Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 18:30, курсовая работа
Сравнение двух аналогичных по структуре и содержанию текстов Булата Окуджавы.
Введение……………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Раннее творчество Окуджавы…………………………………………………4
1. Поэты-шестидесятники……………………………………………………………-----
2. Тема войны как одна из основных в творчестве Б. Окуджавы
Глава 2. Сравнение повестей «Девушка моей мечты» и «Нечаянная радость»
Заключение
Надо
также понимать, что война переворачивает
абсолютно всё. При этом
Благодаря творчеству Булата Окуджавы понимаешь, насколько хрупка и ненадежна человеческая жизнь. И невольно начинаешь задумываться о том, что ты успел сделать и насколько важно сохранять отношения с родными, несмотря на обстоятельства. И все же творчество Булата Окуджавы поймет до конца только тот, кто прошел все ужасы войны. Кто потерял родных и друзей в жерновах этакой своеобразной «мельницы».
Понять цену этой жизни, понять цену любого военного конфликта, можно читая стихи и прозу Булата Окуджавы.
Уход
Булата Окуджавы в июне 1997 года
был воспринят как завершение
еще одной художественной
В нормальном обществе существованием таких, как Окуджава, дорожат. Дорожат уже потому, что оглядываются, боятся: что подумает, что скажет? Дорожат, как и положено дорожить находящимся наготове чувством стыда — этим первичным признаком человека, без которого он попросту не человек. В обществе ненормальном, заражающем ненормальностью даже тех, кто против нее восстает, таких — ненавидят. Слава богу, не все — что внушает надежду на нашу небезнадежность. Наше общество всегда было разным – и нормальным, и ненормальным, это подтверждает его (общества) такое разное отношение к своим поэтам…
Всенародная любовь к Окуджаве
обречена была сопровождаться
и ненавистью, отмечающей ненавидящих,
как клеймо. Сперва это был
официоз, потом — те, кого по-разному,
но равно сближает неприязнь
к удивительной и, как им, вероятно,
казалось, оскорбительно вызывающей
независимости, которой
Фольклором
городской интеллигенции»
Русский
грузин Окуджава — поэт
снов, то есть того, интимней и
индивидуальней чего не бывает.
Поэт подсознания? Нет, лучше
сказать — надсознания, ибо
какое тут «под», какое
Вспомним его знаменитое: «Моцарт
на старенькой скрипке играет…
красный камзол, башмаки золотые,
белый парик, рукава в
Между прочим, с иллюзиями тоже не всё просто. Иллюзии могут быть подобием спасительного, лечебного сна — но они еще и привилегия Пушкина, Мандельштама, Зощенко, Пастернака с их высокой доверчивостью, обычно отличающей гениев. И, коли на то пошло, самая опасная из иллюзий — что мы, нынешние, будто бы раз навсегда отрезвели: вот самый прямой путь к отупляющему самодовольству.
«Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся… я всё равно паду…» Это даже независимо оттого, что думал Булат Окуджава, сын расстрелянного отца и матери-лагерницы, чья тогдашняя реабилитация могла хоть ненадолго воскресить былую иллюзию. Так или иначе, он ее не воспел, а оттпель… Со временем мы поймем, сколь духовно подвижен был тот, кого мы (простительное заблуждение современников), единожды полюбив, сделали заложником своей постоянной любви. А он, создав свой элегически-романтический имидж, принялся за его ироническое разрушение. Доброволец Отечественной войны, встретивший День Победы и свой день рождения солдатом, долечивающим рану, он готов был сказать о пуле, настигшей его, с показательным легкомыслием: «раной одной откупился сполна от смерти на этой войне».
Ирония, а там и жесткость, даже жестокость к себе — вот что проступит, допустим, в рассказе «Девушка моей мечты», одним из, лучших прозаических сочинений Окуджавы. Все это делалось писателем для создания своей второй реальности, отстоять ее перед пошлостью реальности первой, а потом подвергнуть собственной жестокой ревизии. Испытать на истинность и на прочность — также собственные, не чужие.
Как
бы то ни было, Булат Окуджава
— своего рода независимое
государство; островное —
«Дело поэта вовсе не в том, чтобы достучаться непременно до всех олухов; скорее, добытая им гармония производит отбор между ними, с целью добыть нечто более интересное, чем среднечеловеческое, из груды человеческого шлака»- сказал Александр Блок.
Булат Окуджава произвел свой отбор — уже настолько явный, что иные из не желающих ему соответствовать сами о том заявляют. Когда поэта любят все, тут что-то не так: или в поэте, или в любящей массе. Для Окуджавы наступает время любви, обремененной — и количественно ограниченной — пониманием. Только им, пониманием, можем мы оправдать свою самолюбивую надежду, что прошли отбор и отсев.
Окуджава, во всяком случае ранний,
— звенящая музыкальная нота
наших надежд. Не зря в ностальгических
фильмах, будь то оскароносный
«Москва слезам не верит» или
всенародно полюбленные «
Библиографический список:
Источники:
1.1 Авторская песня. Книга для ученика и учителя. — М., 1997.
1.2 Авторская песня. / сост. Вл. И. Новиков. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Агентство «КРПА «Олимп», 2002. – 506 с. – (Школа классики).
1.4 Истомин, С., Денисенко, Д. Самые знаменитые барды России / С. Истомин, Д. Денисенко. – М.: Вече, 2001. – 416 с.- (Самые знаменитые).
1.5 Булат Окуджава. Избранное. Стихотворения. – М., - 1989.
2. Учебная литература:
2.1 Лейдерман Н. Л и Липовецкий: М. В. Современная русская литература 1950–1990-е годы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В двух томах – Том 1: 1953 – 1968. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, – 416 с. Том 2: 1968 - 1990. – М.: Издательский центр «Академия», 2003, – 688 с.
3. Электронные ресурсы
3.4 Энциклопедия
«Кругосвет» материалы сайта www.krugosvet.ru