Сравнительный анализ произведений Б. Окуджавы «Девушка моей мечты» и «Нечаянная радость»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 18:30, курсовая работа

Описание

Сравнение двух аналогичных по структуре и содержанию текстов Булата Окуджавы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Раннее творчество Окуджавы…………………………………………………4
1. Поэты-шестидесятники……………………………………………………………-----
2. Тема войны как одна из основных в творчестве Б. Окуджавы
Глава 2. Сравнение повестей «Девушка моей мечты» и «Нечаянная радость»
Заключение

Работа состоит из  1 файл

ОКУДЖАВА.docx

— 63.01 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Самарский государственный  университет»

Филологический  факультет 

Кафедра русской и зарубежной литературы

Специальность «филология» 

Сравнительный анализ произведений Б. Окуджавы «Девушка моей мечты» и «Нечаянная радость»

Курсовая  работа 
 

Выполнил (а) студент (ка)

_2_курса_07.201.30._группы

Быкова  Марина Вячеславовна

___________________(подпись) 

Научный руководитель

к. ф. н., доцент

Тютелова  Л. Г.

____________________(подпись)

Работа  защищена

«___»______2010г.

Оценка_________

Самара 2010 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Раннее творчество Окуджавы…………………………………………………4

    1. Поэты-шестидесятники……………………………………………………………-----
    2. Тема войны как одна из основных в творчестве Б. Окуджавы

Глава 2. Сравнение повестей «Девушка моей мечты» и «Нечаянная радость»

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Особое место среди поэтов-«шестидесятников»  занимает Булат Окуджава (1924–1997). Биографически он принадлежит  к фронтовому поколению. Восемнадцатилетним1 он ушел на фронт, и в памяти его война сохранилась навсегда. Особенно много стихов о войне у раннего Окуджавы. Подобно своим ближайшим предшественникам, поэтам-фронтовикам – Гудзенко, Дудино, Орлову и другим, молодой Окуджава воспринимает войну, прежде всего, как трагическое испытание человеческой души.

     Родился Булат Шолович 9 мая 1924 в Москве в  семье партийных работников, детство  провел на Арбате. До войны, его огорчало, что в день его рождения не ассоциируется  ни с какой великой датой истории. Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта «Мы за ценой не постоим...»2.

     Современное первоначальное отношение к творчеству Окуджавы – неактуальность в современности. Неактуальность, прежде всего, из-за звучания. Но если задуматься, сопоставить тематику стихов и прозы автора, прибавить  сюда положение в стране – многое становиться ясно. Ясно становится, как Окуджава трансформировался  в Высоцкого, а Высоцкий породил  весь русский рок-н-ролл.

     Но  тема данной курсовой работы звучит как  «сравнение двух произведений Булата Окуджавы». Почему именно военная? Как  было сказано выше, Окуджава относится  к поколению фронтовиков. А таких  людей война не покидает до конца  жизни. Они сотни и сотни раз  переосмысляют свои поступки, правильность своих действий там, на войне. Люди творческие выражают это переосмысление в своих  произведениях. И наше тревожное время, когда мир разрывают локальные войны и конфликты, но, порой, не дает в скорости информационных потоков возможности переосмыслить и осознать происходящее, постоянно возвращает нас к творчеству Окуджавы. Его стихи как шпаргалка для понимания происходящего того, что мы можем увидеть только по телевизору, ведь все войны – что тысячу лет назад, что сейчас – психологически мало чем отличаются.

     Целью работы можно считать необходимость понять формирование отношения поэта к войне на разных этапах его жизненного пути.

     Задача: проанализировать произведения и основные факторы, воздействующие на писателя на протяжении жизни.

     Соответственно  проявляются объект и предмет исследования: творчество Окуджавы в целом и послевоенная тема в этом творчестве в частности. Это будет хорошо видно на примере двух его рассказов «Девушка моей мечты» и «Нечаянная радость».

 

      ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Раннее  творчество Окуджавы.

    1. Тема войны как одна из основных в творчестве Б. Окуджавы

     Надежда, белою рукою

     сыграй  мне что-нибудь такое,

     чтоб  краска схлынула с лица,

     как будто кони от крыльца. 

     Сыграй  мне что-нибудь такое,

     чтоб  ни печали, ни покоя,

     ни  нот, ни клавиш и ни рук...

     О том, что я несчастен, врут. 

     Еще нам плакать и смеяться,

     но  не смиряться, не смиряться.

     Еще не пройден тот подъем.

     Еще друг друга мы найдем... 

     Все эти улицы - как сестры.

     Твоя  игра - их говор пестрый,

     их  каблуков полночный стук...

     Я жаден до всего вокруг. 

     Ты  так играешь, так играешь,

     как будто медленно сгораешь.

     Но  что-то есть в твоем огне,

     еще неведомое мне.

     Окуджава  Булат Шалвович (1924-1997), русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946–1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском, не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.

     За  всю свою не очень долгую жизнь  Булат Окуджава написал много  интересных произведений – прозаических, драматургических и, конечно, стихов. Именно как поэт, и  особенно, поэт-песенник, он и известен широкому кругу читателей. В нашем исследовании мы постараемся  проследить становление писателя как  мастера, анализируя и рассматривая его произведения с точки зрения главной темы творчества поэта –  темы надежды.  Именно с этой темой он выступал в литературе еще пятидесятых годов, что видно из процитированного стихотворения, написанного в 1956 году. Определяя задачи нашей работы, мы решили, проанализировав творчество Б.Окуджавы, рассмотреть тему надежды в самых известных его произведениях, определив и вклад писателя в русскую литературу ХХ века.

