь повсеместно бунтует против нашей власти и гордится тем, что бунтует? Это гордость ребенка и школьника. Это маленькие дети, взбунтовавшиеся в классе и выгнавшие учителя. Но придет конец восторгу ребятишек и он будет дорого стоить им. Они ниспровергнут храмы и зальют кровью землю. Но догадаются бунтовщики, что хоть они и бунтовщики, но бунтовщики слабосильные и бунта своего не выдерживающие.” Как бы в ответ на это, уже в ХХ веке великий французский писатель, Альбер Камю, как и все представители экзистенциализма, считавший Достоевского своим учителем, создаст своего “Бунтующего человека”, пытающегося вырваться из стен абсурда, которыми является весь мир лишенный смысла и значения.

     Мы  видим, что в Легенде о Великом  Инквизиторе тема детства приобретает  новое метафорическое звучание: “Все люди – дети”. Детство выступает символом слабости и несамостоятельности. Тот же смысл вкладывается в понятие детства, когда говорится о Катерине Ивановне, что он “сущий ребенок”, а потому обижаться на нее нельзя.

       Новый, позитивный пафос появляется в идее “Все люди – дети” в предсмертной проповеди уже не Великого Инквизитора, а старца Зосимы. Излагая библейскую легенду об испытании Иова, старец Зосима опять обращается к теме потери детей. По легенде, чтобы испытать Иова, Бог поражает его болезнью, отнимает у него все, в том числе и детей, но не возроптал Иов. “ и вот у него уже новые дети, и любит он их – господи: “ Да как мог бы, казалось, возлюбить этих новых, когда тех прежних нет, когда тех лишился? Вспоминая тех, разве можно быть счастливым в полноте, как прежде, с новыми, как бы новые ни были его сердцу милы?” Но можно, можно: старое горе великою тайной жизни человеческой переходит постепенно в умиленную тихую радость; вместо юности кипучей крови наступает тихая ясная старость: благословляю выход солнца ежедневно, и сердце мое по-прежнему поет ему, но уже более люблю закат его, длинные косые лучи его, а с ними тихие, кроткие, умильные воспоминания, милые образы из всей долгой и благословенной жизни – а на до всем-то правда Божия, умиляющая, примиряющая, всепрощающая!” Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас отец Зосима, а вместе с ним и Ф.М. Достоевский: “ просите у бога веселья. Будьте веселы как дети, как птички небесные Бегите, дети, сего уныния”, – говорит он всем присутствующим в его келье, а вместе с ними и всем людям на земле. Будьте как дети! Именно к этой традиционно христианской идее приходит Достоевский и ее делает одной из центральных своих идей. Ведь именно в “детскости”, непосредственности Алеши Карамазова и состоит его привлекательность.

     Продолжая линию избранности Алеши (божьего  человека), Достоевский приводит его  в общество детей. Он становится другом и наставником Илюши и его товарищей. Так же как он сам обрел когда-то друга и наставника в лице отца Зосимы, становится таковым для Коли Красоткина, мальчика сильного и самобытного. Образ Коли становится центральным образом книги десятой романа “Мальчики”. “Был он смелый мальчишка, “ужасно сильный” был ловок, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого. Учился хорошо Уважение школьников принимал как должное, но держался дружелюбно. Главное, знал меру ” Одним словом, он был признанным неформальным лидером, как сказали бы современные психологи. При знакомстве с ним Алеша обращает внимание на его высокое самомнение, но делает это тактично и ненавязчиво: “ я недавно прочел один отзыв одного заграничного немца, жившего в России, о нашей теперешней учащейся молодежи: “Покажите вы, - пишет он, - русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною”. Никаких знаний и беззаветное самомнение - вот, что хотел сказать немец”. Их знакомство произошло у постели умирающего Илюши, после непродолжительного разговора Коля понимает, что он искренне любит Алешу и не стыдится ему признаться в этом. Его охватывает то же светлое высокое чувство, которое испытал Алеша Карамазов при встрече со старцем Зосимой. Коля становится как бы продолжением Алеши, продолжением добра живущего в мире, неуничтожимого и непобедимого. Именно возгласом Коли Красоткина, мальчика 13 лет заканчивается роман: “ И вечно так, всю жизнь рука об руку! Ура Карамазову”. И эти слова из уст ребенка сами подводят итог теме детства, ибо именно детство в лице Коли - финал и апофеоз романа.

     Заключение. 

     Несмотря  на всю трагичность событий описываемых  в романе Ф.М.Достоевского “Братья  Карамазовы”, жизнеутверждающий финал  делает его гимном доброму, позитивному, божественному началу в человеке, источником и убежищем которого является детство, чем и определяется значение и роль этой темы для романа. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

1. Ф.М.  Достоевский. Братья Карамазовы// Собрание соч. в 10 томах, т. 9, М., 1958.

2. Бахтин  М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

3. В.В.  Зеньковский. Психология детства.  М., 1996.

4. Камю  А. Бунтующий человек. М., 1990.

6. Кирпотин  В. Я. Мир Достоевского. М., 1980.

7. Фридлендер  Г.М. Достоевский и мировая  литература. М., 1979. 

БИБЛИЯ: Евангелие от Луки.

Информация о работе Специфика детей в романе Достоевского Братья Карамазовы