     Писать  стихи Булат Окуджава начал рано, еще в школе. Стихи, конечно, были лирические, добрые, простые, как принято  теперь говорить. Будучи с юности в  ладу с гитарой, Булат стал напевать свои стихи, совершенно не понимая, что  становится родоначальником целого направления в советской песне, которое впоследствии получило название «авторская песня». О его вкладе в это направление в искусстве  мы и будем говорить в данной главе.

       Именно во второй половине пятидесятых – начале шестидесятых годов ХХ века в русской поэзии зародилось новое направление, которое было задано «поющими поэтами» - авторами стихов и музыки собственных песен, которые сами же их и исполняли, чаще всего в сопровождении гитары. В одних случаях, как Б.Окуджава, это были профессиональные поэты, сочетавшие песенное творчество с созданием непесенных стихотворений В других случаях это были авторы песен, именно в этом жанре реализовавшие свой поэтический талант (Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Юрий Кукин, Евгений Клячкин и многие другие). Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристских походах и геологических экспедициях, они предназначались для относительно узкого круга, и прямой контакт между исполнителями и слушателями создавал неповторимую, неформальную и доверительную атмосферу.

     Со  временем некоторые из авторов таких  песен начали выступать с публичными концертами (чаще всего неофициальными или полуофициальными), еще больше расширили их аудиторию магнитофонные  записи, сделанные как во время  публичных, так и во время домашних концертов. Именно тогда в наш быт пришли магнитофоны, которые подорвали монополию власти на распространение звучащей информации, которая до тех пор выходила на радио, телевидение и грампластинки только под строжайшим цензурно-идеологическим контролем. Как одна из разновидностей "самиздата" сформировался так называемый "магнитиздат". Поющих поэтов стали слушать (и петь) тысячи незнакомых им людей по всей стране.

     Долго шли споры о том, как назвать  новое художественное явление. Появилось  выражение "самодеятельная песня", возникли КСП (клубы самодеятельной песни), стали проводиться многочисленные фестивали и слеты. В основе своей это было естественно возникшее молодежное движение со свободно-демократическими принципами и законами, однако власти пытались регламентировать работу клубов, навязать фестивалям и слетам комсомольские вывески и лозунги. Это вызвало неприятие термина "самодеятельная песня" со стороны независимо настроенных участников движения и, прежде всего, со стороны тех авторов, которые не без основания считали себя не "самодеятельными" сочинителями, не любителями, а профессионалами в искусстве. Таким был, несомненно, и Булат Шалвович Окуджава. Именно тогда, в далекие шестидесятые годы, зазвучали его стихи. Именно стихи, а не песни, так как он сам всегда говорил, что ни в коей мере не считает себя певцом, просто ему так удобнее со слушателями-читателями разговаривать. О чем же пел в те годы поэт? Окуджава, на мой взгляд, всегда писал, говорил и пел только о том, что пережил он сам. Он, в семнадцать лет ушедший на фронт, много строк посвятил войне :

       Вы слышите: грохочут сапоги,

     и птицы ошалелые летят,

     и женщины глядят из-под руки?

     Вы  поняли, куда они глядят?

     И всегда, во все времена он хотел, чтобы у нашего народа была надежда.…  На что? Что мир будет, что будут  смеяться дети, что будет любовь…и разлука.… Если бы он не хотел дать надежду, разве написал бы он:

     Пока  земля еще вертится, пока еще ярок свет,

     Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет...

     Сам Окуджава прожил тяжелую жизнь, полную лишений и разочарований – родители его были репрессированы в годы сталинских беззаконий, его долго не считали серьезным поэтом, после перестройки канонизировали,  а он был земной человек, со своими слабостями и заблуждениями, очень порядочный и честный. Рассказывали, что когда его пригласили на прием в Кремль и попросили взять гитару, чтобы исполнить свои песни для «сильных мира сего», он поморщился и отказался. Он много давал интервью, где честно рассказывал о себе и правдиво отвечал на все поставленные вопросы. Всю свою жизнь он больше всего хотел, чтобы его Родина, Россия, жила честно, чтобы никому не было стыдно за то, как мы живем. Но вернемся к авторской песне, ведь именно так стали называть это направление в поэзии с 1965 года. Это обозначение подхватили многие, его - с оговорками или без - согласились применить к своей работе такие лидеры и авторитеты, как Окуджава, Галич и Высоцкий. Сегодня уже бесполезно спорить с этим наименованием, придираться к его внутренней смысловой противоречивости, поскольку оно утвердилось окончательно, вошло в справочники, энциклопедии и учебные пособия. Под таким названием выходят целые сборники стихов. С точки зрения исторической поэтики авторская песня восходит к таким "низовым" источникам, как блатной фольклор и городской романс, она множеством нитей связана с поэзией русского модернизма ("серебряного века"). Именно в авторской песне мы находим отголоски поэзии Блока. Рассмотрим пример:

     И мне, как всем, все тот же жребий

     Мерещится в грядущей мгле:

     Опять - любить Ее на небе

     И изменить ей на земле.

     (Блок. "Кольцо существованья тесно...", 1909)

     Крест деревянный иль чугунный

     назначен  нам в грядущей мгле...

Информация о работе Сравнительный анализ произведений Б. Окуджавы «Девушка моей мечты» и «Нечаянная радость»